Цели:
- Знать роль суффикса.
- Уметь определять и выделять суффиксы в словах.
- Уметь письменно показать словообразование слова.
- Знать правописание словарного слова «рисунок»
- уметь находить в словах сомнительные написания и проверять их.
- Уметь сравнивать, анализировать и делать выводы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Минута чистописания
ЗИМ
– Назовите слово-предмет с таким сочетанием
букв. Докажи, что это слово- предмет. – Запишем
слово в начальной форме.
– Разберем это слово по составу. Зима.
– Какая орфограмма в этом слове?
– Образуйте от этого слово слово-признак,
слово-действие.
– Разберем по составу. Зимний, зимует.
– Какое слово по отношению к остальным является
проверочным?
– При помощи чего образовались новые слова?
– Что такое суффикс?
Вывод: какую роль играет суффикс в слове?
3. Сегодня на уроке обобщим знания по теме «суффикс». Я хочу познакомить вас со стихотворением «Пудинг» Андрея Усачева.
Англичане любят
Есть на ужин ПУДИНГ.
Потому что ПУДИНГ–
Очень вкусный БЛЮДИНГ.
Тот, кто любит ПУДИНГ
И часто ходит в ГОСТИНГ,
Не бывает ХУДИНГ,
А бывает ТОЛСТИНГ.
Словарная работа
Пудинг – запеканка из творога или теста с изюмом, фруктами. Это национальное английское блюдо.
– В слове «пудинг» нет суффикса, а в английском
слове «pudding» есть суффикс ing [инг].
– Переведите это стихотворение на совсем
понятный язык.
– С помощью суффикса ИНГ поэт образовал четыре
новых слова. Покажи письменно, от каких слов
они образовались, разберем их по составу.
БЛЮДИНГ — БЛЮДО
ГОСТИНГ – ...
ХУДИНГ – ...
ТОЛСТИНГ – ...
– А вы любите ходить в гости? А гости ходят, чтобы стать толстинг?
Вывод: как образованны, новые смешные слова?
– Почему поэт придумал новые слова? (Хотел
показать суффикс ИНГ)
Посмотрите сейчас на нашу выставку рисунков. Вы
нарисовали свою семью за завтраком, обедом и
ужином. Мне было очень приятно услышать от вас
добрые, хорошие слова о ваших семьях. А какое
любимое блюдо вашей семьи?
– Сейчас обратимся к Обратному словарю. Откройте на букву -А, найдите слова на -ШКА. Назовите слова, которые относятся к теме «семья».
– Отыщи в списке слово сынишка. Покажи письменно от какого другого слова оно образованно: … – … (сынишка – сын). А следующее слово?
Вывод: при помощи каких суффиксов образованны новые слова? (ишк, ушк)
– Какой оттенок придают к смыслу слова эти суффиксы? (уменьшительно- ласкательный оттенок)
4. Физминутка «Рыбки»
5. Словарная работа по карточке
– Прочитаем стихотворение про рыбок.
Рисую ло[т]ку под мостом
И кой- кого с б_ль[шы]м хв_стом.
C_дит он в ло[т]ке, ловит ры[п]ку.
У ры[п]ки вижу я улы[п]ку, –
Наверное, портрет хв_ста
Она узнала не спроста...
Конечно, это — хвост к_та!рисунок
–Обрати внимание на ПЕРВЫЕ буквы строк. Ничего не замечаешь? Из них складывается название стихотворения! Это словарное слово и правописание безударной гласной и нужно запомнить. Давайте составим предложения со словарным словом по данным схемам:
– Напиши сначала название этого стихотворения, а потом постарайся записать его текст без ошибок.
Взаимопроверка.
Вывод: что помогло справиться с работой? Кто доволен своей работой?
6. Самостоятельная работа по карточкам
– Что можете сказать о суффиксах ИХ, ИЦ? (суффиксы женского рода). А какие суффиксы мужского рода вы знаете? (НИК, ЩИК, ИК)
7. Итог урока
– Какую роль играет суффикс в слове?
– Что особенно понравилось на уроке?
– На какой ступеньке знаний вы находитесь?
Хочу
знать больше.
Хорошо, но могу лучше.
Пока испытываю трудности.
– Спасибо за урок!