Актуальность поставленной проблемы
Сегодня сельская молодежь находится в социальном вакууме. У нее нет возможности иметь все блага, которые предлагает современный мир. Перед сельскими детьми и их родителями встает множество проблем: минимальный заработок, отсутствие на селе различных кружков, удовлетворяющих потребности их детей, плохое обеспечение современными технологиями (интернет, компьютер). Поэтому молодежь вынуждена самостоятельно искать себе занятия, которые им интересны. И не всегда эти занятия полезны для них.
Вследствие агрессивного воздействия внешней среды (низкопробных СМИ, беспардонной рекламы, экономического, политического, диалогического цинизма) молодежь воспринимает и следует наихудшим образцам поведения и образа жизни.
Характерными чертами молодежи становиться эмоциональная неразвитость, отсутствие душевной толерантности.
Обостряется конфликт между родителями и детьми. Произошла смена кумиров, когда молодежи предлагаются в качестве образцов не вечные истины и доблести, а криминальная, подлая и силовая героика. Все более стает, распространено такое движение как скинхеды, набирает обороты вандализм.
Поэтому школа остается единственным звеном, которое способно заинтересовать, помочь, нашим детям выбрать верную дорогу, научить их отличать хорошее от плохого, поступать, не перешагивая моральные и этические нормы, уважать старшее поколение, которое отдавало свои жизни, чтобы сохранить мир на Земле.
Дети должны чувствовать ответственность перед этими людей, уважать их, помнить их подвиги, заботиться о них.
Проект «Забота» направлен на решение проблемы взаимоотношений между старшим поколением и современным, привития учащимся таких качеств как толерантность и коммуникативность, патриотизм.
Цели проекта
Проект «Забота» МОУ Новотроицкая СОШ № 12 – это воспитательно - формирующий развивающий проект для детей младшего школьного возраста, подростков и старшеклассников, координирующих их учебно-воспитательную деятельность во внеурочное время. Направленный на развитие социальной активности, индивидуализации каждого участника.
Приоритетной целью является - формировать и воспитывать в учащихся качества, направленные на толерантное отношение к старшему поколению, чувства ответственности за его настоящее и будущее, стремление улучшить его жизненные условия и быт.
А также:
- формирование у детей, молодежи трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции;
- формировать в детской среде толерантные отношения, как к старшим, так и к ровесникам;
- учить детей видеть негативные факторы окружающей социальной действительности и уметь им активно противостоять;
- прививать детям через общения с людьми различных возрастов и поколений коммуникативные навыки.
Задачи проекта
- создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
- знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
- создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
- формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способного к осознанию своих прав и прав другого;
- проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
Участники проекта
- Учащиеся школы(5-11классы);
- Педагоги;
- Родители;
- Сотрудники социальной защиты населения.
Содержание и механизм реализации проекта
Проект «Забота» является долгосрочным и может являться дополнением к основной воспитательной программы школы по гражданско - патриотическому воспитанию учащихся. Рассчитан на 2 года.
Для достижения поставленных целей учащимся и учителям необходимо:
- изучение биографий выдающихся граждан своей страны- патриотов и борцов за Отечество;
- посещение мест, связанных с памятью поколений, формирующих культуру проявления патриотизма и гражданской позиции;
- участие в работе молодежных организации;
- участие во встречах с представителями общества - истинными гражданами и патриотами своей страны.
- организовать внеклассные мероприятия, направленные на формирование нравственности и патриотизма у учащихся школы;
- создавать условия для проявления школьниками нравственных поступков;
- сотрудничать в вопросах нравственности с семьей ученика и использование традиций и опыта семей и поколений в решении данной проблемы
- проведение трудовых десантов;
- организация встреч с ветеранами ВОВ, труда.
Для реализации проекта были выбраны следующие формы работы с детьми:
- тематические линейки;
- посещение музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;
- конкурсы, викторины, концерты по нравственной и патриотической тематике;
- поисковая, исследовательская работа по пополнению архива музея;
- шефская работа в детских садах, с ветеранами;
- кинопросмотры.
План реализации проекта
№ пп |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные |
1 |
Создание стенда «История села - в судьбах людей» |
|
|
2 |
Выпуск поздравительных открыток « Говорят, вы пожилые, но душой вы молодые!» |
|
|
3 |
Акция « Ветеран живет где- то рядом » |
|
|
4 |
Проведение экскурсии по музею на тему |
|
|
5 |
Выпуск поздравительных открыток и приглашений на линейку «Служба ратная, солдатская» |
|
|
6 |
Создание слайдовых презентаций по ветеранам ВОВ, служащих Афганистана, Чечни, посвященных ВОВ, красоте русской природы, русского человека. (приложение 1,2) |
|
|
7 |
Проведение тематической линейки « Служба ратная, служба солдатская» (в течении 2 лет) |
|
|
8 |
Конкурс творческих работ, посвященных ветеранам ВОВ и соц. труда.
|
|
|
9 |
Конкурс чтецов «Строки опаленные войной» |
|
|
10 |
Конкурс военной песни «Фронтовой привал» |
|
|
11 |
Подготовка и распространение пригласительных билетов на торжественную линейку « Фронтовой привал» |
|
|
12 |
Мероприятие в музее, встречи с ветеранами соц. труда. |
|
|
13 |
Акция «Ветеран живет где-то рядом» |
|
|
14 |
Спортивные соревнования « А ну-ка парни!» |
|
|
15 |
Подготовка торжественной линейки, посвященной 23 февраля. |
|
|
16 |
Подготовка газет, посвященных 23 февраля |
|
|
17 |
Проведение экскурсии по музею на тему «Ветераны –земляки» |
|
|
18 |
Подготовка выпуска боевых листков «Слава войну- победителю» |
|
|
19 |
Конкурс детского изобразительного творчества для 1-4 классов « Салют победы» ( в течение 2 лет) |
|
|
|
Создание электронной газеты |
|
|
20 |
Акция «Доброе слово ветеранам» |
|
|
21 |
Итоговое заключительное мероприятие « От всей души»
|
|
|
Ожидаемые результаты
В течение реализации проекта у учащихся:
- повышается уровень культуры поведения;
- изменяются взгляды на нормы и правила поведения, установленные в обществе;
- появляется потребность в совершении нравственных поступках в отношении старшего поколения;
- развивается чувство патриотизма и гордости за страну;
- появляется чувство благодарности в отношении ветеранов ВОВ, соц.труда, старшего поколения;
- приобретают коммуникативные умения.
Оценка эффективности проекта
- наблюдение за саморазвитием участников программы;
- анкетирование, опросы педагогов, детей и их родителей;
- результаты участия школьников в мероприятиях, направленных на пропаганду любви к родине, семье, бережного отношения к взрослым.
Список использованной литературы:
- Н.И. Дереклеева «Справочник завуча. Учебно-методическая. Воспитательная работа. 5-11 классы» - Москва, изд. ВАКО, 2006.
Для оформления использованы материалы сайтов: