Педагогический совет "Работа с учебником – проблемы, поиск, результаты"

Разделы: Администрирование школы


Почему именно эта тема?

В последние годы во всем мире происходит осознание фундаментальной роли информации в обществе. Появились такие понятия, как информационное пространство, информационное общество, информационное образование, информационная культура.

Информационная культура становится сегодня важной составляющей общей культуры, как учителя, так и ученика.

Все большее значение приобретают умения работать с источниками информации: учебниками, учебными пособиями, словарями, электронными учебными изданиями.

Сегодня актуально – научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе лежит текстовый материал передачи знаний, работать с которыми должен помочь в первую очередь школьный учебник.

Цель педагогического совета: Повысить роль учебника на уроке при формировании и совершенствовании основополагающих (базисных) знаний, умений и навыков, для развития информационной культуры учащихся. (Без таких знаний, умений и навыков принципиально невозможна успешная учебная и дальнейшая профессиональная деятельность).

Этапы педагогического совета:

I – Подготовительный

  1. Мастер-класс «Модель позиционного обучения»
  2. Открытые уроки:
  3. Заседания методических объединений: позиционное чтение (группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли и вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации);
  4. Анкетирование педагогического коллектива.
  5. Анкетирование учащихся.

II. Вводный

III. Пленарный (защита позиций)

VI. Заключительный

Экспертиза.

Решения педагогического совета.

Форма проведения педагогического совета: позиционный семинар.

Распределение и задачи позиций по методическим объединениям:

М/О гуманитарного цикла:

  • «Тезис» — выделить и обосновать основные тезисы текста; приложение 1
  • «Поэзия» — донести содержание текста в стихотворной или другой поэтической форме. приложение 2

М/О естественно-математического цикла:

  • «Понятие» — определить основные понятия данного текста; приложение 3
  • «Апологет» — показать позитивное значение текста, поддержать идеи автора. приложение 4

М/О начальных классов:

  • «Символ» - выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста; приложение 5
  • «Критик» - обнаружить несоответствия и противоречия. Эта позиция характеризует неприятие учеником изучаемого содержания, основанное на объективном анализе содержания.

М/О технологии, ОБЖ, физкультуры

  • «Театр» - донести содержание средствами театра (драма, оперетта, триллер, пантомима).
  • «Практика» - которая направлена на выход изучаемого материала за пределы учебного пространства; приложение 6
  • «Эксперты» - оценить деятельность всех участников учебного процесса, включая преподавателя.

Вопросы для дискуссии при проведении педагогического совета:

- Напоминаю, что каждая позиция задает вопросы, активность оценивается в жетонах.

Тезис

Место этого приема (т.е. составление тезисов, при работе с учебником) на уроке. (т.е. где на уроке вы можете применять прием – составление тезисов) Приведите пример.

Как происходит на уроке контроль ЗУН при составлении тезисов?

- Покажите прием работы с учебником на уроке.

- Составьте один тезис – ёмкий отражающий смысл данного приема.

Вопросы групп, слово экспертам.

Понятие

- Выберите только одно самое важное, существенное на ваш взгляд понятие и обоснуйте свой выбор. (Прием)

- Как данное понятие вы реализуете через урок.

- Покажите прием работы с учебником на уроке.

- Как данный прием связан с целью нашего педагогического совета.

Вопросы групп, слово экспертам.

Позиция Схема. Сразу к другим позициям!!!

- Прочитайте, что изображено на данной схеме.

- Дайте название этой схеме.

- Я не вижу схемы!

- Докажите, что это схема!

- Какую функцию несет данная «позиция» схема – символ на уроке при работе с учебником.

Вопросы групп, слово экспертам.

Практика

Вы сейчас в какой позиции – ученика или учителя?

Для кого адресована данная информация?

- Программа.

- Перегрузка.

Психологическое здоровье.

Вопросы групп, слово экспертам.

Апологет

- Я не вижу на троне учебник!

В мир современных технологий, когда столько мобильной информации учить детей можно и без учебников.

- Не потеряет ли ребенок – ученик, интерес к учебе?

Критика

Легко ли было критиковать данный материал?

- С какими трудностями вы столкнулись, готовя презентацию данной позиции?

Какой прием работы с учебником вы можете показать?

- Назовите недостатки данного приема.

Вопросы групп, слово экспертам.

Театр (вопросы групп) слово экспертам.

Поэты (вопросы групп) слово экспертам.

Решения педагогического совета:

  1. Учителям – предметникам адаптировать полученную на педагогическом совете информацию к особенностям своего предмета.
  2. Отвести большую роль учебнику как средству самоконтроля учащихся.
  3. Стремиться к тому, чтобы работа с учебником чаще носила творческий характер.
  4. Рекомендовать материалы педагогического совета на публикацию в методических журналах.

Анкета для учителя к педагогическому совету «Работа с учебником – проблемы, поиск, результаты»

 

  1. Часто ли вы используете работу с учебником на уроке?

  1. С желанием ли учащиеся включаются в данный вид деятельности?

  1. На каком этапе вы чаще всего используете работу с учебником?

  1. Какую роль в подготовке к урокам вы отводите школьному учебнику?

  1. Обучаете ли вы правильным навыкам работы с учебником?

  1. Как вы считаете, могут ли заменить учебник другие источники информации?

Анкета для учащихся

1. На каких предметах, при работе с учебником, учитель учит вас:

– делать выписки, составлять конспекты:

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

– ставить вопросы к тексту, соотносить текст с вопросами:

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

– обобщать, сравнивать, оценивать:

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

– выделять непонятные места в тексте:

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

– разбираться в причинах их непонимания:

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

– пользоваться справочным и другими материалами разъяснения непонятных мест:

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

– определять тип текста:

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

– определять основную мысль текста:

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

– разбивать текст на микротемы:

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

– составлять план текста:

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

– составлять тезисы:

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

2. На каких уроках вы чаще работаете с нетекстовыми компонентами учебника:

- вопросы-задания

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

- упражнения

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

- схемы

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

- таблицы

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

- алгоритмы

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

- иллюстрации

  • Математика
  • Русский
  • Иностранный
  • География
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • История
  • Обществознание
  • ОБЖ
  • МХК

Приложение 7