Тема урока: Современное декоративное искусство. Витраж.(2 урока)
Цели:
1. Познакомить учащихся с искусством витража.
2. Сформировать навыки и умения создания художественного образа в декоративной работе
3. Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству, к истории, культуре.
4. Развивать творческий интерес, познавательную активность, фантазию, навыки работы с художественными материалами, ассоциативно-образное мышление.
Оборудование и материалы:
- Фотографии с изображением витражей.
- Работы старшеклассников, имитирующие витраж, от эскиза до завершенной работы.
- Художественные материалы.
- Презентация.
План урока:
- Беседа на тему монументальное искусство, история создания витражного искусства, основные правила изготовления витража.
- Практическое выполнение задания.
- Подведение итогов, анализ и защита работ.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2. Формирование новых знаний.
На экране появляется первая заставка презентации, тихо звучит музыка, учитель начинает свою беседу.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из монументальных искусств, витраж. Работа, имеющая большие размеры и предназначенная для украшения зданий, то это произведение монументального искусства. К ним относятся: мозаика и витраж.
Витраж – это картина, выполняется из кусочков стекла посредством свинцовых узких полос.
История цветного стекла уходит вглубь веков. Помимо открытия бронзы, те же ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли способ получать совершенно новую субстанцию: стекло.
Примерно в I веке до н.э., предположительно в Сирии, была изобретена техника выдувания стекла. Стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру. Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна наиболее роскошных зданий.
То, что мы сегодня называем витражами, появилось лишь в эпоху христианства. Куски стекла укреплялись с помощью замазки в прорези деревянных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы. Прототипы средневековых витражей украшали окна храмов в городах Галлии, затем они появились в германии и Англии.
Лучезарность ранних витражей соответствовала метафизическим концепциям связи света и духа, разработанным теоретиками раннего христианства. Витраж воспринимался как посредник между земными и божественными сферами.
Большой скачок витражное искусства претерпевает в XI веке. С этого времени художественный витраж обретает свою классическую форму – цветные стекла, скрепленные между собой с помощью металлического профиля.
В Средние века было трудно сварить бесцветное (белое) стекло. Техническое несовершенство приводило к получению стекла с желтоватым и голубоватым оттенком.
В Средние века весь витраж или его фрагмент сначала рисовали в натуральную величину на матовой отражающей поверхности, например, выскобленной добела доске. Затем к полученному трафарету подбирали кусочки стекла. После завершения этого этапа из полученной мозаики изымали кусочки, требовавшие индивидуальной росписи, и на них рисовали мелкие детали лиц, рук и орнаментов.
Готовые кусочки скрепляли на месте узкими Н - образными свинцовыми переплетами. В романский период достигали в высоту шести метров. Для прочности и удобства установки такие большие окна делили на несколько панелей площадью не больше нескольких квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке.
Самым древним из уцелевших образов витража романского периода является поразительная и загадочная голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе. Голова нарисована на прозрачном «белом» стекле. Выразительные линии образа прорисованы непрозрачной коричневой эмалью.
Другой дошедшей до нас работой является группа из четырёх ветхозаветных пророков из Аугсбургского собора, созданная в конце XI- начале XII века.
В наше время начинается вторая молодость искусства. Талантливые художники придумали новую технику витража, на стекольных заводах заранее отливают стекла нужные по формату и соединяют их арматурой.
Так же очень много изобретено средств для имитации витража к ним относится: витражные, акриловые краски.
Объяснение предстоящей работы.
Изготовить настоящий витраж в условиях школьного урока не представляет возможности, а вот имитацию его яркими уголками для бумаг или заменить на прозрачные цветные пакеты.
Но прежде необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Это может быть изображение несложных пейзажей, марин, растительные узоры, по мотивам сказок и т.д. Композицию лучше всего выбрать не слишком сложную и избегать мелких элементов. Работая над эскизом, вы должны обязательно помнить, что все контуры – линии изображения – должны соприкасаться друг с другом и конечно с самой рамкой. Рисунок необходимо раздробить на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которые впоследствии вы вставите цветные стекла.
При составлении эскиза нужно не забыть, что в настоящем витраже мастер работает со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии делать по возможности прямыми. ( Показ работ ребят прошлых лет.)
3. Практическая работа.
Задание: выполнить эскиз декоративной композиции для техники витража.
- Анализ работ.
- Задание на дом.
2 урок.
Цель:
1. Сформировать понимание создания декоративной работы над имитацией техники витража.
2. Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству, к истории, культуре.
3. Продолжать развивать творческий интерес, познавательную активность, фантазию, навыки работы с художественными материалами, ассоциативно-образное мышление.
Оборудование и материалы:
- Эскизы работ, выполненные на первом уроке.
- 2 листа черного картона, нож для бумаги, ножницы, клей ПВА или «Момент», цветные уголки для бумаг или цветные пакеты.
- Работы старшеклассников: готовые и находящиеся на разных этапах выполнения.
План урока №2:
- Организационный момент.
- Доработка эскизов.
- Практическое выполнение задания.
- Подведение итогов, анализ и защита нескольких работ.
- Домашнее задание
Ход урока №2
1. Организационный момент.
2. Доработка эскизов.
Ребята просматривают свои эскизы, завершают рисунок перед переносом его на картон, определяются с цветовой гаммой.
- Формирование умений и навыков.
- Перевести рисунок на 2 листа черного картона в зеркальном отражении.
- Ножом для бумаг вырезать те части картона, куда будут вставляться цветные кусочки, при этом нужно стараться не перерезать тонкие полоски, иначе композиция может развалиться на отдельные элементы.
- Вырезать цветные кусочки из уголков с припуском для склеивания , а затем аккуратно с обратной стороны приклеить к полоскам на клей.
Прежде чем начать сборку, необходимо посмотреть по эскизу, как располагаются цветные вставки, если нарушить цветовую композицию, то готовая работа может выглядеть раздробленной и не понятной для окружающих.
Художник должен передать красоту материала, чтобы окружающие люди могли видеть не только рисунок, но и великолепие материала из которого он выполнен. Как говорил Данила - Мастер, в знаменитой сказке Бажова «Каменный цветок»: « Вижу, поди-ка, какой у нас камень, А мы что с ним делаем? Точим, да режем, да колер наводим и вовсе ни к чему. Вот мне и припало желание так сделать, чтобы полную силу камня показать и людям показать».
Самостоятельная практическая работа.
Задание: Выполнить имитацию витража.
- Анализ и защита работ.
- Домашнее задание.
Принести цветную бумагу и открытки для изготовления мозаики.
Список используемой литературы.
- http://vitrazhy.ru
- http://www.mw-light.ru/articles/view/
- http://um-glass.ru/
- http://domdecor.kiev.ua/article/article
- Иллюстративный словарь юного художника. Санкт-Петербург 2006г. Издательский дом «Литера»
- Сказки Бажова « Каменный цветок».