Программа "Летние каникулы"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель реализации программы: активизация творческой, интеллектуальной, физической, духовной и трудовой деятельности детей в условиях временного детского коллектива.

Форма реализации программы: деятельность образовательного учреждения в летний период.

Направление деятельности программы: физкультурно-оздоровительное, досуговое, трудовое.

Сроки реализации:

  • с 16 июня по 2 июля 2008 года
  • с 5 июля по 25 июля 2008 года
  • с 30 июля по 18 августа 2008 года

Место реализации: МОУ СОШ №10, город Татарск, ул. А.Матросова, 106.

Кадры: Начальники лагерей, воспитатели, вожатые (ТПУ, учащиеся старших классов - лидеры ученического самоуправления), классные руководители.

Общее количество участников программы: 246 человек.

Контингент участников

Возраст детей

Социальные категории

Адресность

6-17 лет

Сироты, опекаемые, на учёте в ПДН, ВШУ. Семьи: многодетные, полные, неполные, благополучные, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Детям от 6 до 17 лет

Условия участия в программе: при школе создана комбинированная детская площадка «Чудо-град», медицинский кабинет, спортивный зал, классные комнаты, сухой бассейн, мягкие модули, спортивный инвентарь, настольные игры, игрушки, ТС (телевизор, магнитофон, ДВД, фотоаппарат, видеокамера, компьютер).

Краткое содержание программы:

  1. Организационная работа.
  2. Кадровое обеспечение.
  3. Программа «Летние каникулы»: «Лидер», «Отдых», УПБ «Ритм», рембригада «Юность», РВО «Ровесник».
  4. Анализ деятельности пришкольного оздоровительного лагеря «Радуга»
  5. Деятельность педагогического коллектива школы по реализации программы «Здоровье» 2007-2008 учебном году.

Контингент участников: учащиеся МОУ СОШ №10 (возраст с 6 лет до 17 лет).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» каждый ребёнок имеет право на организованный культурный отдых. Основные сферы деятельности организации летнего отдыха должны включать в себя то, что интересно и чем может проявить себя каждый участник летнего отдыха. Применяя технологию КТД личностно - ориентированного типа дети и взрослые становятся ближе друг к другу, а атмосфера в школе – родной и домашней.

Нормативно-правовой блок: Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка; Трудовой кодекс РФ; Устав МОУ СОШ №10; Положение об организации ученического самоуправления.

Программа «Летние каникулы»

Срок реализации - 3 года в период летних каникул.

Цель: активизация творческой, интеллектуальной, физической, духовной и трудовой деятельности детей в условиях временного детского коллектива.

Задачи:

  • Пропагандировать здоровый образ жизни через занятия физической культурой и спортом, беседы.
  • Формировать лидерские качества школьников и положительное отношение к труду.
  • Способствовать созданию единого воспитательно-образовательного пространства детей, педагогов, помогающего самовыражению личности.
  • Создать положительно-эмоциональный климат в коллективе, для комфортных взаимоотношений детей и взрослых.

Программа предполагает работу в трех направлениях:

  • Летний пришкольный лагерь «Радуга».
  • Работа разновозрастных отрядов.
  • Создание рембригады и УПБ (учебно-производственной бригады).

Формы: интеллектуальные игры, дискуссионные клубы, спортивные соревнования, работа в звеньях, шоу программы.

Предполагаемый результат

Получить:

  • личность любознательную;
  • творческую;
  • коммуникабельную;
  • физически здоровую;
  • желающую помочь другим;
  • обладающую качествами лидера;
  • получившую навыки в организации сельхоз и ремонтных работ;
  • воспитать лидерские качества.

Требования СаНПИНа:

  • Тепловой и световой режим соблюден.
  • Соблюдение чистоты и порядка в столовой, в местах общего пользования.

Медицинская служба

  • Ежедневный осмотр детей фельдшером.
  • Ежедневная витаминизация.
  • Водные и закаливающие процедуры.
  • Зарядка (ежедневно).

В период июня-августа в школе работали объединения:

  • «Журналист»
  • «Краеведение»
  • «Патриот»
  • «Ритмика»

Материально-техническое оснащение лагеря:

  • Технические средства (телевизор, видеомагнитофон, микрофон, музыкальный центр)
  • Спортивный инвентарь (обручи, скакалки, мячи, физкультурные маты)
  • Настольные развивающие игры (лото, шахматы, шашки)
  • Детские игрушки.

ПРИШКОЛЬНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «РАДУГА»

Учащиеся (6-14 лет) в течение трех летних месяцев посещали лагерь дневного пребывания «Радуга». Педагогами и вожатыми разработана программа деятельности лагеря «ОТДЫХ»

Цель: Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся. Формы проведения мероприятий подбираются с учетом возрастных особенностей учащихся. Интеллектуальные мероприятия: «Поле чудес», «Звездный час»; походы с целью сбора лекарственных трав, экскурсии, КВНы «Мистер и мисс Лето»; конкурсы: загадок, песен и сказок. Учителями физической культуры проведены мероприятия, способствующие повышению иммунитета, укрепляющие здоровье учащихся (босохождение, обливание, воздушные ванны, спортивные соревнования, эстафеты). Организованы встречи с командами лагерей других школ, посещение городских мероприятий. За летний период в лагере отдохнули 104 человека, что составляет 53%.

В школе создано добровольное объединение старшеклассников «ЛИДЕР», включающее работу разновозрастных отрядов, УПБ, рембригады.

ПРОГРАММА «Лидер»

Добровольное объединение учащихся создано по инициативе активистов детской организации «СВЕТ»

Тема: создание благоприятных условий, позволяющих детям и подросткам проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой проводить свободное время.

Объект исследования: детские объединения.

Цель: создать добровольное объединение подростков на основе общих интересов и их дальнейшей, успешной социализации.

Задачи

  • Воспитание коммуникативных навыков учащихся.
  • Формирование системы нравственных качеств, основанных на общечеловеческих ценностях и идеалах.
  • Нравственное воспитание и осознание смысла жизни в соответствии с социальным бытием.
  • Формирование основных лидерских качеств учащихся.

Гипотеза: создать условия для развития активной жизненной позиции детей и её реализации в общественно значимой деятельности.

Сроки эксперимента: 2008-2011.

Первый этап – 2008-2009 год.

Проектирование и содержание программы «Лидер».

Изучение и прогнозирование социокультурных условий в микрорайоне.

Оценка влияния социальной среды на развитие личности ребёнка.

Второй этап – 2010-2011 год.

Разработка новых технологий по развитию личности ребёнка в социуме.

Активная деятельность детского объединения, направленная на развитие общественно значимой жизненной позиции подростков.

Внедрение, отслеживание и корректировка содержания программы «Лидер».

Анализ и подведение итогов программы «Лидер».

Методы исследования: психолого-педагогические (информационные, наблюдения, опрос, анкетирование, эксперимент).

Основные заповеди членов объединения.

  • Делай добро!
  • Люби и цени окружающих!
  • Не жди крика о помощи – протяни руку первым!
  •  Будь верен своему слову!

Только сохраняя эти правила, создаются условия для сотрудничества, сотворчества, взаимного доверия.

Направления:

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • вовлечение в социально значимую деятельность;
  • коллективно-творческие дела;
  • трудовая деятельность.

Основные направления деятельности:

  • организаторское – создание условий для обучения школьников навыкам организаторской деятельности;
  • информационное – повышение доступности информации о деятельности организации;
  • нравственное – формирование гуманистических отношений к окружающему миру, общечеловеческим ценностям;
  • гражданско-патриотическое – воспитание любви к отчему краю, формирование гражданского самосознания;
  • досугово-игровое – самореализация личности ребенка его деятельности и возможности.

Принципы деятельности:

  • принцип системного подхода;
  • принцип личностного подхода;
  • принцип деятельностного подхода;
  • принцип вариативности;
  • принцип демократичности.

Основные формы работы:

  • социально значимые дела, полезные для детей и общества;
  • игры, имитирующие реальные, социальные отношения;
  • формы досуговой деятельности.

Программа направлена на формирование у детей лидерских качеств и навыков общения, на умение понимать и учитывать интересы других людей, на владение основами управления и самоуправления.

Механизм реализации программы «Лидер»:

  • Формирование и работа штаба актива « Ровесник-2008», «Юность», «Ритм».
  • Расширение творческих связей с учреждениями культуры и общеобразовательными учреждениями.

План мероприятий

Июнь.
Девиз:
«Добро в каждый дом»

Операция
«Чистый микрорайон»

Акция
«Добро в каждый дом»

Июнь.
Девиз:
«О, спорт, ты наша жизнь»

Товарищеская встреча по волейболу

Соревнования по л/а.

Август
Девиз:
«Творчество, юность, счастье»

Праздник для жителей микрорайона «Юные таланты»

Конкурсная программа «Я самый активный»

Сентябрь.
Девиз:
«Будем вежливы во всем»

 День вежливости

Акция
«Спеши делать добро»

Октябрь.
Девиз:
«Дело мастера боится»

Выставка творческих работ

Акция
Подготовка к зиме – помощь ветеранам

Ноябрь
Девиз:
«Игра и творчество -молодым»

День открытых дверей (общежитие рабочего городка) школа

Игровая программа для жителей микрорайона

Декабрь
Девиз:
«Подготовился к зиме – помоги ближнему»

Благоустройство микрорайона.

Соревнования по хоккею

Январь
Девиз:
«Встретим праздник- Новый год»

Конкурс на «Лучшую ледяную фигуру»

Акция
«Создадим снежный городок»

Предполагаемые результаты:

  • Благоприятный морально-психологический климат в школьном коллективе, включение всех участников в КТД, усиление трудовой и благотворительной направленности.
  • Активизация деятельности детских объединений, направленная на развитие общественно значимой жизненной позиции детей и подростков.
  • Устойчивое стремление к реализации творческих и интеллектуальных возможностей подростков.

Деятельность разновозрастных отрядов «Ровесник»

В течение трёх лет в летний период на площадках по месту жительства созданы и действуют разновозрастные отряды «Ровесник». Руководителями отрядов назначены педагоги школы и вожатые – учащиеся школы.

Цель: создание условий для развития коммуникативных навыков, лидерских качеств, стремление к здоровому образу жизни.
Организация единого коллектива.

Задачи:

  • содействие формированию коммуникативных и лидерских качеств учащихся,
  • развивать любознательность, креативность.

Традиции: «Орлятский круг», конкурсы: «Мисс Лето – 2008», «Мистер Лето – 2008»; еженедельные сборы, проведение военно-патриотических игр: «Зарница», «Захват крепости противника» и т. д.

Механизмы реализации программы «ЛИДЕР»:

  1. Формирование и работа штаба актива « Ровесник -2008», «Юность», «Ритм».
  2. Расширение творческих связей с учреждениями культуры и общеобразовательными учреждениями.

Предполагаемые результаты:

  1. Активизация деятельности детских объединений, направленная на развитие общественно значимой жизненной позиции детей и подростков.
  2. Устойчивое стремление к реализации творческих, интеллектуальных возможностей подростков.

Рембригада « Юность» (программа)

Цель: развитие коммуникативных навыков, закрепление знаний по строительно-отделочным, санитарно-техническим нормам, при работе с ручными инструментами.

Задачи:

  1. Сплотить коллектив.
  2. Помочь учащимся овладеть навыками строительных работ.

Традиции: Общий сбор, товарищеские встречи между звеньями.

Механизм реализации: создание штаба «Лето-2008», определение фронта работ, составление плана совместных мероприятий.

Предполагаемые результаты: овладение навыками строительного мастерства, ремонтных наружных и внутренних работ, сплоченность коллектива.

УПБ « Ритм»

Цель: подкрепление на практике знаний, полученных на уроках биологии в течение года.

Задачи:

  • овладеть навыками учебно-опытнических работ,
  • научить учащихся правильно классифицировать растения,
  • освоить навыки исследовательской деятельности.

Традиции: выставки, участие в районном слете деятельности УПБ.

Механизм реализации программы: опытническая деятельность, создание штаба «Ритм-2008» (планирование и организация общих дел).

Результат:

Овладение основами селькохозяйственной деятельности, сплоченность коллектива.

Как показало анкетирование комфортно чувствуют себя в общении со сверстниками 81% учащихся, навыки трудового обучения по различным видам ремонтной деятельности приобрели 65% учащихся, 15% школьников занимались исследовательской деятельностью в летний период.

Индивидуально трудоустроены в летний период 2 человека. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что разработанная и реализуемая нами программа «Каникулы» позволяет ребятам не только отдохнуть в летний период, но и проверить и подтвердить на практике приобретенные знания по отдельным предметам.

В течение летнего периода организованным трудом и отдыхом охвачено 246 человек, что составляет 97% учащихся школы.

Программа оздоравливания детей в летний период является неотъемлимой частью реализуемой в школе программы «Здоровье» (приложение 1).

Навыками ремонтных работ овладели - 23 человек (26%). В период каникул учащиеся 5-9 классов освоили навыки трудовой деятельности – 102 человека, что составляет 41%.Опытнической деятельности - 22 человека (24%). Для полноценного отдыха учащихся воплощен проект пришкольной площадки «Чудо-град» (приложение 2).

Приложения вы можете получить у автора статьи.