Почему именно эта тема?
В последние годы во всем мире происходит осознание фундаментальной роли информации в обществе. Появились такие понятия, как информационное пространство, информационное общество, информационное образование, информационная культура.
Информационная культура становится сегодня важной составляющей общей культуры, как учителя, так и ученика.
Все большее значение приобретают умения работать с источниками информации: учебниками, учебными пособиями, словарями, электронными учебными изданиями.
Сегодня актуально – научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе лежит текстовый материал передачи знаний, работать с которыми должен помочь в первую очередь школьный учебник.
Цель педагогического совета: Повысить роль учебника на уроке при формировании и совершенствовании основополагающих (базисных) знаний, умений и навыков, для развития информационной культуры учащихся. (Без таких знаний, умений и навыков принципиально невозможна успешная учебная и дальнейшая профессиональная деятельность).
Этапы педагогического совета:
I – Подготовительный
- Мастер-класс «Модель позиционного обучения»
- Открытые уроки:
- Заседания методических объединений: позиционное чтение (группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли и вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации);
- Анкетирование педагогического коллектива.
- Анкетирование учащихся.
II. Вводный
III. Пленарный (защита позиций)
VI. Заключительный
Экспертиза.
Решения педагогического совета.
Форма проведения педагогического совета: позиционный семинар.
Распределение и задачи позиций по методическим объединениям:
М/О гуманитарного цикла:
- «Тезис» — выделить и обосновать основные тезисы текста; приложение 1
- «Поэзия» — донести содержание текста в стихотворной или другой поэтической форме. приложение 2
М/О естественно-математического цикла:
- «Понятие» — определить основные понятия данного текста; приложение 3
- «Апологет» — показать позитивное значение текста, поддержать идеи автора. приложение 4
М/О начальных классов:
- «Символ» - выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста; приложение 5
- «Критик» - обнаружить несоответствия и противоречия. Эта позиция характеризует неприятие учеником изучаемого содержания, основанное на объективном анализе содержания.
М/О технологии, ОБЖ, физкультуры
- «Театр» - донести содержание средствами театра (драма, оперетта, триллер, пантомима).
- «Практика» - которая направлена на выход изучаемого материала за пределы учебного пространства; приложение 6
- «Эксперты» - оценить деятельность всех участников учебного процесса, включая преподавателя.
Вопросы для дискуссии при проведении педагогического совета:
- Напоминаю, что каждая позиция задает вопросы, активность оценивается в жетонах.
Тезис
Место этого приема (т.е. составление тезисов, при работе с учебником) на уроке. (т.е. где на уроке вы можете применять прием – составление тезисов) Приведите пример.
Как происходит на уроке контроль ЗУН при составлении тезисов?
- Покажите прием работы с учебником на уроке.
- Составьте один тезис – ёмкий отражающий смысл данного приема.
Вопросы групп, слово экспертам.
Понятие
- Выберите только одно самое важное, существенное на ваш взгляд понятие и обоснуйте свой выбор. (Прием)
- Как данное понятие вы реализуете через урок.
- Покажите прием работы с учебником на уроке.
- Как данный прием связан с целью нашего педагогического совета.
Вопросы групп, слово экспертам.
Позиция Схема. Сразу к другим позициям!!!
- Прочитайте, что изображено на данной схеме.
- Дайте название этой схеме.
- Я не вижу схемы!
- Докажите, что это схема!
- Какую функцию несет данная «позиция» схема – символ на уроке при работе с учебником.
Вопросы групп, слово экспертам.
Практика
Вы сейчас в какой позиции – ученика или учителя?
Для кого адресована данная информация?
- Программа.
- Перегрузка.
Психологическое здоровье.
Вопросы групп, слово экспертам.
Апологет
- Я не вижу на троне учебник!
В мир современных технологий, когда столько мобильной информации учить детей можно и без учебников.
- Не потеряет ли ребенок – ученик, интерес к учебе?
Критика
Легко ли было критиковать данный материал?
- С какими трудностями вы столкнулись, готовя презентацию данной позиции?
Какой прием работы с учебником вы можете показать?
- Назовите недостатки данного приема.
Вопросы групп, слово экспертам.
Театр (вопросы групп) слово экспертам.
Поэты (вопросы групп) слово экспертам.
Решения педагогического совета:
- Учителям – предметникам адаптировать полученную на педагогическом совете информацию к особенностям своего предмета.
- Отвести большую роль учебнику как средству самоконтроля учащихся.
- Стремиться к тому, чтобы работа с учебником чаще носила творческий характер.
- Рекомендовать материалы педагогического совета на публикацию в методических журналах.
Анкета для учителя к педагогическому совету «Работа с учебником – проблемы, поиск, результаты»
- Часто ли вы используете работу с учебником на уроке?
- С желанием ли учащиеся включаются в данный вид деятельности?
- На каком этапе вы чаще всего используете работу с учебником?
- Какую роль в подготовке к урокам вы отводите школьному учебнику?
- Обучаете ли вы правильным навыкам работы с учебником?
- Как вы считаете, могут ли заменить учебник другие источники информации?
Анкета для учащихся
1. На каких предметах, при работе с учебником, учитель учит вас:
– делать выписки, составлять конспекты:
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК
– ставить вопросы к тексту, соотносить текст с вопросами:
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК
– обобщать, сравнивать, оценивать:
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК
– выделять непонятные места в тексте:
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК
– разбираться в причинах их непонимания:
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК
– пользоваться справочным и другими материалами разъяснения непонятных мест:
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК
– определять тип текста:
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК
– определять основную мысль текста:
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК
– разбивать текст на микротемы:
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК
– составлять план текста:
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК
– составлять тезисы:
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК
2. На каких уроках вы чаще работаете с нетекстовыми компонентами учебника:
- вопросы-задания
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК
- упражнения
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК
- схемы
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК
- таблицы
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК
- алгоритмы
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК
- иллюстрации
- Математика
- Русский
- Иностранный
- География
- Экология
- Биология
- Химия
- Физика
- История
- Обществознание
- ОБЖ
- МХК