Русский язык. "Суффиксы слов, называющих предметы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Знать роль суффикса.
  • Уметь определять и выделять суффиксы в словах.
  • Уметь письменно показать словообразование слова.
  • Знать правописание словарного слова «рисунок»
  • уметь находить в словах сомнительные написания и проверять их.
  • Уметь сравнивать, анализировать и делать выводы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Минута чистописания

ЗИМ
– Назовите слово-предмет с таким сочетанием букв. Докажи, что это слово- предмет. – Запишем слово в начальной форме.
– Разберем это слово по составу. Зима.
– Какая орфограмма в этом слове?
– Образуйте от этого слово  слово-признак, слово-действие.
– Разберем по составу.   Зимний, зимует.
– Какое слово по отношению к остальным является проверочным?
– При помощи чего образовались новые слова?
– Что такое суффикс?

Вывод: какую роль играет суффикс в слове?

3. Сегодня на уроке обобщим знания по теме «суффикс». Я хочу познакомить вас со стихотворением «Пудинг»  Андрея Усачева.

Англичане любят
Есть на ужин ПУДИНГ.
Потому что ПУДИНГ–
Очень вкусный БЛЮДИНГ.
Тот, кто любит ПУДИНГ
И часто ходит в ГОСТИНГ,
Не бывает ХУДИНГ,
А бывает ТОЛСТИНГ.

Словарная работа

Пудинг – запеканка из творога или теста с изюмом, фруктами. Это национальное английское блюдо.

– В слове «пудинг» нет суффикса, а в английском слове «pudding» есть суффикс ing [инг].
– Переведите это стихотворение на совсем понятный язык.
– С помощью суффикса ИНГ поэт образовал четыре новых слова. Покажи письменно, от каких  слов они образовались, разберем их по составу.

БЛЮДИНГ — БЛЮДО
ГОСТИНГ – ...
ХУДИНГ – ...
ТОЛСТИНГ – ...

– А вы любите ходить в гости? А гости ходят, чтобы стать толстинг?

Вывод: как образованны, новые смешные слова?

– Почему поэт придумал новые слова? (Хотел показать суффикс ИНГ)
Посмотрите сейчас на нашу выставку рисунков. Вы нарисовали свою семью за завтраком, обедом и ужином. Мне было очень приятно услышать от вас добрые, хорошие слова о ваших семьях. А какое любимое блюдо вашей семьи?

– Сейчас обратимся к Обратному словарю. Откройте на букву -А, найдите слова на -ШКА. Назовите слова, которые относятся к теме «семья».

– Отыщи в списке слово сынишка. Покажи письменно от какого другого слова оно образованно: … – … (сынишка – сын). А следующее слово?

Вывод:  при помощи каких суффиксов образованны новые слова? (ишк, ушк)

– Какой оттенок придают к смыслу слова эти суффиксы? (уменьшительно- ласкательный оттенок)

4. Физминутка «Рыбки»

5. Словарная работа по карточке

– Прочитаем стихотворение про рыбок.

Рисую ло[т]ку под мостом
И кой- кого с б_ль[шы]м хв_стом.
C_дит он в ло[т]ке, ловит ры[п]ку.
У ры[п]ки вижу я улы[п]ку, –
Наверное, портрет хв_ста
Она узнала не спроста...
Конечно, это — хвост к_та!

рисунок

–Обрати внимание на ПЕРВЫЕ буквы строк. Ничего не замечаешь? Из них складывается название стихотворения!  Это словарное слово и правописание безударной гласной и нужно запомнить. Давайте составим предложения со словарным словом по данным схемам:

– Напиши сначала название этого стихотворения, а потом постарайся записать его текст без ошибок.

Взаимопроверка.

Вывод: что помогло справиться с работой? Кто доволен своей работой?

6. Самостоятельная работа по карточкам

– Что можете сказать о суффиксах ИХ, ИЦ? (суффиксы женского рода). А какие суффиксы мужского рода вы знаете? (НИК, ЩИК, ИК)

7. Итог урока

– Какую роль играет суффикс в слове?
– Что особенно понравилось на уроке?
– На какой ступеньке знаний вы находитесь?

            Хочу знать больше.
        Хорошо, но могу лучше.
   Пока испытываю трудности.

– Спасибо за урок!