"Останется ли наш язык великим?" Проектные технологии в преподавании русского языка

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


"Визитная карточка" проекта

Название проекта: «Останется ли наш язык великим?»
Цели проекта:

Формирование языковой грамотности, речевой и коммуникативной компетентностей учащихся.
Формирование умений видеть проблему и найти пути ее решения.
Развитие познавательного интереса.
Развитие общеучебных умений и навыков, способности к самостоятельной и творческой поисковой деятельности, рефлексии.

Проект формирует компетентности:
В сфере самостоятельной деятельности.
Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных
источников информации.
В сфере гражданско-общественной деятельности; в сфере социально-трудовой деятельности;
в бытовой сфере; в сфере культурно-досуговой деятельности.
Методические задачи проекта.
В ходе реализации проекта учащиеся имеют возможность научиться:
– обрабатывать и обобщать полученную из разных источников информацию;
– устно и письменно формулировать монологические высказывания, содержащие их собственное мнение;
– вступать в различные коммуникативные акты (диалог, полилог, дискуссию, спор, беседу, интервью и т.д.);
– проявить свои творческие способности при создании различных интеллектуальных продуктов и при участии в конкурсах и мероприятиях в рамках проекта;
– давать взаимо- и самооценку, проявлять толерантность.
Основополагающий вопрос: Останется ли наш язык великим?
Проблемные вопросы:
Нравственность, духовность и языковая культура – взаимосвязаны ли они?
Как языковая грамотность влияет на культуру человека, его социальный статус?
Зачем в русском языке нужны нормы?
Как я могу повлиять на сохранение языковых норм?
Некоторые самостоятельные исследования и творческие работы учащихся, возможные в ходе реализации проекта:
  • В опасности ли наш родной язык? (Дискуссия, буклет) Приложение 1
  • Я грамотен – значит ли это, что я успешен в жизни? (Социологическое исследование)
  • Речевая культура моих сверстников (Исследование, презентация) Приложение 2
  • Слова рождаются, живут и умирают? (Газета)
  • Почему мы так говорим? (Видеоклип)
  • Может ли компьютер помочь в развитии грамотности? (Исследование, презентация)
  • Агитбригада, театрализованное представление
  • Конкурсы знатоков русского языка, КВН, речевые игры и т.д.
  • Взаимодействие с СМИ
  • «Словари ненужных слов»
  • Информация на сайте школы!!! Интерактивная конференция!!!
  • Выпуск собственной печатной продукции (Листовки, плакаты, закладки, памятки, брошюры и т.д.)
Возрастные категории, на которые рассчитаны цели проекта
старшая школа средняя школа разновозрастная
Оформление результатов проекта: Журнал, газета, веб-сайт, презентация, видеоклип, информационный бюллетень, листовка, инсценировка, агитбригада, дискуссия и т.д.
Время для выполнения проекта (приблизительно) Данный проект рассчитан на 4 недели. Сроки могут варьироваться.
Материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации проекта

Методическое сопровождение:

  • технические средства: CD-проигрыватель DVD-проигрыватель, видеокамера или цифровая камера, компьютеры, принтеры, видеомагнитофон, сканер, проекционная система, телевизор, доступ к Интернету;
  • материалы на печатной основе, Интернет-ресурсы;
  • канцелярские принадлежности;
  • план реализации проекта;
  • методические и дидактические материалы;
  • сценарные разработки;
  • сайт проекта;
  • список информационных ресурсов;
  • организационные и сопровождающие материалы.
Инструментарий оценивания деятельности субъектов ОП в рамках реализации проекта:
Критерии, процедуры и инструментарий оценивания деятельности учащихся на разных этапах реализации проекта разработаны школьной творческой группой учителей и представлены на городской конкурс КИМов в 2007 г.
Контроль может проводиться посредством: опросов, наблюдения, анализа письменных работ, творческих заданий, в ходе участия в творческих конкурсах и иных мероприятиях в рамках проекта.
Оценка может проводиться учителями, другими учащимися или самими учениками – участниками проекта. По желанию ученика – отметка заносится в журнал.
– Самые активные участники награждаются по решению группы организаторов на итоговом мероприятии.

План реализации проекта

Этапы проекта

Что необходимо
Кто отвечает

Сроки выполнения

Подготовительный этап

Создание организационной творческой группы (ОТГ), разрабатывающей и контролирующей все этапы реализации проекта (учителя, учащиеся, родители)

авторы проекта

1-я неделя

Составление перечня МТС, необходимых для реализации проекта (фотокамера, сканер, диктофон и пр.).

ОТГ

Комплектование ресурсного списка необходимой литературы, печатных изданий и электронных материалов.

– учителя
– учащиеся

Поиск спонсоров для приобретения поощрительных призов участникам проекта.

ОТГ

Привлечение к реализации проекта представителей школьной редакционной коллегии и городской прессы.

ОТГ

Презентация идеи проекта общественности. Обсуждение с учителями, учащимися и родителями учащихся вопросов, связанных с проведением проекта.

– ОТГ
– школьный пресс-центр

Проведение консультационных занятий со школьниками – участниками проекта.

– учителя
– члены ОТГ
– члены научного совета старшеклассников

Размещение информации о ходе реализации проекта на школьном веб-сайте в Интернете.

школьный пресс-центр

в течение всего проекта

Этап реализации проекта

Открытая презентация требований (критериев оценивания) к участию и итоговым работам, продуктам учащихся

– учителя
– ШТГ учителей «Проектные технологии»
– члены ОТГ
– члены научного совета старшеклассников

2-3 недели

Консультационные часы (цель: рекомендации и организация выполнения учащимися самостоятельных исследований и творческих работ по теме проекта)

Обсуждение с учащимися форм предъявления результатов проектной деятельности.

Проведение конкурсов и мероприятий в рамках проекта

Привлечение школьной и городской прессы для освещения работы над проектом.

Заключительный этап

Презентация итогов проекта для всех субъектов ОП.
(выставки, встречи, статьи, листовки, буклеты, телерепортажи, сайт и т.д.)

все участники проекта

2-3 недели

Организация итоговой дискуссии

Награждение отличившихся участников проекта

ОТГ

Письменные благодарности всем общественным и коммерческим организациям и частным лицам, помогавшим в проведении проекта.

ОТГ

4-я неделя

Рефлексия реализованного проекта (самооценка, отзывы учащихся, опрос родителей).

ОТГ, учащиеся

4-я неделя

Примерный перечень мероприятий в рамках реализации проекта

  9-11кл. 5-7кл. 1-4кл. Родит.
Участие в организационной группе * *    
Анкетирование, соцопрос * о м * о м * *
Статьи в школьную и городские газеты * о м * о * *
Презентации (мультимедийные), творческие проекты *     *
Буклеты, листовки, закладки, памятки * о м *    
Агитбригада, театрализованное представление * о м * о м *  
Видеосюжеты * * * *
Школьный сайт (материалы) * о м * * *
Конкурсы знатоков русского языка, КВН, «Поле чудес» и т.д. * о м * о м * *
«Словари ненужных слов» * * о м * *
Тур карикатур м * *  
Библиотечные уроки: «Наши друзья – словари»   * *  
Конкурс стенных газет «Из истории русского языка» м *   *
и т.д.        
* – участники О – организаторы для сверстников М – организаторы для младших параллелей

Примерные результаты реализации этапов проекта

Подготовительный этап

– Создание организационной творческой группы (ОТГ), разрабатывающей и контролирующей все этапы реализации проекта (учителя, учащиеся, родители)

Результат:

– Определение темы, названия, сроков проекта.
– Составление плана проекта.

Результат:

– Составление перечня МТС, необходимых для реализации проекта (фотокамера, сканер, диктофон и пр.).
– Комплектование ресурсного списка необходимой литературы, печатных изданий и электронных материалов.
– Поиск спонсоров для приобретения поощрительных призов участникам проекта.
– Привлечение к реализации проекта представителей школьной редакционной коллегии и городской прессы.

Результат:

– Презентация идеи проекта общественности. Обсуждение с учителями, учащимися и родителями учащихся вопросов, связанных с проведением проекта.
– Проведение консультационных занятий со школьниками – участниками проекта.
– Размещение информации о ходе реализации проекта на школьном веб-сайте в Интернете.

Этап реализациипроекта

– Открытая презентация требований (критериев оценивания) к участию и итоговым работам, продуктам учащихся
– Консультационные часы (цель: рекомендации и организация выполнения учащимися самостоятельных исследований и творческих работ по теме проекта)
– Обсуждение с учащимися форм предъявления результатов проектной деятельности.

Результат:

– Открытость требований (критериев оценивания) к участию и итоговым работам, продуктам учащихся
– Выполнение учащимися самостоятельных исследований и творческих работ
– Определение форм предъявления результатов проектной деятельности.
– Проведение конкурсов и мероприятий в рамках проекта (см.схему)
– Привлечение школьной и городской прессы для освещения работы над проектом.

Результат:

– Включение в деятельность всех субъектов ОП.
– Презентация реализации проекта общественности.
– Обсуждение с учителями, учащимися и родителями учащихся вопросов, связанных с реализацией проекта.
– Размещение информации о ходе реализации проекта на школьном веб-сайте в Интернете.

Заключительный этап

– Презентация итогов проекта для всех субъектов ОП (выставки, встречи, статьи, листовки, буклеты, телерепортажи, сайт и т.д.)
– Организация итоговой дискуссии

Результат:

– Награждение отличившихся участников проекта
– Письменные благодарности всем общественным и коммерческим организациям и частным лицам, помогавшим в проведении проекта.
– Презентация реализации проекта общественности.
– Размещение информации о ходе реализации проекта на школьном веб-сайте в Интернете.

Результат:

– Рефлексия реализованного проекта (самооценка, отзывы учащихся, опрос родителей).
– Обсуждение с учителями, учащимися и родителями учащихся вопросов, связанных с реализацией проекта.
– Размещение информации о ходе реализации проекта на школьном веб-сайте в Интернете.