Урок русского языка в 1-м классе по теме "Интонация. Знаки препинания в конце предложения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепление знаний о коммуникативной функции предложений (использовании предложений в речи) и его признаках;
  • развитие умения правильно оформлять предложения в письменной речи:
    • употребление большой буквы в начале предложения;
    • употребление знаков препинания в конце предложения;
  • воспитание интереса к чтению.

Оборудование:

  • иллюстрации к сказке «Лиса, Заяц и Петух»;
  • Блок-схема «Предложение»;
  • Карточки для работы в парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Минутка чистописания.   

2. Сообщение цели урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим работу по составлению предложений, определению расстановки знаков препинания в конце предложений и интонации их произношения.

II. Актуализация знаний

1. Словарно-орфографическая работа

– Сегодня мы ещё будем путешествовать по сказке. А чтобы попасть в эту сказку, нужно отгадать загадки, и мы узнаем героев. (Приложение 1)

Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днём он – забияка,
Поутру – часы. (Слайд) 

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Слайд) 

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Слайд) 

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Слайд) 

Задание 1. Орфографическая пятиминутка. Вставить пропущенные буквы в словах и объяснить свой выбор.

П . тух, л . сица, м . дведь, за . ц.

– Герои какой сказки пришли к нам гости?

2. Повторение изученного о предложении.

– Из чего состоит наша речь?

Задание. Прочитайте группы слов, найдите здесь предложения. Обоснуйте свой ответ.

(Слайд)

  • Смелый петух
  • Избушка у лисы
  • Плутовка рыжая
  • Весной растаяла.
  • Весной избушка у лисы растаяла.

Вывод. (Слайд)

Предложение:

  • выражает законченную мысль;
  • все слова в предложении связаны по смыслу.

3. Физкультминутка. (Слайд)

Доброе утро! – птицы запели,
Добрые люди встали с постели
Прячется вся темнота по углам,
Солнышко встало и идёт по делам.

III. Работа над темой урока

1. Работа с деформированными предложениями. (Работа в парах.)

– Составьте предложения о героях сказки из слов в Волшебном конверте. Слово, написанное с большой буквы, должно стоять первым.

пришёл, на помощь,  петух, Зайке.
убежала, лес, плутовка, в,  Рыжая.
и, Дружно,  звери, весело, живут.

Запись  в тетрадях. Проверка. (Слайд)

Вывод.

– Что надо знать, чтобы правильно обозначить начало и конец  предложения?
–  Какой знак препинания поставлен в конце предложений?

2. Работа над интонацией предложений и расстановкой знаков препинания..

– Прочитайте предложение. (Слайд)
– Что сообщает нам это предложение?

Петух прогнал лису.

– Послушайте, с какой интонацией оно произносится, каким голосом мы прочитали.
– Измените голос так, чтобы в конце его стоял вопросительный знак.

Петух прогнал лису?

– А может ли стоять другой знак в конце этого предложения?

Петух прогнал лису!

– С какой интонацией вы его произносите? (С чувством восхищения)
– Посмотрите внимательно на три предложения. Что интересного вы заметили?
– Слова в предложениях не изменились, а что изменилось?

Вывод.

–  Предложения, в которых о чём-либо сообщается, произносятся спокойно, в конце ставится точка.

Если мысль закончил ты,
Записал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую точку. (Слайд)

– Предложения, в которых о чём-либо спрашивается, произносятся вопросительной интонацией, в конце ставится вопросительный знак.

С Почемучкой дружишь ты?
Значит, и в тетрадке
Знак вопроса смело ставь.
Будет всё в порядке! (Слайд)

– Предложения, в которых есть восхищение, удивление, просьба, произносятся восклицательной интонацией, в конце ставится восклицательный знак.

Чувства сыплются наружу!
Восхищение в словах!
Торжество, тревога, ужас –
Восклицательный здесь знак! (Слайд)

3. Физкультминутка

Утром встал петух на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух –
И скорей  на парту плюх!

IV. Закрепление и развитие речи

1.  Поставьте в конце предложений нужный знак. (Слайд)

Кто помог бедному зайцу(?)
Петух прогнал рыжую плутовку(.)
Какой он смелый(!)

2. Составление диалога. Инсценирование отрывка из сказки.

V. Подведение итогов