Открытый урок по математике во 2-м классе по программе "Начальная школа XXI века". Закрепление табличных случаев умножения и деления на 2–5"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания табличных случаев умножения и деления на 2 – 5,
  • развивать логическое мышление;
  • формировать умение находить периметр многоугольника, учить работать в парах;
  • воспитывать дружеские отношения между детьми.

Оборудование: иллюстрация ёлочки, конверты с заданиями, иллюстрации ёлочных игрушек, плакаты с разными способами нахождения периметра квадрата.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Устный счёт

– Ребята. Посмотрите внимательно на доску. Как вы думаете, почему на ней ёлочка?
– Действительно до Нового года осталось совсем мало времени. А практически в каждом доме к этому празднику наряжают лесную красавицу. Но посмотрите, на нашей ёлочке не игрушки, а конверты. Как-то совсем уж необычно. Давайте заглянем в эти конверты и посмотрим что там.
Открываю конверт №1.
– Ой, ребята, здесь лежит какая-то записка.
Дорогие ребята! Если вы хотите, чтобы на вашей ёлочке появились самые красивые игрушки, вам необходимо выполнить все задания, которые я приготовил. Как только  вы  задание выполняете  правильно, вместо конверта можете повесить игрушку.

Дед Мороз:

– Вот вам, ребята, и первое задание.

Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт. Мы творим это дело
Только силой ума и души. [1]

На доске приготовлены листочки и табличными случаями умножения на 2-5.

9 * 4 8 * 2 5 * 3 5 * 4 8 * 4 4 * 3 7 * 3
А Б А Л Ц Т И

 

36 : 4 9 : 3 24 : 3 16 : 4 12 : 2 20 : 4 8 : 4 28 : 4 5 : 5
У Н М Е О Ж И Н Я

– Расположите результаты при умножении в порядке возрастания, а результаты при делении в порядке убывания.
– Какие слова получились?
– Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока.
– Правильно, сегодня мы будем закреплять знания таблицы умножения и деления на 2-5.
– Ребята, вы с первым заданием от Деда Мороза справились просто замечательно. Давайте теперь вместо конверта повесим первую игрушку, которая тоже находится в конверте.

3. Графический диктант

– Ребята, а хотите перенестись в те края, где почти всегда тепло?
– Вот сейчас мы и познакомимся с одним из представителей животного мира тех краёв.
Открываю конверт №2.
– Отгадайте загадку:
Кто-то в сумке носит спички,
Кто-то важные вещички,
Кто-то книжки и игру,
А детишек – … [2]
– Правильно. Вот сегодня мы на графическом диктанте и нарисуем кенгуру.

– Поднимите руки, у кого получился кенгурёнок?
– Молодцы! И с этим заданием вы тоже справились. Можно смело вместо конверта повесить ещё одну игрушку.

4. Закрепление ранее изученного материала

Открываю  конверт №3.

– А вы знаете, что кенгуру сохранились только в Австралии. Их осталось мало, поэтому они взяты под охрану. Даже в зоопарке можно увидеть, как из сумки на животе матери высовывается любопытная мордочка кенгурёнка. А если он сидит рядом с матерью, то при малейшей опасности ныряет в сумку прямо вниз головой – перевернуться там всегда успеешь. Кенгурёнок рождается слепым, голым и очень маленьким. Вот сейчас из задачи вы и узнаете вес кенгурёнка.

Задача: Новорождённый кенгурёнок весит всего 8 граммов. Сколько весят 3 таких кенгурёнка? [3]

Краткая запись оформляется у доски в виде схемы; решение – самостоятельно.

Сколько весит один новорождённый кенгурёнок?
Изобразите это в виде схемы.
Назовите ещё раз вопрос задачи.
– Как это изобразить схематично?
– Решите задачу самостоятельно.
Появляется ещё одна игрушка на ёлочке.

Физминутка

На зарядке весь наш класс
Мы присядем 10 раз,
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо – влево,
Вновь работать будем смело.

Задача на нахождение периметра

Открываю конверт №4

– Догадайтесь, о какой фигуре идёт речь?

Он давно знакомый мой:
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны –
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его … [4]

Работа в парах

– Ребята, у вас на столе лежат различные многоугольники. Соберите из них квадрат.
– Какую фигуру называют квадратом?
– Измерьте сторону квадрата.
– Что такое периметр?
– Как найти периметр квадрата?

На доске появляется формула нахождения периметра квадрата сложением.

Р = а + а + а + а + а

– Найдите самостоятельно периметр квадрата.
– Замените сумму одинаковых слагаемых умножением.
– Что обозначает первая цифра в записи выражения?
– Что обозначает вторая цифра?
– Какой способ нахождения периметра квадрата удобнее?

На доске появляется формула нахождения периметра квадрата умножением.

Р = а х 4

Появляется ещё одна игрушка на ёлочке

Физминутка для глаз

1. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно, считая
до 5. Повторить 4-5 раз.
Открываю конверт №5.
Самостоятельная работа (проверка табличных случаев умножения и деления на 2-5).

2 х 4                                                25 : 5                                                  3 х 5
12 : 2                                               45 : 5                                                  7 х 4
8 х 5                                                3 х 6                                                   30 : 5
5 х 5                                                36 : 4                                                  5 : 5

ПРОВЕРКА: с обратной стороны доски записаны ответы. После того, как все ребята справятся с решением выражений, они самостоятельно сравнивают свои ответы с доской.
– Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки?
– У кого одна ошибка?
– У кого две и более?
Появляется ещё одна игрушка на ёлочке

Задание для детей, которые быстро справились с решением выражений:

Во втором классе московской школы 25 человек. 8 ребят собираются летом на море, 9 других – в деревню. Сколько детей собирается остаться летом в городе?

5. Итог

– Посмотрите, какая красивая, нарядная стала наша ёлочка. А стала она такой благодаря вашим знаниям и умениям, потому что вы справились со всеми заданиями, которые вам предлагал Дед Мороз.
– Давайте же вспомним, а какие знания и умения нам потребовались, чтобы выполнить задания без ошибок?
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Какое задание вам понравилось больше всего?

6. Домашнее задание

Повторить таблицу умножения от 2 до 5.

Список используемой литературы:

1. Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
2. О. Холодова Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 1 класс – 3-е изд, перераб. – М.: Росткнига, 2008.
3. Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
4. Беденко М. В. Сборник текстовых задач: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2006.