Цель реализации программы: активизация творческой, интеллектуальной, физической, духовной и трудовой деятельности детей в условиях временного детского коллектива.
Форма реализации программы: деятельность образовательного учреждения в летний период.
Направление деятельности программы: физкультурно-оздоровительное, досуговое, трудовое.
Сроки реализации:
- с 16 июня по 2 июля 2008 года
- с 5 июля по 25 июля 2008 года
- с 30 июля по 18 августа 2008 года
Место реализации: МОУ СОШ №10, город Татарск, ул. А.Матросова, 106.
Кадры: Начальники лагерей, воспитатели, вожатые (ТПУ, учащиеся старших классов - лидеры ученического самоуправления), классные руководители.
Общее количество участников программы: 246 человек.
Контингент участников
Возраст детей |
Социальные категории |
Адресность |
6-17 лет |
Сироты, опекаемые, на учёте в ПДН, ВШУ. Семьи: многодетные, полные, неполные, благополучные, находящиеся в трудной жизненной ситуации. |
Детям от 6 до 17 лет |
Условия участия в программе: при школе создана комбинированная детская площадка «Чудо-град», медицинский кабинет, спортивный зал, классные комнаты, сухой бассейн, мягкие модули, спортивный инвентарь, настольные игры, игрушки, ТС (телевизор, магнитофон, ДВД, фотоаппарат, видеокамера, компьютер).
Краткое содержание программы:
- Организационная работа.
- Кадровое обеспечение.
- Программа «Летние каникулы»: «Лидер», «Отдых», УПБ «Ритм», рембригада «Юность», РВО «Ровесник».
- Анализ деятельности пришкольного оздоровительного лагеря «Радуга»
- Деятельность педагогического коллектива школы по реализации программы «Здоровье» 2007-2008 учебном году.
Контингент участников: учащиеся МОУ СОШ №10 (возраст с 6 лет до 17 лет).
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» каждый ребёнок имеет право на организованный культурный отдых. Основные сферы деятельности организации летнего отдыха должны включать в себя то, что интересно и чем может проявить себя каждый участник летнего отдыха. Применяя технологию КТД личностно - ориентированного типа дети и взрослые становятся ближе друг к другу, а атмосфера в школе – родной и домашней.
Нормативно-правовой блок: Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка; Трудовой кодекс РФ; Устав МОУ СОШ №10; Положение об организации ученического самоуправления.
Программа «Летние каникулы»
Срок реализации - 3 года в период летних каникул.
Цель: активизация творческой, интеллектуальной, физической, духовной и трудовой деятельности детей в условиях временного детского коллектива.
Задачи:
- Пропагандировать здоровый образ жизни через занятия физической культурой и спортом, беседы.
- Формировать лидерские качества школьников и положительное отношение к труду.
- Способствовать созданию единого воспитательно-образовательного пространства детей, педагогов, помогающего самовыражению личности.
- Создать положительно-эмоциональный климат в коллективе, для комфортных взаимоотношений детей и взрослых.
Программа предполагает работу в трех направлениях:
- Летний пришкольный лагерь «Радуга».
- Работа разновозрастных отрядов.
- Создание рембригады и УПБ (учебно-производственной бригады).
Формы: интеллектуальные игры, дискуссионные клубы, спортивные соревнования, работа в звеньях, шоу программы.
Предполагаемый результат
Получить:
- личность любознательную;
- творческую;
- коммуникабельную;
- физически здоровую;
- желающую помочь другим;
- обладающую качествами лидера;
- получившую навыки в организации сельхоз и ремонтных работ;
- воспитать лидерские качества.
Требования СаНПИНа:
- Тепловой и световой режим соблюден.
- Соблюдение чистоты и порядка в столовой, в местах общего пользования.
Медицинская служба
- Ежедневный осмотр детей фельдшером.
- Ежедневная витаминизация.
- Водные и закаливающие процедуры.
- Зарядка (ежедневно).
В период июня-августа в школе работали объединения:
- «Журналист»
- «Краеведение»
- «Патриот»
- «Ритмика»
Материально-техническое оснащение лагеря:
- Технические средства (телевизор, видеомагнитофон, микрофон, музыкальный центр)
- Спортивный инвентарь (обручи, скакалки, мячи, физкультурные маты)
- Настольные развивающие игры (лото, шахматы, шашки)
- Детские игрушки.
ПРИШКОЛЬНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «РАДУГА»
Учащиеся (6-14 лет) в течение трех летних месяцев посещали лагерь дневного пребывания «Радуга». Педагогами и вожатыми разработана программа деятельности лагеря «ОТДЫХ»
Цель: Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся. Формы проведения мероприятий подбираются с учетом возрастных особенностей учащихся. Интеллектуальные мероприятия: «Поле чудес», «Звездный час»; походы с целью сбора лекарственных трав, экскурсии, КВНы «Мистер и мисс Лето»; конкурсы: загадок, песен и сказок. Учителями физической культуры проведены мероприятия, способствующие повышению иммунитета, укрепляющие здоровье учащихся (босохождение, обливание, воздушные ванны, спортивные соревнования, эстафеты). Организованы встречи с командами лагерей других школ, посещение городских мероприятий. За летний период в лагере отдохнули 104 человека, что составляет 53%.
В школе создано добровольное объединение старшеклассников «ЛИДЕР», включающее работу разновозрастных отрядов, УПБ, рембригады.
ПРОГРАММА «Лидер»
Добровольное объединение учащихся создано по инициативе активистов детской организации «СВЕТ»
Тема: создание благоприятных условий, позволяющих детям и подросткам проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой проводить свободное время.
Объект исследования: детские объединения.
Цель: создать добровольное объединение подростков на основе общих интересов и их дальнейшей, успешной социализации.
Задачи
- Воспитание коммуникативных навыков учащихся.
- Формирование системы нравственных качеств, основанных на общечеловеческих ценностях и идеалах.
- Нравственное воспитание и осознание смысла жизни в соответствии с социальным бытием.
- Формирование основных лидерских качеств учащихся.
Гипотеза: создать условия для развития активной жизненной позиции детей и её реализации в общественно значимой деятельности.
Сроки эксперимента: 2008-2011.
Первый этап – 2008-2009 год.
Проектирование и содержание программы «Лидер».
Изучение и прогнозирование социокультурных условий в микрорайоне.
Оценка влияния социальной среды на развитие личности ребёнка.
Второй этап – 2010-2011 год.
Разработка новых технологий по развитию личности ребёнка в социуме.
Активная деятельность детского объединения, направленная на развитие общественно значимой жизненной позиции подростков.
Внедрение, отслеживание и корректировка содержания программы «Лидер».
Анализ и подведение итогов программы «Лидер».
Методы исследования: психолого-педагогические (информационные, наблюдения, опрос, анкетирование, эксперимент).
Основные заповеди членов объединения.
- Делай добро!
- Люби и цени окружающих!
- Не жди крика о помощи – протяни руку первым!
- Будь верен своему слову!
Только сохраняя эти правила, создаются условия для сотрудничества, сотворчества, взаимного доверия.
Направления:
- пропаганда здорового образа жизни;
- вовлечение в социально значимую деятельность;
- коллективно-творческие дела;
- трудовая деятельность.
Основные направления деятельности:
- организаторское – создание условий для обучения школьников навыкам организаторской деятельности;
- информационное – повышение доступности информации о деятельности организации;
- нравственное – формирование гуманистических отношений к окружающему миру, общечеловеческим ценностям;
- гражданско-патриотическое – воспитание любви к отчему краю, формирование гражданского самосознания;
- досугово-игровое – самореализация личности ребенка его деятельности и возможности.
Принципы деятельности:
- принцип системного подхода;
- принцип личностного подхода;
- принцип деятельностного подхода;
- принцип вариативности;
- принцип демократичности.
Основные формы работы:
- социально значимые дела, полезные для детей и общества;
- игры, имитирующие реальные, социальные отношения;
- формы досуговой деятельности.
Программа направлена на формирование у детей лидерских качеств и навыков общения, на умение понимать и учитывать интересы других людей, на владение основами управления и самоуправления.
Механизм реализации программы «Лидер»:
- Формирование и работа штаба актива « Ровесник-2008», «Юность», «Ритм».
- Расширение творческих связей с учреждениями культуры и общеобразовательными учреждениями.
План мероприятий |
||
Июнь. |
Операция |
Акция |
Июнь. |
Товарищеская встреча по волейболу |
Соревнования по л/а. |
Август |
Праздник для жителей микрорайона «Юные таланты» |
Конкурсная программа «Я самый активный» |
Сентябрь. |
День вежливости |
Акция |
Октябрь. |
Выставка творческих работ |
Акция |
Ноябрь |
День открытых дверей (общежитие рабочего городка) школа |
Игровая программа для жителей микрорайона |
Декабрь |
Благоустройство микрорайона. |
Соревнования по хоккею |
Январь |
Конкурс на «Лучшую ледяную фигуру» |
Акция |
Предполагаемые результаты:
- Благоприятный морально-психологический климат в школьном коллективе, включение всех участников в КТД, усиление трудовой и благотворительной направленности.
- Активизация деятельности детских объединений, направленная на развитие общественно значимой жизненной позиции детей и подростков.
- Устойчивое стремление к реализации творческих и интеллектуальных возможностей подростков.
Деятельность разновозрастных отрядов «Ровесник»
В течение трёх лет в летний период на площадках по месту жительства созданы и действуют разновозрастные отряды «Ровесник». Руководителями отрядов назначены педагоги школы и вожатые – учащиеся школы.
Цель: создание условий для развития коммуникативных навыков, лидерских качеств, стремление к здоровому образу жизни.
Организация единого коллектива.
Задачи:
- содействие формированию коммуникативных и лидерских качеств учащихся,
- развивать любознательность, креативность.
Традиции: «Орлятский круг», конкурсы: «Мисс Лето – 2008», «Мистер Лето – 2008»; еженедельные сборы, проведение военно-патриотических игр: «Зарница», «Захват крепости противника» и т. д.
Механизмы реализации программы «ЛИДЕР»:
- Формирование и работа штаба актива « Ровесник -2008», «Юность», «Ритм».
- Расширение творческих связей с учреждениями культуры и общеобразовательными учреждениями.
Предполагаемые результаты:
- Активизация деятельности детских объединений, направленная на развитие общественно значимой жизненной позиции детей и подростков.
- Устойчивое стремление к реализации творческих, интеллектуальных возможностей подростков.
Рембригада « Юность» (программа)
Цель: развитие коммуникативных навыков, закрепление знаний по строительно-отделочным, санитарно-техническим нормам, при работе с ручными инструментами.
Задачи:
- Сплотить коллектив.
- Помочь учащимся овладеть навыками строительных работ.
Традиции: Общий сбор, товарищеские встречи между звеньями.
Механизм реализации: создание штаба «Лето-2008», определение фронта работ, составление плана совместных мероприятий.
Предполагаемые результаты: овладение навыками строительного мастерства, ремонтных наружных и внутренних работ, сплоченность коллектива.
УПБ « Ритм»
Цель: подкрепление на практике знаний, полученных на уроках биологии в течение года.
Задачи:
- овладеть навыками учебно-опытнических работ,
- научить учащихся правильно классифицировать растения,
- освоить навыки исследовательской деятельности.
Традиции: выставки, участие в районном слете деятельности УПБ.
Механизм реализации программы: опытническая деятельность, создание штаба «Ритм-2008» (планирование и организация общих дел).
Результат:
Овладение основами селькохозяйственной деятельности, сплоченность коллектива.
Как показало анкетирование комфортно чувствуют себя в общении со сверстниками 81% учащихся, навыки трудового обучения по различным видам ремонтной деятельности приобрели 65% учащихся, 15% школьников занимались исследовательской деятельностью в летний период.
Индивидуально трудоустроены в летний период 2 человека. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что разработанная и реализуемая нами программа «Каникулы» позволяет ребятам не только отдохнуть в летний период, но и проверить и подтвердить на практике приобретенные знания по отдельным предметам.
В течение летнего периода организованным трудом и отдыхом охвачено 246 человек, что составляет 97% учащихся школы.
Программа оздоравливания детей в летний период является неотъемлимой частью реализуемой в школе программы «Здоровье» (приложение 1).
Навыками ремонтных работ овладели - 23 человек (26%). В период каникул учащиеся 5-9 классов освоили навыки трудовой деятельности – 102 человека, что составляет 41%.Опытнической деятельности - 22 человека (24%). Для полноценного отдыха учащихся воплощен проект пришкольной площадки «Чудо-град» (приложение 2).
Приложения вы можете получить у автора статьи.