Цель урока: Познакомить с новой сказкой. Развивать навык осознанного, выразительного чтения и речь учащихся.
Задачи урока:
- Систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках.
- Учить сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать фантазию, воображение, умение давать полный связный ответ.
- Прививать любовь к чтению.
Оборудование: Экран, мультимедийный проектор, Учебник по чтению 2кл. 2 ч., авторы: В.Г. Горецкий. М. В. Голованова., Л.Ф. Климанова. « Русские народные сказки» автор Ю.Г. Круглов фигурки гномиков, рисунки детей к сказкам, выставка книг: «Сказки народов Дагестана», «Сказки Киргизии», «Сказки народов Амура» и др., слова – высказывания известных авторов: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». А.С. Пушкин. «…русские сказки — память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости» Н.А. Некрасов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель читает стихотворение:
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…..
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски….
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки.
(Ф. Кривин)
(Приложение 1. Слайд № 1)
– Кто догадался, чему будет посвящён наш сегодняшний урок чтения? (сказке)
2. Работа над артикуляцией звуков.
У нас сейчас урок чтения, а для работы на уроке чтения нам нужен помощник — наш язычок. Давайте подготовим его. Выполним упражнения:
А) «Крошки» - (Оближем язычком зубки, губки.)
«Жало» - (Вытягиваем язычок и шевелим им.)
«Лошадки» (Цокаем язычком, изображая стук копыт по мостовой.)
В) А теперь потренируем его, читая скороговорку, выражая радость и гордость за птицу.
«Не велика птица синица, а умница». (Приложение 1. Слайд № 2)
– Сначала читаем про себя тихо, потом громче и громко. (2-3 уч-ся по одному)
3. Язычок наш готов, теперь подготовим наш мозг.
К данным словам подберём антонимы.
– А что такое антонимы? (Слова противоположные по смыслу.) (Приложение 1. Слайд № 3)
Глупый – (умный) |
|
|
Плохой – (хороший) |
4. Проверка домашнего задания.
– Мы читали песни, потешки, загадки, сказки.
– К какому разделу мы отнесём все эти произведения?
(– Народный фольклор.)
– К какому литературному жанру мы отнесём сказки?
(– Сказка – это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического, Сказка обязательно чему-то учит.)
– Какого жанра бывают сказки?
(– Волшебные, бытовые, про животных.)
– Чем сказка отличается от другого произведения?
(– В сказке могут говорить звери, растения, с ними происходят необычные приключения.)
– Кто сочиняет сказки?
(– Народ, писатели.)
– Как называются сказки, которые написали писатели?
(– Литературные.)
– Кого из писателей сказочников вы знаете?
(Дети называют.)
– А как называются сказки, которые написал народ?
(– Народные)
– В России проживают люди разных национальностей. И каждый народ слагает свои сказки. Поэтому сказок много. Много сказок мы уже прочитали из этой книги, а много ещё предстоит прочитать.
5. Сказки каких народов вы прочитали и какие запомнили?
(Называют сказку и национальность.)
А) Кто расскажет понравившуюся сказку и покажет свой рисунок к сказке? (2-3 уч-ся)
В) Чтение по ролям сказки «Иванушка-дурачок».
С) Инсценирование сказки «Чудесная шуба».
6. Повторение изученного.
– К нам на урок пришли гномики – «Загадалка, Забывалка, Путалка» (Приложение 1. Слайд № 4)
– Загадалка придумал для друзей занимательную викторину. Узнайте из каких сказок эти строки?
(У учащихся на карточках отрывки из сказок, они их зачитывают.)
(Приложение 1. Слайд № 5)
1 уч-ся «…Послал барин за бедным мужиком и велел делить. Бедный мужик взял одного гуся - дал барину с барыней и говорит….» (Русская народная сказка « Как мужик гусей делил».)
2 уч-ся «…Отправились цыплята. Шли- шли и видят: в огороде за качаном капусты, сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спине хатка стоит….» (Словацкая сказка « У солнышка в гостях».)
3 уч-ся «…Выбежал богатый к нему навстречу, под руки в дом повёл, за стол усадил, потчует дорогого гостя: – Ешь милый человек! Пей на здоровье! – А потом и спать его уложил---пуховую перину ему дал». (Латышская сказка «Два брата».)
4 уч-ся «…А спорить с отцом тоже не станешь: уж отец как скажет, так на том и стоит. Отцовское слово — точно гора каменная. Каменную гору не сдвинуть, отцовское слово не изменить». (Грузинская сказка «Заработанный рубль».)
7. Гномик Забывалка любит читать сказки про животных. Названия некоторых животных он спрятал внутри слов и забыл. Вам нужно ему помочь. (Приложение 1. Слайд № 6.)
Василиса, стрекоза, барак, баранка, волкодав.
8. А гномик Путалка целую неделю читал сказки. Он задрал свой носик кверху и стал перечислять названия сказок, которые прочитал, но кажется что—то перепутал. (Приложение 1. Слайд №..)
(Приложение 1. Слайд № 7)
Царевна-индюшка, |
|
|
Лапша из топора |
(Дети исправляют.)
Физкультминутка.
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
9. Работа над новой темой.
– Ребята, а вам какие сказки больше нравятся : волшебные, бытовые или про животных ?
(Приложение 1. Слайд № 8)
А) – Сегодня прочитаем русскую народную сказку «Золотой топор» .
– Сказку читают хорошо читающие дети. (2-3 уч-ся)
– К какому жанру сказок вы отнесёте эту сказку? – Почему?
– Что случилось с бедным братом?
– Что за старик появился в лесу?
– За что он наградил бедного брата?
– А за что наказал богатого?
– Какую сказку напоминает нам эта сказка?
– Чем они похожи?
Б) Повторное чтение сказки (Цепочкой).
– Каких людей любят на Руси, а каких осуждают?
– Чему научила вас эта сказка?
В) Работа с пословицами : (Приложение 1. Слайд № 9)
– Какие из пословиц и поговорок подходят к содержанию сказки?
Дал бы дружку пирожка, да у самого ни куска.
Чёрствое сердце не знает благодарности.
В благополучии человек сам себя забывает.
Добра себе желаешь — делай добро.
Каких только чудес не бывает на свете.
(Дети выбирают, подтверждают цитатами из текста.)
11. Итог урока.
– Какое произведение мы с вами читали?
– Какова же главная мысль этой сказки?
– Ребята, обратите внимание на выставку книг. Что вы видите? Некоторые сказки вам знакомы, а некоторые вы ещё не читали. Обменивайтесь книгами, читайте сказки и пусть они учат вас быть добрее к людям, к своим друзьям.
12.. Домашнее задание:
Перечитать сказку, научиться её рассказывать и читать по ролям.
(Приложение 1. Слайд № 10) Молодцы, ребята!