"Великий светлый праздник Пасха"

Разделы: Внеклассная работа


Тема: Великий Светлый праздник Пасха.

Цель: Дать детям новые знания о празднике Пасха, о его традициях и обрядах.

Задачи:

  • Воспитание уважения к русской православной культуре.
  • Воспитание человеколюбия.
  • Развитие и коррекция воображения через восприятие музыкального образа.
  • Развитие и коррекция моторики через ритмичные движения под музыку, устной связной речи через чтение стихотворений.

Материал:  иллюстративный материал, посвящённый этой теме, стихотворения, кулич, музыкальное оформление, картина, «волшебная палочка», веточки вербы, крашеные яйца, загадки, народные костюмы для детей и воспитателя.

Индивидуальная работа:

Ход занятия

I. Оргмомент.

а) Торжественный вход детей в класс под музыку с куличом.
Обращение к гостям:

- Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон)
- Христос воскрес!

Гости отвечают: - Воистину воскрес!

б) Введение в тему.
Раздаётся звон колоколов.

- Ребята, что это вы слышите? (Колокольный звон).
- Про этот звон написано много песен, рассказов, стихов.
- Ребята, расскажите какие стихотворения, вы знаете об этом звоне?

Дети читают стихотворения по очереди:

1. Колокол дремавший                                   2. Понеслись удары
Разбудил поля.                                                 К синим небесам,
Улыбнулась солнцу                                         Звонко раздаётся
Сонная земля.                                                    Голос по лесам.

3. Скрылась за рекою                                    4. Тихая долина
Белая луна.                                                      Отгоняет сон.
Звонко побежала                                             Где-то за дорогой
Резвая волна.                                                   Замирает звон.

- Ребята, а где ещё вы слышали такой звон? (В театре, в церкви).
- Правильно, а в воскресенье этот колокольный звон в церкви был более торжественным, более звонким.
- Как вы думаете, почему?  ( Потому, что наступил праздник Пасха).
- Да, ребята, правильно, По большим праздникам колокольный звон звучит более звонко и торжественно. А Пасха – это великий, светлый, православный праздник.

в) Сообщение темы.

- И вот сегодня мы с вами будем говорить  об этом празднике. А тема нашего занятия так и называется: «Великий, светлый праздник Пасха».
- Давайте произнесём это название все вместе: - Пасха!
Воспитатель открывает запись темы на доске.

г) Правильная посадка, осанка.
(Воспитатель рассаживает детей на стульчики, которые расставлены на ковре полукругом).

II. Основная часть.

а) Вводная беседа с использованием сюжетных иллюстраций.
- Ребята, а кто из вас знает, почему мы, весь русский православный народ празднуем этот праздник? (Потому, что в этот день воскрес Господь Иисус Христос).
- Правильно.
- Более 2000 лет назад, в городе Вифлееме родился мальчик по имени Иисус.
Он был очень умным и добрым. А когда вырос и стал взрослым, то начал делать много чудес: слепые прозревали, хромые начинали ходить, а мёртвые – оживали…Но были тогда люди, которые не поверили Ему,  что Он – сын Божий, возненавидели Его и решили убить. Иисуса распяли на кресте, и в этот момент начался очень сильный ветер, кругом потемнело, а земля закачалась под ногами. Произошло землетрясение. И настолько земля содрогалась, и всё кругом рушилось, что многие люди поняли, что совершили огромную ошибку. Но было уже поздно.
- На третий день после смерти Господь Иисус Христос, силою Своего Божества воскрес и восстал из гроба. И снова задрожала земля и содрогнулась. Произошло новое землетрясение. С небес сошёл Ангел Господень и отвалил камень от входа в гроб. Вид у Ангела был подобен молнии, а одежда его была белой, как снег. И объявил, что Христос воскрес!

б) Погружение в образ.

- Ребята, а хотели бы вы попасть в то далёкое время?
- Нам поможет в этом волшебная палочка.

Воспитатель взмахивает волшебной палочкой.

- Ребята, закройте глаза.
Воспитатель исполняет песню «Авэ, Мария!», предлагая под эту песню детям «отправиться в путешествие в то далёкое время».
После песни, воспитатель предлагает детям вернуться в наше время.

- Ребята, расскажите нам, где вы побывали и что вы увидели?

Ответы детей.

в) Вывод.

- Да, ребята, люди были рады тому, что Иисус воскрес. И также всегда люди радуются приходу Пасхи. Этот праздник наступает весной, когда всё в природе оживает и  солнце греет сильнее. А от этого становится и светлее и теплее. Люди от радости песни поют, веселятся. И начинают водить хороводы.

г) Физминутка

«Хоровод с вербочками».

Мальчики да девочки свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонёчки теплятся, прохожие крестятся
И пахнет весной.
Ветерок удаленький, дождик, дождик маленький
Не задуй огня.
Воскресенье вербное завтра встану первая
До святого дня.
Мальчики да девочки свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонёчки теплятся, прохожие крестятся
И пахнет весной.
Ветерок удаленький, дождик, дождик маленький
Не задуй огня.
Воскресенье вербное завтра встану первая
Для святого дня.

Под песню К. Орбакайте «Вербочки» дети под руководством воспитателя водят хоровод.

- Ребята, а что за ветки у вас в руках?
- Правильно, это ветки вербы, которые не дали ещё листьев, но которые уже цветут мягкими пуховками. Вербочки как бы заявляют нам, что всё вокруг скоро зацветёт и зазеленеет.
- С давних пор существует один удивительный обычай: если в пасхальные дни дотронуться до кого-нибудь веточкой вербы и пожелать: «Чтоб были здоровыми!», то это пожелание сбудется, и этот человек весь будет здоровым и не заболеет.
- Давайте это пожелаем друг другу и нашим гостям.

Дети дотрагиваются вербочками до гостей и друг до друга и желают здоровья.

д) Продолжение беседы.

- Ребята, обратите внимание, как красив и радостен наш пасхальный стол. На нём расставлены пасхальные блюда: кулич, пасха, крашеные яйца. Обратите внимание, на яйцах рисунки особенные: изображение церкви, лик Иисуса Христа, буквы ХВ, что означает Христос Воскрес! Рисовали ещё и другие рисунки. А что именно, попробуйте угадать.

Упражнение «Угадай!».

Цель: развитие и коррекция зрительного восприятия.

Воспитатель предлагает рассмотреть некоторые из яиц и угадать нанесённое изображение, позже поясняя, сосна – долголетие, здоровье, а вот солнышко – к урожаю.

III.Заключение.

а) Подведение итогов.

- Ребята, с каким замечательным православным праздником мы познакомились?
- Вам нравится этот праздник?
- А чем он вам  нравится?
- Что сегодня на занятии вам понравилось больше всего?
- Какие слова говорят христиане в этот день друг другу?
- Почему люди радуются?

б) – Ребята, я предлагаю выполнить ещё один христианский обычай: отведать всё, что приготовлено у нас на пасхальном столе: и кулич, и яйца, и другие угощения.
- Приглашайте наших гостей за стол.
- Христос воскрес!