Цели:
- закрепить знания табличных случаев умножения и деления на 2 – 5,
- развивать логическое мышление;
- формировать умение находить периметр многоугольника, учить работать в парах;
- воспитывать дружеские отношения между детьми.
Оборудование: иллюстрация ёлочки, конверты с заданиями, иллюстрации ёлочных игрушек, плакаты с разными способами нахождения периметра квадрата.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Устный счёт
– Ребята. Посмотрите внимательно на доску. Как
вы думаете, почему на ней ёлочка?
– Действительно до Нового года осталось совсем
мало времени. А практически в каждом доме к этому
празднику наряжают лесную красавицу. Но
посмотрите, на нашей ёлочке не игрушки, а
конверты. Как-то совсем уж необычно. Давайте
заглянем в эти конверты и посмотрим что там.
Открываю конверт №1.
– Ой, ребята, здесь лежит какая-то записка.
Дорогие ребята! Если вы хотите, чтобы на вашей
ёлочке появились самые красивые игрушки, вам
необходимо выполнить все задания, которые я
приготовил. Как только вы задание
выполняете правильно, вместо конверта можете
повесить игрушку.
Дед Мороз:
– Вот вам, ребята, и первое задание.
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт. Мы творим это дело
Только силой ума и души. [1]
На доске приготовлены листочки и табличными случаями умножения на 2-5.
9 * 4 | 8 * 2 | 5 * 3 | 5 * 4 | 8 * 4 | 4 * 3 | 7 * 3 |
А | Б | А | Л | Ц | Т | И |
36 : 4 | 9 : 3 | 24 : 3 | 16 : 4 | 12 : 2 | 20 : 4 | 8 : 4 | 28 : 4 | 5 : 5 |
У | Н | М | Е | О | Ж | И | Н | Я |
– Расположите результаты при умножении в
порядке возрастания, а результаты при делении в
порядке убывания.
– Какие слова получились?
– Попробуйте самостоятельно сформулировать
тему нашего урока.
– Правильно, сегодня мы будем закреплять знания
таблицы умножения и деления на 2-5.
– Ребята, вы с первым заданием от Деда Мороза
справились просто замечательно. Давайте теперь
вместо конверта повесим первую игрушку, которая
тоже находится в конверте.
3. Графический диктант
– Ребята, а хотите перенестись в те края, где
почти всегда тепло?
– Вот сейчас мы и познакомимся с одним из
представителей животного мира тех краёв.
Открываю конверт №2.
– Отгадайте загадку:
Кто-то в сумке носит спички,
Кто-то важные вещички,
Кто-то книжки и игру,
А детишек – … [2]
– Правильно. Вот сегодня мы на графическом
диктанте и нарисуем кенгуру.
– Поднимите руки, у кого получился кенгурёнок?
– Молодцы! И с этим заданием вы тоже справились. Можно
смело вместо конверта повесить ещё одну игрушку.
4. Закрепление ранее изученного материала
Открываю конверт №3.
– А вы знаете, что кенгуру сохранились только в Австралии. Их осталось мало, поэтому они взяты под охрану. Даже в зоопарке можно увидеть, как из сумки на животе матери высовывается любопытная мордочка кенгурёнка. А если он сидит рядом с матерью, то при малейшей опасности ныряет в сумку прямо вниз головой – перевернуться там всегда успеешь. Кенгурёнок рождается слепым, голым и очень маленьким. Вот сейчас из задачи вы и узнаете вес кенгурёнка.
Задача: Новорождённый кенгурёнок весит всего 8 граммов. Сколько весят 3 таких кенгурёнка? [3]
Краткая запись оформляется у доски в виде схемы; решение – самостоятельно.
– Сколько весит один новорождённый
кенгурёнок?
– Изобразите это в виде схемы.
– Назовите ещё раз вопрос задачи.
– Как это изобразить схематично?
– Решите задачу самостоятельно.
Появляется ещё одна игрушка на ёлочке.
Физминутка
На зарядке весь наш класс
Мы присядем 10 раз,
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо – влево,
Вновь работать будем смело.
Задача на нахождение периметра
Открываю конверт №4
– Догадайтесь, о какой фигуре идёт речь?
Он давно знакомый мой:
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны –
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его … [4]
Работа в парах
– Ребята, у вас на столе лежат различные
многоугольники. Соберите из них квадрат.
– Какую фигуру называют квадратом?
– Измерьте сторону квадрата.
– Что такое периметр?
– Как найти периметр квадрата?
На доске появляется формула нахождения периметра квадрата сложением.
Р = а + а + а + а + а
– Найдите самостоятельно периметр квадрата.
– Замените сумму одинаковых слагаемых
умножением.
– Что обозначает первая цифра в записи
выражения?
– Что обозначает вторая цифра?
– Какой способ нахождения периметра квадрата
удобнее?
На доске появляется формула нахождения периметра квадрата умножением.
Р = а х 4
Появляется ещё одна игрушка на ёлочке
Физминутка для глаз
1. В среднем темпе проделать 3-4 круговых
движения глазами в правую сторону, столько же в
левую сторону. Расслабив глазные мышцы,
посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть
спокойно, медленно, считая
до 5. Повторить 4-5 раз.
Открываю конверт №5.
Самостоятельная работа (проверка табличных
случаев умножения и деления на 2-5).
2 х 4 25 : 5 3 х 5
12 : 2 45 : 5 7 х 4
8 х 5 3 х 6 30 : 5
5 х 5 36 : 4 5 : 5
ПРОВЕРКА: с обратной стороны доски записаны
ответы. После того, как все ребята справятся с
решением выражений, они самостоятельно
сравнивают свои ответы с доской.
– Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки?
– У кого одна ошибка?
– У кого две и более?
Появляется ещё одна игрушка на ёлочке
Задание для детей, которые быстро справились с решением выражений:
Во втором классе московской школы 25 человек. 8 ребят собираются летом на море, 9 других – в деревню. Сколько детей собирается остаться летом в городе?
5. Итог
– Посмотрите, какая красивая, нарядная стала
наша ёлочка. А стала она такой благодаря вашим
знаниям и умениям, потому что вы справились со
всеми заданиями, которые вам предлагал Дед Мороз.
– Давайте же вспомним, а какие знания и умения
нам потребовались, чтобы выполнить задания без
ошибок?
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
6. Домашнее задание
Повторить таблицу умножения от 2 до 5.
Список используемой литературы:
1. Я иду на урок в начальную школу: Математика.
Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое
сентября», 2000.
2. О. Холодова Юным умникам и умницам: Задания
по развитию познавательных способностей /
Методическое пособие, 1 класс – 3-е изд, перераб. –
М.: Росткнига, 2008.
3. Я иду на урок в начальную школу: Математика.
Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое
сентября», 2000.
4. Беденко М. В. Сборник текстовых задач: 1-4
класс. – М.: ВАКО, 2006.