Урок математики в 3-м классе по теме "Таблица умножения и деления с числом 9" с использованием ИКТ

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Составить таблицы умножения девяти и на девять, рассмотреть соответствующие случаи деления.
  • Совершенствовать вычислительные навыки и умение находить площадь и периметр прямоугольника, решать задачи разными способами.
  • Развивать наблюдательность и умение рассуждать.

Оборудование:

  • учебник «Математика. 3 класс I часть», Моро М.И. и др.
  • презентация (Приложение 1).

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (слайд 1)

2. Устный счет

– Начнем наш урок с веселого счета (слайд 2): перед вами цифрогусеница. Как быстрее посчитать сумму всех чисел, из которых она состоит?

9 х 8 + 6 х 3 + 1 + 8 = 72 + 18 + 9 = 99

– Что можете сказать об этом числе? (Оно двузначное, записано с помощью одной и той же цифры  «9», в этом числе 9 десятков и 9 единиц, это наибольшее двузначное число)
– Какое число получится, если слева уберем одну девятку? (9)
– Какое число получится, если к 99 справа припишем одну девятку? (999)
– Сегодня на чистописании запишем цифру 9 числами:  9  99  999, повторяя, таким образом, до конца строки.
– Посмотрите на следующее задание (слайд 3). Перед вами два столбика произведений. Рассмотрите их внимательно, подумайте, можно ли составить равенства?

7 х 6                        4 х 6
3 х 8                        4 х 4
2 х 9                        9 х 2
5 х 8                        6 х 7
7 х 4                        8 х 5
9 х 8                        4 х 7
6 х 4                        6 х 3
5 х 9
8 х 9

– На основании какого свойства умножения вы составляли эти равенства? (От перестановки множителей, произведение не меняется)
Это свойство нам сегодня пригодиться на уроке.
– Эти  столбики непростые. В них зашифрована тема нашего урока. Чтобы её расшифровать, надо найти значения произведений каждого столбика и с помощью ключа записать слова.

40, 72, 42, 28, 18, 24                                  28, 16, 72, 18, 40, 24, 45, 42
Л   Ц    Т   И   Б   А                                    Е    М  Я    Н   Ж  У   И   О

42, 24, 18, 40, 28, 72, 24                            24, 16, 18, 42, 40, 28, 18, 45, 72
Т   А    Б   Л   И   Ц   А                              У   М   Н   О   Ж   Е   Н   И   Я

– Что у вас получилось?  (Таблица умножения)
– Какую цифру писали на чистописании?
Значит тема нашего урока: таблица умножения с числом 9.

3. Работа над новой темой (слайд 4)

– Перед вами таблица умножения девяти:

9 х 2 =
9 х 3 =
9 х 4 =
9 х 5 =
9 х 6 =
9 х 7 =
9 х 8 =
9 х 9 =

– Какое свойство умножения поможет нам найти значения этих произведений? (От перестановки множителей, произведение не меняется)
– Пользуясь этим свойством, назовем значения произведений. (До случая 9 х 8)
– Какой новый случай появился?  (9 х 9)
– Чтобы найти его значение, рассмотрим, что происходит с результатами во всей таблице.
(Каждое следующее число увеличивается на 9)
– Как же получить последний результат? ( 72 + 9 = 81)
– Таким образом, из всей таблицы необходимо запомнить всего один случай,
т. к. все предыдущие были уже изучены ранее.
– Возможен ли здесь случай перестановки множителей?  (Нет, т. к. множители одинаковые)
– При изучении умножения, мы всегда рассматриваем соответствующие случаи деления. Составьте выражение на деление.  Каким правилом воспользуемся? (Если произведение двух чисел разделить на одно из них, то получится другое число –  81 : 9 = 9)
– Сколько случаев получится? Почему?  (Одинаковые множители)

4. Работа с учебником. Закрепление

– А теперь откроем учебники на стр. 59
– В учебнике для запоминания предлагается тоже один случай на умножение и на деление. Запишите эти два последних случая себе в тетрадь.

9 х 9 = 81         81 : 9 = 9

– Для лучшего запоминания таблицы, выполним задание под № 1. Что нужно сделать? (Найти значения выражений)
– Первые два столбика выполним устно. Какое действие надо выполнить в первом столбике?  (Деление)
– Как по – разному можно сказать о делении?  (Разделить, уменьшить в, найти частное, делимое …  делитель…)
– Найдите значения первого столбика, читая выражения по-разному.
– Чем интересен второй столбик?  (Умножение одинаковых чисел)
– Как  по-разному можно сказать про умножение? (Умножить, увеличить в, найти произведение, первый множитель…, второй множитель)
– Какие случаи из второго столбика будут обратными для случаев из первого столбика?   (8 х 8 = 64   64 : 8 = 8; 9 х 9 = 81  81 : 9 = 9)
– Сколько получится в оставшихся случаях?
– Третий и четвертый столбики выполним письменно. Но сначала скажите, что нужно вспомнить, чтобы посчитать правильно?  (Порядок действий)

(Решаем самостоятельно, записывая результаты промежуточных действий)

 Проверка решения примеров: (выражения читать разными способами)

– Прочитайте выражения, в которых ответы круглые десятки.
– Прочитайте выражение, в ответе которого единиц в 4 раза больше, чем десятков.
– Прочитайте выражение, ответ которого на 4 меньше предыдущего.
– Прочитайте оставшееся выражение. Что можете сказать про его ответ?

Физкультминутка

5. Работа над пройденным материалом. Решение задач

А сейчас решим задачи.
Стр. 59 № 3.
– Прочитайте условие. О ком говорится в условии? (О мальчике и девочке)
– Что они делали? (Принесли морковку для кроликов)
– Что они сделали с морковкой? (Разложили кроликам в клетки)
– Как разложили морковь? (Поровну в каждую клетку, по 9 штук)
– Что обозначает число 27? 18?
– Что же обозначает первое выражение? (Во сколько клеток может положить морковь девочка) Посчитайте: 3 клетки.
– Что обозначает второе выражение? (Во сколько клеток может положить морковь мальчик? В 2 клетки)
– Что обозначает третье выражение? (Сколько всего моркови принесли мальчик и девочка вместе)    (45 морковок)
– На какой вопрос ответим, если найдем значение последнего выражения? (Во сколько клеток мальчик и девочка положат морковь? В 5 клеток)
– Как, используя первое и второе выражения, можно ответить на этот же вопрос? (Между выражениями поставить знак «+»)
– Таким образом, если к данному условию задать этот вопрос, то сколько способов решения такой задачи мы с вами рассмотрели? (Два способа)
– А сейчас мы будем письменно решать задачу № 4 и постараемся найти разные способы её решения. Прочитайте задачу внимательно.
– О чем в ней говорится? (О проводе, длиной 50 метров)
– Какие действия с ним выполняли? (Отрезали 8 м и 7м)
– Что нужно узнать в задаче? (Сколько метров провода осталось)
– К этой задаче я предлагаю два схематических чертежа. (слайд 5) Выберите тот, который подходит к нашей задаче.
– Почему вы так решили? (Провод должен уменьшаться, когда от него отрезали)
– Представьте, что вы на стройке мастера участков и вам нужно отрезать провод. Как вы это будете делать? (Сначала отрезать 8 м, потом 7 м), т. е. это будет первый способ решения задачи.
– Что бы вы добавили к чертежу, чтобы найти другой способ решения? (8 м и 7 м объединить скобкой т. е. узнать, сколько всего метров провода отрезали) Это будет второй способ решения задачи.
– Запишите решение задачи двумя способами самостоятельно. (Один на доске)

1 способ: 50 – 8 – 7 = 35 (м)
2 способ: 50 – (8 + 7) = 35 (м)

– Проверьте свои записи (слайд 6). Прочитайте ответ.
– А сейчас вспомните, как найти площадь и периметр прямоугольника.
– Дома вы вырезали фигуры и складывали из них прямоугольник, и находили площадь и периметр его. Чему равен периметр? Площадь?  (Р = 12 см; S = 8 см2

– Найдите задание № 6. Что нужно сделать?
– Что знаете о сторонах квадрата?
– Выполните задание самостоятельно по рядам (1 ряд – квадрат со стороной 7 см, 2 ряд – со стороной 4 см, 3 ряд – со стороной 9 см)
Проверьте свое решение (слайд 7)

Р = 7 х 4                  Р = 4 х 4                   Р = 9 х 4
Р = 28 (см)              Р = 16 (см)               Р = 36 (см)

S = 7 х 7                  S = 4 х 4                   S = 9 х 9
S = 49 (см2 )           S = 16 (см2 )            S = 81 (см 2)

6. Итог урока

С какой таблицей познакомились? Сколько случаев надо запомнить? Как получали ответы в остальных случаях?

7. Домашнее задание: с. 59 Т. х 9, № 5 (повторить единицы длины), по желанию задача на смекалку и задание  на полях, а также в Т. на печатной основе № 139 с. 49 Решить задачу разными способами.