Цели урока:
- Познавательные:
- повторить опознавательные признаки СПП;
- продолжить знакомство со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;
- Практические:
- совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;
- учить опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП;
- формировать умение строить СПП;
Задачи урока:
- Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном, умение строить СПП с придаточными изъяснительными.
- Развивающая – совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщённом виде, находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.
- Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения (работали с текстами, взятыми из художественной литературы.
Тип урока – комбинированный.
Форма проведения урока – работа с компьютерной поддержкой.
Оборудование: карточки с дидактическим материалом; компьютер; проектор; экран.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Учитель: В качестве домашней работы вы получили задание повторить правописание Ь на конце существительных,теоретический материал о СПП с придаточными изъяснительными и карточки с индивидуальными заданиями. Приступаем к проверке.
(Учащимся были предложены три разноуровневых задания. Пока дети готовятся к ответе у доски, работаю с классом).
1) Орфографическая пятиминутка.
2) Кодированный диктант. (Приложение. Слайд 1)
- Вьющееся растение – плющ.
- Накидка от дождя – плащ.
- Кухонная утварь – нож.
- Бывает звездной – ночь.
- Доктор иначе – врач.
- Маленькое серое животное– мышь.
- Озимая культура – рожь.
- Дамское украшение – брошь.
- Слышится громкий – плач.
- С любимым там рай – шалаш.
3) Фронтальный опрос: (Приложение. Слайд 2)
– Какому члену простого предложения
соответствует придаточное изъяснительное?
– На какие вопросы отвечает придаточное
изъяснительное?
– Расскажите о способах прикрепления
придаточных изъяснительных к поясняемому слову.
– Как строится косвенный вопрос?
4) После работы со слайдом 2 приступаем к проверке заданий у доски.
Задание 1. Не записывая предложений, ученик чертит его схему, определяет вид придаточных в СПП.
И стебелёк травы достоин того великого мира, в
котором он растёт. [того…], (в котором).
Кто сам на себя много берёт, тот и от других
вправе ждать многого. (Кто…), [тот].
Художник видит то, чего не видят остальные.
[…то…], (чего…).
За всё, что человек берёт, он платит собой. […всё,
(что…),…].
Им не было никакого дела, смотрят ли на них люди. [
], (ли…).
Задание 2. Разберите по составу слова: памятный, переливаясь, лесистым, перебегающий.
Задание 3. Выполните фонетический разбор слова своё.
Учитель: Давайте перестроим предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Тем самым отметим особенности придаточных предложений.
II. Сообщение темы и целей урока
(Приложение. Слайд 3)
– Ребята, сегодня мы поговорим о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными, определим их место среди других придаточных предложений, сравним особенности построения данных придаточных и проведём срезовую работу, которая позволит проверить, насколько прочно вы усвоили материал.
III. Работа по теме урока. Актуализация знаний учащихся
(Приложение. Слайд 4)
Учащиеся в рабочие тетради записывают перестроенные предложения, делают вывод: (С точки зрения синтаксической прямая речь представляет собой самостоятельное предложение(или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная речь образует придаточное предложение в составе сложноподчинённого предложения с помощью союза или союзного слова, а также частицы ли).
Учитель: Ребята, очень часто в разных видах придаточных предложений будет встречаться слово что, и вы знаете, как сложно отличить союз что от союзного слова что.
(Приложение. Слайд 5)
(Приложение. Слайд 6)
Учителем читается задание. Учащиеся в тетради переписывают предложение. 1 работает у доски. Проверяют расставленные знаки препинания:
Жизненная мудрость заключается в том
что надо учиться радоваться всему что тебя
окружает радоваться жизни какой бы тяжёлой она
ни была. (Е. Пермитин) |
(Приложение. Слайд 7)
Жизненная мудрость заключается в том,
что надо учиться радоваться всему, что тебя
окружает, радоваться жизни, какой бы тяжёлой она
ни была. (Е. Пермитин) |
Для отработки полученных знаний предлагаю небольшую срезовую работу, которую учащиеся выполняют на заранее подготовленных карточках.
(Приложение. Слайд 8)
Срезовая работа.
Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.
1. Знаешь я читала что бессмертны души. (А. Ахматова)
2. О я была уверена что ты придёшь назад. (А. Ахматова)
3. Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом. (С. Есенин)
4. Стыдно мне что я в Бога верил
Горько мне что не верю теперь. (С. Есенин)
После проведения срезовой работы предлагаю учащимся проверить себя.
(Приложение. Слайд 9)
1. Знаешь, я читала, что бессмертны души. (А. Ахматова) 2. О, я была уверена, что ты придёшь назад. (А. Ахматова) 3. Я по-прежнему такой же нежный (С. Есенин) 4. Стыдно мне, что я в Бога верил. (С. Есенин) |
IV. Физкультминутка
(Приложение. Слайд 10)
Начинаем бег на месте.
Финиш метров через двести.
Хватит, хватит – прибежали
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели –
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Вдох, выдох.
Вдох, выдох.
(Приложение. Слайд 11)
V. Деловая игра «Корректор»
Задание: найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант.
1. Судья сказал участнику матча, что вы
нарушили правила. (Тот нарушил.)
2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно. (Лишнее
«о том».)
3. У костра отец спросил, что где находится
лесная избушка. (Лишнее слово «что».)
(Приложение. Слайд 12).
Проверка.
(Приложение. Слайд 13).
VI. Комплексный анализ текста
Слушая Данияра, я хотел припасть к земле и
крепко, по-сыновьи, обнять ее только за то, что
человек может так ее любить. Я впервые
почувствовал тогда, как проснулось во мне что-то
новое. Проснулось то, что я еще не умел назвать.
Это была потребность выразить себя, донести до
других свое видение, свои думы и ощущения,
рассказать людям о красоте нашей земли так же
вдохновенно, как это делал Данияр. Я замирал от
безотчетного страха и радости перед чем-то
неизвестным. Но и тогда я еще не понимал, что мне
нужно взять в руки кисть.
Я любил рисовать с детства. Я срисовывал картинки
с учебников. Ребята говорили, что у меня
получается “точь-в-точь”. Учителя в школе тоже
хвалили меня, когда я приносил рисунки в нашу
стенгазету. А потом началась война… Я начисто
забыл про краски и кисти и не думал, что когда-
нибудь вспомню про них. Но песни Данияра
всполошили мою душу. Я ходил точно во сне и
смотрел на мир изумленными глазами, будто видел
все впервые.
Ч. Айтматов
(Приложение. Слайд 14) – задания к тексту.
- Определите стиль и тип речи.
- Определите тему и идею текста.
- Что заставило “всполошить” душу повествователя?
- Разве может пение, музыка передавать чувства, ведь музыка – это звуки, это не слова, не краски?
- Замените слово «всполошить» синонимом.
- Найдите предложения с придаточными изъяснительными в 1 абзаце, зачитайте, докажите, задав вопрос.
- Выпишите 1 предложение, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.
- Во втором абзаце есть СПП с придаточными изъяснительными?
- Предложения с какими ещё видами придаточных есть в этом тексте?
- Найдите в тексте слово с корнем с чередованием.
- Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
VII. Итоги урока
– Чему вы сегодня научились на уроке?
Комментированное выставление оценок.
VIII. Домашнее задание
(Приложение. Слайд 15): упр.122, повторить правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.