Организация работы и содержание мультимедийного исследовательского студенческого проекта "Почему мы не читаем?"

Разделы: Литература, Информатика


Введение

В настоящее время можно говорить о кризисе чтения в нашей стране. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения только 17% молодых людей называют своим любимым занятием чтение книг. Перестав читать, современная молодежь перестает анализировать, рассуждать, мыслить. Растет духовно бедное поколение.
Изменить сразу сложившуюся ситуацию не представляется возможным, но убедить в том, что чтение – это основа развития личности, необходимо. Надо, чтобы молодежь задумалась над тем, что она теряет, отказываясь от чтения художественной, публицистической литературы. Работа над проектом призвана мотивировать их к чтению


Цели проекта.

  • Организовать изучение учащимися нравственно-психологических проблем чтения в целом и художественной литературы в частности.
  • Сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.

Методические задачи.

Обучающие.

  • Научить пользоваться ресурсами Интернета, библиотекой, справочной и энциклопедической литературой.
  • Научить анализировать, обобщать и обрабатывать полученную в результате исследований информацию.
  • Научить пользоваться компьютерными программами Microsoft Power Point, , Microsoft Word для оформления результатов работы.

Воспитательные.

  • Воспитывать потребность в постоянном чтении.
  • Воспитывать эстетический вкус.
  • Воспитывать информационную культуру личности.
  • Способствовать самореализации личности учащегося.

Развивающие.

  • Развивать коммуникативные умения и навыки.
  • Развивать навыки самостоятельной работы интеллектуального труда.
  • Развивать творческие способности.

Этапы работы над проектом

I. Подготовительный этап
  • Формирование творческой группы учащихся для работы над проектом.
  • Составление плана работы над проектом.
  • Организация практических занятий, консультаций.
II. Этапы исследований
  • Сбор теоретического материала с использованием ресурсов разных библиотек и Интернета.
  • Проведение анкетирования среди учащихся.
  • Посещение библиотек и работа в них.
  • Интервьюирование.
  • Встреча с выдающимися читателями.
  • Обучение работе с компьютерными программами, необходимыми для оформления результатов работы.
  • Обработка материалов исследования и написание докладов.
  • Создание  экслибрисов и карикатур на тему «Человек читающий».
  • Создание компьютерной презентации проекта.
  • Подготовка учащихся к публичному выступлению конференции.
III. Заключительный этап
  • Оформление выставки «Чтение – основа развития личности»

<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
<Рисунок 3>
<Рисунок 4>

  • Проведение научно-исследовательской конференции, где учащиеся представят результаты своих исследований.

Содержание мультимедийного исследовательского проекта «Почему мы сегодня не читаем?»

Тема 1. Анализ анкетирования.

Для того чтобы узнать, что думают учащиеся о чтении, о книгах, была составлена анкета. На нее отвечали 46 человек, из них юношей 24, девушек 22. Возраст от 15 до 17 лет. Были предложены следующие вопросы:

  • Когда вы начали читать?
  • Сдавали ли вы зачет на скорость чтения в первом классе?
  • Сможете ли вы сегодня прочесть незнакомый текст также быстро, с пониманием прочитанного?
  • Любите ли вы читать художественную литературу?
  • Когда вы читали больше: с 11 до 15 лет или после 15 лет?
  • Есть ли у вас домашняя библиотека? Читаете ли вы книги из нее ?
  • Есть и в вашем доме традиция семейного чтения вслух?
  • Какие книги предпочитаете читать: развлекательного характера (детективы, приключения, фэнтези, мелодрамы) или серьезные ?
  • Где предпочитаете получать информацию: из фильмов, книг, рассказов окружающих, учебников, компьютеров?

Результаты анкетирования были обработаны и представлены в виде диаграмм в презентации.
На просьбу объяснить свои ответы, назвать причины, по которым чтение почти исключено из интеллектуальной жизни ребят, были получены следующие ответы: читать сегодня немодно, нет времени читать, глаза жалко, лень.
На вопрос, почему предпочитаете черпать информацию из фильмов, а не из книг, отвечали: «Сериалы, фильмы думать не предлагают, а книги…»
Такие вот мы получили материалы к размышлению. Мы поняли, что просто ответить на вопрос  проекта «Почему мы сегодня не читаем?» не получится. Наоборот, вопросов становилось все больше: действительно, почему? Может, место книги занял компьютер, и книга вскоре уйдет из нашей жизни? Какую роль играла книга в формировании человечества? Все ли сегодня отказались от  нее? Читают ли сегодня в семьях? Каковы тайны этого действа – чтения, его этико-психологические особенности?
Чтобы ответить на такие вопросы, нужно было начать исследование в разных направлениях.

Тема 2. Книга в жизни великих людей.

Книги содержат концентрированный опыт человечества, все лучшее, что создано его гением. Они возвышают человека, обогащая его ум и сердце, расширяя кругозор, наполняя его душу любовью и сочувствием к людям.
Книга прочно вошла в жизнь великих людей; она – незаменимый помощник в строительстве их внутреннего мира, в  творчестве.
Узнать, как же относились к книгам те, которые сами творили их, вот цель первого исследования. Была прослежена роль книги в жизни таких выдающихся писателей, как А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, М.Горький, И.Бунин, В.Короленко, А. Конан Дойла, Г.Гессе.
Изучив тему, мы поняли, что в жизни великих людей книга была источником знаний о мире, инструментом узнавания жизни, другом. Для многих она стала толчком к собственному творчеству. А.И. Герцен писал: «Книга – это духовное завещание одного поколения другому». Надо, чтобы это завещание было прочитано, чтобы  возможным стало наше общение через века с высшими умами человечества, чтобы великие писатели приняли участие в нашем воспитании.

Тема 3. Книга в жизни нашего современника.

Целью данного исследования было изучить, какую роль играет чтение, книга в жизни людей, которые живут рядом с нами. Надо было обратиться к людям интересным, много читающим. Ребята брали интервью у директора колледжа, его ветеранов, выпускников, преподавателей, студентов. Общение было ярким, запоминающимся. Мы поняли, что человек читающий всегда найдет свое место в жизни, состоится как личность и сумеет стать нужным людям.

Тема 4. Семейное чтение – воспитание душевного родства.

Жизнь подсказала, что семейное чтение давно уже ушло из нашей жизни, а работа  над темой исследования заставила задуматься: а хорошо ли, что в наших семьях перестали читать вслух?
Воспоминания писателя начала XX века Бориса Зайцева, воспоминания в семье Ф.М.Достоевского, дневниковые записи фрейлины последнего русского императора Николая II Вырубовой А., рассказ дочери К.И.Чуковского о нем [8], воспоминания о детстве выдающегося ученого-филолога Д. С. Лихачева [3,4] позволили сделать следующие выводы:

  • чтение вслух в кругу семьи дает возможность родным людям лучше узнать друг друга, позволяет проявить любовь и понимание;
  • семейное чтение может передать детям то, что дорого родителям, а значит, делает их родными не только по крови, но и по душе;
  • необходимо возрождать в современных семьях чтение вслух любимых книг.

Тема 5. Библиотека – память человечества.

Для раскрытия данной темы группа учащихся ходила на экскурсию в Научную библиотеку Саратовского госуниверситета имени Н.Г.Чернышевского. Они осмотрели читальные залы, книгохранилище, посетили Отдел редких книг. О своих впечатлениях рассказали в эссе, которые были положены в основу пятой тему.

Тема 6. Интернет или книга? Заменит ли компьютер книгу?

Данная проблема интересует многих. Давно уже в печати идут споры о том, что будет с книгой, если все большее развитие получают компьютерные технологии. Появились электронные учебники, которые помогают получить знания и проверить их тут же в компьютере. Интернет помогает выполнить любое задание преподавателя, иногда даже не вникая в его суть: текст на бумаге есть - и ладно! Молодежь много времени тратит на компьютерные игры, увлекаясь погонями, стрельбой, виртуальными победами. На книгу уже просто нет времени. Да и зачем его на нее тратить, если машина решает все проблемы!
Ответ на поставленный вопрос в докладе был представлен разнообразием линий американского писателя-фантаста Рея Брэдбери, выпускника колледжа Чернякова Олега, Д.С.Лихачева, выпускника колледжа - писателя Ремизова Виктора Владимировича, американского писателя-фантаста Айзека Азимова.
Исследовав различные точки зрения на проблему: умрет ли книга с появлением компьютера, мы пришли к выводу, что проблемы просто нет. Компьютер и книга – настолько разные явления нашей жизни, что их нельзя сравнивать. Компьютер, как и всякая техника, упрощает людям жизнь, помогает быстро найти нужную информацию, выполнить ту или иную работу. А книга – это часть духовной жизни человека, источник развития мировоззрения, фантазии, мудрости. Внешне она может меняться: аудиокнига, книга в электронном виде, но суть ее остается прежней.
Каждому из нас нужны и компьютер, и книга!

Тема 7. Этический и психологический анализ чтения.

Обратившись к работам психологов мы поняли, что читающие люди без особого напряжения с ранних лет развивают способности концентрировать внимание, проблемно мыслить, анализируя, синтезируя, сопоставляя, имеют большой объем памяти, активное творческое воображение, лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по лексическому запасу), точнее формируют мысли и свободнее пишут. Читающие легко вступают в контакты с окружающими, приятны в общении, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Молодой человек должен понять, что без чтения стать личностью невозможно.

Тема 8. Тайны чтения.

Интервью, взятые у талантливых читателей, подсказывали, что процесс чтения - это не только интеллектуальное развитие личности, но и …чудо, которое может дать человеку великую радость, удовольствие, наслаждение. Писатель В Набоков отмечал, что человек читающий получает награды разнообразные и обильные.

Изучая тайны чтения, мы поняли, что книга формирует эмоциональный интеллект человека, возможность проникновенно чувствовать, глубоко переживать каждый миг жизни. Книга позволяет человеку пережить восторг от того, что он способен объять необъятное, что он воспитывает свою душу в любви к людям. Замирая сердцем, каждый, начиная читать книгу великого писателя, проходит своеобразное тестирование (по мнению профессора В.В.Прозорова [5]): выберет ли его гений в собеседники?
В сердце каждого человека, любящего книгу, звучит симфония чувств!

По результатам исследования проблемы «Почему мы не читаем?» были выработаны  рекомендации.

Изучив проблему, связанную с современным отношением к чтению, мы каждому молодому человеку  рекомендуем:

  • помнить, что чтение – это особый инструмент познания мира, основа формирования личности;
  • понять, что чтение никогда не устареет, его не сможет заменить никакое современное средство информации;
  • знать, что чтение без особых усилий помогает совершенствовать своё внимание, память, различные виды мышления, своё мировоззрение;
  • убедиться, что чтение может доставлять человеку ни с чем не сравнимое удовольствие;
  • прочесть главные книги русской и зарубежной литературы.

Заключительный этап

На научно-исследовательской конференции учащиеся представили свои доклады, которые сопровождались мультимедийной презентацией.

<Презентация>

В завершении работы конференции ребятам был предложен диагностический тест.

В завершении работы конференции ребятам был предложен диагностический тест

1. Оцените соответствующим баллом Ваше отношение к чтению, к книге, с которым Вы пришли на конференцию:

5          4          3          2          1          (Подчеркните нужную цифру)

2. Изменилось ли Ваше отношение к чтению, к книге после знакомства с материалами исследования?  Оцените баллом:

5          4          3          2          1          (Подчеркните нужную цифру)

Результаты были получены оптимистические.

Список использованной  литературы:

  1. Корабли мысли.- М.: Книга,1980
  2. «Литература в школе», 1991 №4
  3. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. -М.: Детская литература, 1989
  4. Лихачёв Д.С. Раздумья. – М.: Детская литература, 1991
  5. Прозоров В.В. Другая реальность: Очерки о жизни и литературе. – Саратов: Лицей, 2005
  6. «Саратовский университет», №2, март, 2009
  7. Человек читающий. Homo legens. Писатели XX века о роли книги в жизни человека и общества. – М.: Прогресс, 1990
  8. Чуковская Л. Памяти детства. Воспоминания о Корнее Чуковском. – Архангельск: «ИПП « Правда Севера», 2005
  9. Schoollibrary.ioso.ru