Цель: познакомить детей с народными традициями, связанными с природой (12.11. по народному календарю – Синичкин день)
Задачи:
- Вызывать интерес к окружающему миру и чувство эмпатии
- Формировать реалистические представления о природе
- Закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях и повадках птиц
- Обогащать словарный запас детей
Познавательная деятельность | Продуктивная деятельность | Художественная литература | Подвижные игры |
1) Беседа о народном празднике «Синичкин
день» 2) Рассматривание иллюстраций с зимующими и перелетными птицами 3) Наблюдение за прилетевшими к кормушке птицами 4) Дидактическая игра «Чей след» 5) Дидактическая игра «Кто как кричит» 6) Дидактическая игра «Что за птица» |
1) Создание коллективной работы
«Веселая стайка» 2) Индивидуальная работа с раскрасками «Птички» 3) Рисование палочками на песке следов птиц 4) Изготовление кормушки (предварительн) |
1) Чтение фольклорных потешек и
примет и загадок о птицах 2) Рассказ Е. Железновой «Кормушка для вороны» 3) Исполнение знакомых песен о птицах 4) Выставка «Птицы – наши друзья» (в книжном уголке) |
1) «Птицы и кот» 2) «Птицы у кормушки» 2) Народные хороводы «Дроздок», «Птичка-невеличка» |
Описание проекта «Синичкин день»
1 половина дня.
Утренняя гимнастика «Птицы»
Детей встречает синичка (игрушка), затем рассказывает о своем празднике. (народ примечает – не велика птичка-синичка, и то свой праздник знает). В этот день по народной традиции люди укрепляют кормушки на деревьях, вывешивают за окно кусочки сала, рассыпают крошки.
Птица говорит, что принесла «фото» друзей (Дидактическая игра «Что за птица»)
Синичка предлагает поиграть.
Физминутка «Голуби»
Голуби, голуби,
1, 2, 3!!!
Прилетели голуби – сизари.
Сели и нахохлились у дверей.
Покормите голубей-сизарей!
Занятия.
- Ознакомление с окружающим. «Синица»
- ИЗО «Веселая стайка» - изображение синиц на дереве рябины
Материал:
- Тонированный голубой лист ватмана.
- Готовые нераскрашенные фигуры синиц
- Тычки
- Краски, клей, кисточки, фломастеры
Прогулка.
Воспитатель с детьми выносят совместно
изготовленную из пластика кормушку и вывешивают
ее на «Синичкино дерево». На ветви
нанизываются кусочки хлеба и сала, ствол
украшается ленточками. Проводится народная
хороводная игра «Птичка-невеличка»
В течение прогулки – наблюдения за поведением
прилетевших к корму птиц.
Экскурсия к дереву рябины (На любимую поляну) с
целью выяснения, какие птицы побывали в гостях.
(Свиристели выклевывают зернышки, а шкурки
выплевывают, снегири едят неаккуратно,
заглатывая целые ягоды и т. д.)
Подвижная игра «Дроздок», «Кот и птички»
Самостоятельные игры с песком и выносным
материалом, рисование палочками на песке следов
птиц, Дидактическая игра «Чей след»
2 половина дня.
Детей будит мелодичное пение птиц (диск «Голоса
природы»)
Синица зовет всех на бодрящую гимнастику
Северные гости клюют рябины грозди грозди,
Так нарядны и ярки, на головках – хохолки.
Грудка ярче, чем заря
У кого? У снегиря!
Дидактическая игра «Кто как кричит»
Рассматривание книг в книжном уголке о птицах
.занятия в уголке ИЗО
Наблюдение из окна за кормушкой.
Игры с конструктором «Птичий дом»
в уголке ИЗО: работа с раскрасками «Птицы»,
«Серая шейка» и др.
После ужина – дары синички, прощание с птицей
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Как птицы летают»
Цель: закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях и повадках птиц.
Задачи:
- Учить давать полные ответы на вопросы
- Учить сравнивать и анализировать, делать обобщение
- Закреплять умение наклеивать готовые формы
- Развивать навыки работы с акварелью, умение применять в работе нетрадиционные формы изодеятельности
Предварительная работа:
- Рассматривание картин с птицами
- Беседы о перелетных и зимующих птицах
- Изготовление кормушки
- Работа с родителями: домашние задания: на выходных сходить с ребенком в лес (например, на Воинов-Интернационалистов) и понаблюдать за птичками вблизи, покормить их с рук
- Опыты по теме «Воздух»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель просит по кругу назвать птиц,
которых дети знают.
Затем воспитатель ставит цветные изображения
птиц по очереди на фланелеграф. Дети определяют,
что за птица и называют ее характерные
особенности.(Снегирь – красная грудка,
свиристель – хохолок и т. п.)
Воспитатель загадывает загадки про птиц:
Серая, черная,
Хитрая, проворная,
Кричит «кар-кар-кар»Скачет по дорожке,
Собирает крошки.
А потом на ветку прыг!
Чик-чирик!Ходит важно по двору:
Гр-р-ру, гр-р-ру!Синяя птичка, сама невеличка.
Желтая грудка – это… (синичка)
Затем детям предлагается показать повадки
птиц: воробья (прыгают, клюют зерна), голубя (важно
медленно прогуливаются).
Воспитатель: Птицы летают по воздуху.
Где же этот воздух? (Везде)
Его совсем невидно, незаметно! А как же птицы
летают по воздуху? Что им помогает держаться? (Крылья).
Они поднимают их и расправляют, машут и летят. В.
показывает полет по воздуху бумажной птицы,
затем демонстрирует, что со сложенными крыльями
птица лететь не может.
Воспитатель: Птицы очень легкие, им помогают летать легкие перья. Посмотрите на картину и покажите перья. А где перьев нет?
Каждому ребенку на ладошку кладется перо. Дети рассматривают перья, дуют на них снизу вверх.
Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам
прилетели синички из сказки! В. показывает
вырезанные нераскрашенные контуры птиц. Они так
спешили к рябинкам, что промокли под волшебным
дождем, и их окрас смылся.
Поможем им вернуть цветные перышки! (Часть детей
раскрашивает синиц по образцу на фланелеграфе.)
А пока птички не готовы, давайте приготовим им
лакомство – рябину.
Часть детей с помощью тычка рисует грозди рябины
на дереве.
Затем все вместе приклеивают птиц на ветки. По окончании работы внизу картины способом примакивания рисуются опавшие листья.
Воспитатель: Ребята, синички говорят вам спасибо и дарят вам гостинцы: волшебные ягодки (драже красного цвета).