Цели и задачи:
- Предложить учителям и родителям некоторые элементы методики работы по воспитанию негативного отношения к бранным словам.
- Формировать элементарное противоядие в душах подростков и их родителей.
- Нейтрализовать жаргонную лексику в речи ребёнка.
- Содействовать воспитанию чистоты разговорной речи.
Прогнозируемый результат:
- Осознание родителями, что присутствие и употребление непристойной лексики тормозит развитие мышления, речи и общей культуры ребёнка.
- Желание родителей участвовать в «оздоровлении» речи ребёнка.
Форма проведения: беседа, диалог учителя с родителями, дискуссия и выступления родителей.
Подготовительная работа.
- С учащимися класса проводится анкетирование с целью выявления среды общения.
- Работа по лексикологии.
- Выявление эмоционального восприятия слова.
Оформление:
На доске записана тема родительского собрания: «Языковая среда ребёнка»
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы
И страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Высказывание И.С.Тургенева:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и прекрасный русский язык…»
- Оформлена выставка рисунков ребят.
- Наглядный лексический словарь учащихся
- Музыкальное оформление: звучат фрагменты из песен «Я знаю три матерных слова» и «Моя мама варит кофе. Подождём твою мать», песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»
Звучит звукозапись фрагментов песен «Я знаю три слова…» и «Моя мама варит кофе…»
Наверное, Вас, уважаемые, очень удивило, что
звучит песня, в которой некоторые слова «режут»
уши? Это вполне объяснимо. Речь пойдёт о языковой
среде учащихся, о культуре речи и общения наших
детей.
Мы говорим на русском языке. Он очень богат. Л.Н.
Толстой в своё время писал: «Русский народ создал
русский язык, яркий, как радуга после весеннего
ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый,
задушевный, как песня над колыбелью…».
Но, к сожалению, в нашем языке кроме красивых и
звучных слов встречаются довольно часто
«сорняки».
О необходимости работы по формированию культуры
речи в настоящее время много говорят и пишут, и
для этого есть серьёзные причины.
Родителям были предложены вопросы:
- Как Вы считаете, ваши дети употребляют в речи бранные слова? Если да, то что является источником их познания?
- Какой вред детям может нанести обильное употребление этих непристойных слов?
Общие мнения родителей определились в следующем:
- Почти все дети класса употребляют в речи бранные слова. Источником их познания является общение с друзьями, семья, школа, печатные издания и телепередачи. В настоящее время бранная речь «льётся» в уши. Эти слова знают все от мала до велика, но официально они являются принадлежностью пассивного словаря человека, хотя жизнь постоянно доказывает обратное.
- Употребление непристойных слов тормозит развитие детской речи, не способствует формированию полноценной личности. Ребёнку, слышащему и употребляющему бранное слово, трудно при ответах на уроках подобрать общеупотребительные хорошие слова. Он с большим трудом пересказывает тексты, затрудняется придумать предложение, часто возникают конфликты при общении в семье, друг с другом.
Для продолжения разговора была рассказана история.
По двору идёт старушка и ругает внука –
мальчика лет восьми. Он шагает, понурив голову и
шмыгая носом. Брань слышна хорошо, и она так не
вяжется с благообразным обликом бабушки.
Прохожие делают пожилой женщине замечание: «И
как вам не стыдно! Ведь с ребёнком же
разговариваете!». Старушка не теряется, а
переходит в контрнаступление: «Да на оболтуса
никакой управы нет! А что он этих слов не знает,
что ли?».
Каково восприятие родителей?
– До чего люди дожили, если женщина, которой,
казалось бы, самой природой предназначено быть
хранительницей нравственности, опускается до
подобного сквернословия.
А вот следующая история.
Идёт по улице молодая мама и на чём свет ругает
несмышлёныша, используя лексикон подворотни. Не
становится ли страшно за малыша, который
буквально с «молоком матери» поглощает эту
словесную отраву, страх за мать, к которой
вернутся эти злые слова, усиленные и смачно
одобренные «многоэтажностью» от
великовозрастного сына или подросшей дочери?
«Оглянись во гневе» – советуют мудрецы.
«Проглоти слово» – говорят опытные.
– Не секрет, что наша жизнь день ото дня
становится всё сложнее и сложнее. Порой очень
хочется после всех неудач и передряг ввернуть
слово покрепче. Многие так и делают.
Вот что рассказала одна ученица:
«Я не буду рассказывать о своём классе, где все,
за редким исключением, выражаются так, что
слышать не хочется. Я расскажу о семье. Родители и
со мной и между собой изъясняются весьма
упрощенным языком, употребляя выражения, которые
режут слух».
– Может ли человек в хорошем настроении,
довольный окружающим и собой, браниться?
– Конечно, нет. Бранятся люди, когда сильно
обижены, огорчены, разозлены. А если задуматься,
не являются ли дети причиной плохого настроения
родителей: не помогали, не слушались, забыли
сделать порученную работу, просто капризничали.
– Наверно, такое случалось не раз. У всех
родители устают, т.к. работают. У них бывают
неприятности и огорчения. Они приходят домой и
видят дома беспорядок, в этом случае родители
«срываются».
Вся тяжесть положения в том, что во многих семьях
употребляют «лихие» выражения. Они стали
привычкой. Этого и надо опасаться всем родителям.
Если дети с малолетства не приучены пользоваться
сложнейшим языковым механизмом, речь их
примитивна и груба. Неужели мы хотим воспитать
детей, которые потом, чтобы объясниться с
окружающими, будут «корчиться» в безъязыкости,
людей, которые смогут в различных комбинациях
соединить только бранную лексику, не заботясь о
том, как их воспримут?
Вот такими оказались результаты работ учащихся класса по лексикологии.
- Было предложено ребятам составить словарь вежливых слов. Их словарный запас составил 10-12 слов. Это слова и выражения, употребляемые нами повсеместно. ( словарь прилагается)
- Ученики объяснили лексическое значение слов – баклан, лох, умный.
В основном многие правильно определили
значение и сферу употребления данных слов.
(образец прилагается).
Думается, что родителям также интересно узнать
об эмоциональной лексике ребёнка, какие
ассоциации вызывают у них то или иное слово.
- Для работы с ребятами были выбраны слова – мать, блин, фиг, голубой, буфера, олень, козёл, хрен, тёлка.
Родители рассмотрели рисунки ребят и отметили,
что в основном ребята правильно передали свои
ассоциации на листе бумаги. Вот только почему-то
в разговорной речи эти же слова они употребляют
совсем в другом значении, часто даже не понимая
сказанного.
Возможно, многие ребята выражают таким образом
эмоции положительные: одобрение, восторг,
изумление и даже нежность. При намерении
оскорбить нецензурные слова используются не в их
прямом значении. Например, недавно ученик назвал
девочку из класса стервой. На вопрос: «Что это
означает? – он ответил, – что она просто дура».
Другая категория ребят употребляет бранные
слова всего лишь по той причине, что такой стиль
общения принят в среде их общения, или как
средство для создания репутации «человека без
предрассудков».
Что же делать? Что противопоставить бранному
слову в речи подростков?
Прежде всего – устыдиться самим взрослым своей
привычке браниться при детях, да и вообще.
Понять, что грязное слово выедает человека с
головой, дурно характеризует его. Оглянуться
вокруг и увидеть, как отвратительны носители
«словесной дряни», к примеру, многие
носители-представители творческой
интеллигенции, писатели-сатирики и юмористы.
Мы начали работу за очищение нашего общества от всякой скверны, борьбу с пьянством и наркоманией. Не пришло ли время начать борьбу за очищение нашей речи и речи наших детей от грязной словесности.
Ведь если «слова-сорняки» не исчезнут, то канут в лету все сказки, стихи, рассказы, легенды, песни и останутся в русском языке только плохие, режущие слух, обижающие и унижающие всех людей слова.
Исчезнет наш язык, а если исчезнет язык народа, то исчезнет и сам народ.
Так давайте будем любить и беречь от сорняков наш великий русский язык!
Родителей класса заинтересовала тема собрания. Ими было предложено продолжить работу в данном направлении с учащимися класса и с родителями. Ознакомить с этимологией «слов-сорняков», с их лексическим значением, сферой употребления, воспитывать к слову определенное отношение.
Для совместной работы привлекать родителей, психолога, валиолога, соц.педагога.
Звучит звукозапись песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
Классный руководитель читает стихотворение Э.Асадова «О скверном и святом».
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным – давно,
Но в первый раз ведь было кем-то где-то
В кощунственную брань обращено.Тот пращур был и тёмный, и дурной;
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани Площадной!И пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие, взяли, подхватили.
И понесла сквозь годы и века…Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
А только мать тут всё-таки при чём?Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова,
И всё же трудно попусту понять,
Что слово «Мат» идёт от слова «Мать»,
Сквернейшее от самого святого!Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!Но как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звание людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!