Цель урока - ввести учащихся в мир «маленького человека» пушкинской прозы; пробудить сочувствие и сострадание к герою повести; показать особенность сюжета и композиции пушкинской повести.
Ведущий прием – беседа – анализ.
Приемы - комментированное чтение, слово учителя, выразительное чтение.
Наглядность – иллюстрации к повести «Станционный смотритель».
Ход урока
I. Слово учителя
«Повести Белкина», написанные в сентябре-октябре 1830 г., были произведениями зрелого таланта, чувствующего свою силу и способность творить в условиях полной внутренней свободы. Все повести, входящие в белкинский цикл, занимательные истории, но они не все веселые. Есть среди них и вполне серьезные и грустные.
II. Беседа – анализ по содержанию повести.
Учитель: Дома вы прочли вторую повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», которая входит в цикл «Повестей Белкина». Что показалось вам особенным, запоминающимся в этой повести?
Дети: Простые люди, добрые сердца, печальный конец.
Учитель: Своей повести рассказчик предпослал немного видоизмененные стихи друга поэта Петра Вяземского: «Коллежский регистратор,/ Почтовой станции диктатор». Всерьез ли автор воспринимает эти слова князя Вяземского? Может быть, за этим скрыта горькая ирония, так свойственная автору «Повестей…?» Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к повести. «Что такое станционный смотритель?» - спрашивает рассказчик. Как автор развенчивает расхожие представления об этом дорожном «диктаторе»? Подтвердите текстом.
Дети: Станционный смотритель в России имел самый низший класс в служебной лестнице чинов – четырнадцатый.
Смотритель терпел унижения и даже побои от проезжих, которые вымещали на нем досаду за скверную погоду, усталых лошадей, плохое настроение.
На голову смотрителя, как из рога изобилия, сыпались ругательства и оскорбления. «В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».
Никакой благодарности, простого «спасибо» трудно дождаться от какого – нибудь генерала или фельдъегеря.
Учитель: Как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций?
Дети: Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое «искренним состраданием». Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить.
Учитель: Кто такие станционные смотрители, по мнению рассказчика?
Дети: Работники си – труженики мирные, услужливые, скромные, оклеветаны людской молвой.
Учитель: Чем интересны автору эти люди?
Дети: Добрым сердцем, незлобивостью, удивительным умением вести беседу, которую писатель часто предпочитает «речам какого-нибудь чиновника 6-го класса».
Учитель: Действительно, весьма иронично на фоне пушкинских представлений о станционном смотрителе звучат слова князя Вяземского. Рассказчик с чувством гордости признается в том, что есть у него «приятели из почтенного сословия смотрителей», а память об одном из них, историю которого писатель запечатлел в повести, особенно «драгоценна» ему. И эта «драгоценная память» возвращает автора в месяц май 1816 года. Рассказчик едет на перекладных, платит прогоны за две лошади, смотрители на станциях с ним не церемонятся. Подумайте, почему? Какие размышления посещают путешественника? Что удивляет его? Почему он так негодует «на низость и малодушие смотрителя»?
Дети: Рассказчик замечает, что в ту пору «чин он имел не большой», а все внимание смотрителя было сосредоточено на том, кто побогаче.
Учитель: Верно. Путешественник размышляет: «…что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила чин чина почитай ввелось в употреблении другое, например: ум ума почитай». Тогда бы приниженный смотритель не посмел бы отдать приготовленную для рассказчика коляску чиновному барину. Простодушный пушкинский рассказчик удивительно уместно размышляет об этих «общеудобных правилах», господствующих в обществе, согласно которым твой чин и богатство позволяют тебе обижать неимущего, а власть имущий может растоптать бедняка. Но, как замечает рассказчик, подобные мысли посещали его, когда он был «молод и вспыльчив», а ныне эти «общеудобия» кажутся ему в порядке вещей». В чем ирония Пушкина? Горькая ирония…
Дети: Наверное, в том, что сам рассказчик вроде бы и не замечает своей невольной двойственности и, словно спохватившись, торопит наше читательское любопытство: «Но обращаюсь к моей повести».
Учитель: Можно ли считать случайным подобные рассуждения рассказчика об «общеудобных правилах»?
Дети: Напротив, дальнейшее содержание повести показывает порицание этих самых «правил», и тогда ясно виден сам Пушкин, ироничный, сострадающий героям повести.
Учитель: Итак, рассказчик, молодой человек, облеченный «мелким чином», приехал на станцию, чтобы отдохнуть, поменять лошадей, переодеться после дождя. Расскажите, какое впечатление производит на гостя Дуня, дочка смотрителя.
Дети: Путешественника поразила красота этой четырнадцатилетней девочки, ее большие голубые глаза. В Дуне уже в первый приезд рассказчика обнаруживаются свойства, ставящие ее вне круга, к которому она принадлежала.
Учитель: По словам отца, Дуня – «разумная», «проворная», «вся в покойницу мать». Еще рассказчик замечает в поведении Дуни самолюбование, стремление понравиться гостю; он называет девочку «маленькой кокеткой». Она в 14 лет ведет себя «как девушка, видевшая свет». Дуня даже позволила ему в сенях поцеловать себя на прощание.
Как ведет себя гость с хозяевами станции? Почему так понравились ему смотритель и его дочка?
Дети: Это были добрые, радушные люди, почувствовавшие интерес гостя к ним. Им есть о чем говорить, недаром они долго беседуют за чаем, «как будто век были знакомы».
Учитель: Несомненно, рассказчик – человек добрый, искренний, внимательный. Его умиляют обстановка комнаты, где живут эти добрые люди, горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю блудного сына. Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?
Дети: Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», героини повести. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя.
Учитель: Действительно, в современной Пушкину России проблема отцов и детей была не менее важной, чем в наши дни. Библейская история о блудном сыне была размножена в тысячах популярных картинок, которыми простые люди украшали свои избы в назидании отцам и детям. Но Пушкина и здесь не покидает горькая ирония: увы, не по этим картинкам развивается жизнь и даже не по сюжету сентиментальной истории об обманутой девушке в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Писатель словно пытается вступить в спор с неведомыми силами за судьбу Дуни.
В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Рассказчик видит все тот же почтовый домик, входит в комнату с картинками на стене; стол и кровать стояли на прежних местах. Смотритель переписывает подорожную приезжего и свою книгу. Потом следует чаепитие, рассказчик предлагает Самсону Вырину пуншу… Почти все, как в первый приезд?
Дети: Нет, это лишь внешняя похожесть обоих приездов. Нет Дуни, и поэтому все привычное кажется уже другим. В этой знакомой обстановке все выказывает «ветхость и небрежение». Нет ни горшков с цветами, ни пестрой занавески. Все это было создано заботливыми руками Дуни.
Учитель: Как изменился сам смотритель?
Дети: Еще несколько лет назад это был «бодрый мужчина», а теперь- «хилый старик».
Учитель: Обратите внимание на весьма характерную деталь: «смотритель спал под тулупом». Она подчеркивает, как Самсон Вырин запущен. Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще одной деталью. Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную…продолжал пошептом читать…» Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное, произносит вслух слова – старческим «пошептом». Перед нами – горькая история угасания одной разбитой жизни… А что же Дуня? Расскажите о первом появлении на станции гусара Минского. Отвечают ли его облик и поведение «общеудобному правилу» «чин чина почитай»?
Дети: Приезжий был в чине ротмистра, при разговоре со смотрителем требовал скорее лошадей, «возвысил было голос и нагайку», и лишь ласковое обращение Дуни к гусару развеяло его гнев.
Учитель: Посмотрите, как художник М.В.Добужинский изобразил приезд Минского на почтовую станцию. Опишите эту иллюстрацию.
Дети: Посреди скромной, но опрятной комнаты – бравый гусар «в черкесской шапке, в военной шинели». В руках у него нагайка, которую он, вероятно, собирается призвать к ответу несчастного смотрителя. Смотритель же, обращенный к зрителю спиной, выказывает своей фигурой самое покорство: склонная на бок голова, рука, заведенная за спину, полусогнутые ноги. И лишь появление Дуни смиряет злость гусара.
Учитель: Из каких слов рассказчика мы понимаем, что Дуня произвела сильное впечатление на Минского?
Дети: Гусар подобрел, согласился ждать лошадей и даже заказал себе ужин. Ротмистр начал весело разговаривать со смотрителем и его дочерью. Минский, желая подольше задержаться на станции, сказался «больным», даже подкупил доктора.
Учитель: Чувствует ли бедный отец, что Минский обманывает всех и чем его внезапная «болезнь» грозит Дуне?
Дети: Нет, Самсон Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского, они не слишком наблюдательные люди, иначе бы заметили, что «больной» «выпил две чашки кофе и заказал себе обед», выпил кружку лимонада. И вместе с доктором «ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина».
Учитель: Верно, Самсон Вырин – добрый и доверчивый человек. Он убежден в порядочности Минского, и невольно сам отпускает от себя свою дочь, когда гусар предложил довезти ее до церкви: «Чего же ты боишься?.. ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест». Передайте состояние бедного смотрителя после отъезда Дуни с гусаром.
Дети: Он чувствовал за собой вину: как он мог позволить Дуне сесть в кибитку к гусару. Словно на него нашло «ослепление». Вскоре после отъезда дочери «сердце его начало ныть», им овладело беспокойство, сам идет к церкви, вернулся домой «ни жив, ни мертв».
Учитель: С каким чувством говорит рассказчик о болезни Вырина?
Дети: «Бедняк занемог сильной горячкой». В тоне рассказчика уже нет и тени иронии, когда он говорит, что несчастный старик «слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик». В голосе автора – искреннее сочувствие.
Учитель: Как смотритель начинает бороться за свою дочь? Какие детали помогают нам глубже понять душу несчастного отца?
Дети: Он пешком отправляется искать дочь. Надеется привести домой свою «заблудшую овечку». Минский, встретив в прихожей смотрителя, особенно не церемонился с ним, объясняя, что Дуня с ним будет счастлива, откупился от Вырина деньгами. Во второй раз слуга ротмистра объяснил Вырину, что «барин никого не принимает, грудью вытеснил из передней и хлопнул двери ему под нос». Когда Вырин в третий раз осмелился потребовать у Минского свою дочь, «гусар вытолкнул его на лестницу».
Учитель: Подумайте, как Минский относится к Дуне. Любит ли ее или «коварный соблазнитель» играет чувствами девушки?
Дети: Минский, похоже, по-настоящему любит Дуню, окружил ее вниманием и роскошью, но и Дуня любит своего «похитителя»: с какой нежностью она смотрела на Минского, «наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы».
Учитель: Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Бедняк не просто остался бедняком – оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Добросердечие, доверчивость, любовь к Дуне и нежность к детям делают его беззащитным перед горем, обрушившимся на него.
Повесть завершается грустно. Прошли годы, рассказчик в третий раз посещает эти места, вспоминая бедного смотрителя. С каждым новым посещением нашего путешественника почтовой станции уменьшается число персонажей. Этот третий приезд рассказчика усиливает угасание жизни.
Жива ли память о смотрителе у людей?
Дети: Да, люди помнят его могилу. Хозяйский мальчик Ванька выучился у смотрителя вырезать дудочки. Самсон Вырин играл с детьми, одаривал их орехами.
Учитель: Рассказчик на могиле смотрителя. Почему кладбище произвело на него такое удручающее впечатление?
Дети: Это было голое место, не было даже ограды, над могилами возвышались одни деревянные кресты – видно, что там покоились бедняки. К Дуне пришло позднее раскаяние. Но застала она лишь могилу отца. Да, она стала богатой. У нее трое маленьких детей, но отец ее потерял любовь навсегда, а вместе с этой любовью утратил и надежду на саму жизнь. Несчастье обрушивается не на заблудшую овечку», как это происходит в истории на картинках, а на отца.
III. Подведение итогов.
Учитель: Прочитана повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». О чем она?
Дети: О глубокой отцовской любви. О дочерней неблагодарности. Эта повесть о том, как бедному человеку трудно соперничать с богатым и сильным. О «маленьком человеке», сохранившем свое достоинство. О запоздалом раскаянии «блудной дочери», которая будет жить с чувством вины перед своим отцом. Рассказчик еще и размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.
Учитель: Да, всех тем, которые вы назвали, касалось перо поэта. Повесть многозначительна.
IV. Домашнее задание.
- Чтение и конспект статьи «Образ и тема «маленького человека» в литературе».
- Прочитать остальные произведения «Повестей Белкина».