Образовательная программа "Устремленные в будущее"

Разделы: Общепедагогические технологии


«Жив народ, пока жива его историческая память»

В.П. Астафьев

Пояснительная записка

В следующем, 2010 году,  мы будем праздновать 65-ю  годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Этот юбилей напомнит нам о том, что наше время было будущим для тех героев, которые отстояли  нашу свободу, а для сегодняшнего поколения  та война – это далёкое прошлое.  Современное поколение должно оправдать надежды прадедов,  сохранить единство и целостность нашей страны.
В годы Великой Отечественной войны Назаровский район, как и вся  страна, встал на борьбу с врагом. Надёжный сибирский тыл поставлял фронту оружие, хлеб, одежду. Около 9 тысяч назаровцев ушли на фронт и каждый из них был герой. Среди них 6-ти воинам присвоено высокое звание Героя Советского Союза – это звание даётся за особые заслуги перед Родиной. В этот символ вкладывается самоотверженный подвиг, мужество и  любовь к Отечеству. Через десятилетия, так же храбро и смело, выпускники нашей школы смотрели смерти в глаза под Кабулом в Афганистане, под Грозным в Чечне.
Быть патриотом – это не всегда стоять с оружием в руках, а быть патриотом – это значит знать и хранить в памяти прошлое, также самоотверженно отстаивать интересы своей Родины, заботиться о её благополучии, безопасности, о красоте.
Чтобы проникнуться духом истинного патриотизма, нужно соприкоснуться с настоящим героизмом, каким и являются подвиги героев-назаровцев.

Цель программы: формирование у старшеклассников основных социокультурных компетенций :исследовательской, проектную, коммуникативной,  необходимых для жизни в современном обществе, одушевлённого патриотизма на основе знаний и представлений о подвигах Героев Советского Союза – назаровцах.

Задачи:

  • Учить работать с историческими источниками и организациями (районный и краевой архивы, библиотеки и др.).
  • Развивать навыки  исследовательской деятельности, как групповой так и индивидуальной.
  • Развивать навыки проектной деятельности.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать чувство истинного патриотизма.
  • Обеспечивать условия для нравственного развития и развития интереса к истории своей малой Родины.
  • Формировать у старшеклассников потребность делать свою страну современной и благополучной.

Участники программы – это старшеклассники МОУ «Крутоярская СОШ», в том числе учащиеся «группы риска».
Индивидуальная и коллективная исследовательская и проектная деятельность помогут всем участникам проникнуться духом подлинного патриотизма.
В ходе изучения материалов о героических подвигах Героев Советского Союза – назаровцев, у учащихся будут формироваться умения исследовательской компетентности.
При составлении старшеклассниками плана пропаганды собранных материалов о Героях – назаровцах сформируется проектная компетентность.
При проведении мероприятий по пропаганде собранной информации о героях-назаровцах на их малой Родине, у участников акций будет формироваться  коммуникативная компетентность.
Образовательная программа будет разворачиваться на территории Назаровского района, в местах проживания Героев – назаровцев. Центром исследовательской и проектной деятельности является школьный музей Боевой славы МОУ «Крутоярская СОШ».
Программа одногодичная. Срок реализации программы – 2009-2010 учебный год. Программа состоит из 4-х модулей. Погружение в содержание каждого модуля будет осуществляться в каникулярное время. В течение учебного года участники программы будут осуществлять самостоятельную индивидуальную и коллективную исследовательско-проектную деятельность.

Ожидаемые результаты: в процессе реализации программы старшеклассники-

  • Которые обладают опытом исследовательской и проектной  деятельности, усовершенствуют навыки в данной области;
  • Не имеющие опыта исследовательской и проектной деятельности, приобретут их основы;
  • Получат образцы культурного взаимодействия с окружающей действительностью прошлого и настоящего;
  • Расширят знания о подвигах своих земляков Героев Советского Союза;
  • Получат инструментарий  для самостоятельной работы с историческими источниками;
  • Разовьют коммуникативные навыки на нравственной и патриотической основе;
  • Научатся работать и выступать коллективно, в команде, проявлять свои индивидуальные качества;
  • Смогут осмыслить себя как часть субэтноса, самоопределиться и самореализовать свои возможности в дальнейшей практической деятельности;
  • Получат навыки создания социальных проектов, научно-исследовательских работ, мультимедиа презентаций, различных репортажей, статей.

Продуктом программы должно стать создание памятных мест на малой Родине героев-назаровцев.

Технологическое устройство программы

Программа «Устремлённые в будущее» является круглогодичной. Состоит из 4-х модулей. Каждый модуль имеет свою тему, циклично замкнут, имеет логическое продолжение. Модуль начинается с погружения старшеклассников в основы проектной и исследовательской деятельности, в основы проведения массовых мероприятий и акций. В межмодульный период участники программы индивидуально и коллективно будут осуществлять исследование и проектирование на основе материалов о героических подвигах Героев Советского Союза назаровцев.

1 этап образовательной программы: подготовительный

  • Подготовка методического сопровождения к образовательной программе: подбор и обработка методической и исторической литературы;  создание дидактического материала;
  • Подготовка тьютеров из числа старшеклассников, обладающих навыками проектной и исследовательской деятельности;
  • Приобретение материально-технического обеспечения: символика, мультимедиа оборудование, реквизит и др.
  • Организация реализации программы: подбор кадрового состава, установление связи с архивами г. Назарово, г. Ачинска, г Красноярска, с администрациями посёлков района, с Советом ветеранов и т.п.;

2 этап образовательной программы: реализация программы

1 модуль «Наследники победителей»: ноябрь 2009 г. (3 дня)

Задачи:

  • Погрузить старшеклассников в основы исследовательской деятельности на материале школьного музея Боевой славы;
  • Вооружить инструментарием, позволяющим старшеклассникам самостоятельно заниматься исследовательской деятельностью.

Продукт модуля: алгоритм исследования.

Задание на межмодульный период:

  • Исследовать боевой путь героев – назаровцев :  Голубева Г.Я., Абрамова К.К., Борисенко Г.Я., Гусарова Г.А., Донских А.И., Мурашёва П.Р..
  • Составить карту маршрута боевого пути Героя.

2 модуль «Колокола памяти»: январь 2010 г. (3 дня)

Задачи:

  • Погрузить старшеклассников в основы проектной деятельности на собранном материале о героях – назаровцах;
  • Вооружить инструментарием, позволяющим старшеклассникам самостоятельно проектировать.

Продукт модуля: алгоритм проектной деятельности.

Задание на межмодульный период:

  • Разработать мероприятия направленные на пропаганду собранной информации с проведением акции среди жителей на малой Родине героев – назаровцев (с. Холмы, с. Жгутово, с. Павловка, д. Сереуль Назаровского района, г. Назарово)
  • Привлечь СМИ района и края для пропаганды изученных материалов.

3 модуль «В их жизни была война»: март 2010 г. (6 дней)

Задачи:

  • Способствовать развитию коммуникативных навыков у старшеклассников;
  • Создать условия для организации  и проведения  акции, разработанных старшеклассниками – участниками программы.

Продукт модуля: фото, видео и аудио материалы.

Задание на межмодульный период:

  • Создать фотоальбом «Устремлённые в будущее»
  • Разработать мероприятия направленные на увековечивание памяти о Героях Советского Союза – назаровцах.

4 модуль «Идущие впереди»: июль 2010 г. (7 дней)

Задачи:

  • Создать условия для организации  и проведения  акции, разработанной старшеклассниками по увековечиванию памяти о Героях – назаровцах;
  • Организовать туристический поход на малую Родину Героев – назаровцев;
  • Обеспечить условия для нравственного развития старшеклассников.

Продукт модуля: создание в каждом селе памятного места на малой Родине героев-назаровцев.

3 этап образовательной программы: заключительный

По окончании 4-го  модуля авторы программы, тьютеры и старшеклассники проводят рефлексию, планируют работу  (с учётом возможных рисков) для разработки и реализации образовательной программы на 2010-2011 гг., готовится анализ и публичный отчёт о реализации программы для социума.

Программно-тематическое устройство образовательной программы

Модуль Тема Продукт
I модуль «Наследники победителей»   Погрузить старшеклассников в основы исследовательской деятельности на материале школьного музея Боевой славы
1 день Барьер и трамплин исследования Определение проблемы как начало исследования
2 день Почему и для чего? Определение актуальности и практической значимости исследования
3 день Следующие шаги… Планирование исследовательской работы
II модуль «Колокола памяти»  Погрузить старшеклассников в основы проектной деятельности на собранном материале о героях-назаровцах
1 день Думай глобально Определение целей и задач проекта
2 день Действуй локально Планирование проектной деятельности
3 день Успех презентации – залог признания и путь к номинации Основы создания презентации проекта
III модуль  « В их жизни была война»  Организовать и провести акции, разработанные старшеклассниками – участниками программы
1 день Родина героя Борисенко Г.Я. (с. Сереуль) Сбор информационных сведений (фото, видео, аудио записей)
2 день Родина героя Голубева Г.Г. (с. Жгутово)
3 день Родина героя Гусарова Г.А. (с. Холмы)
4 день Родина героя  Мурашёва П.Р. (с. Павловка)
5 день Родина героя  Абрамова К.К. (г. Назарово)
6 день Родина героя  Донских А.И.  (г. Назарово)
IV модуль «Идущие впереди»  Организовать туристический поход на малую Родину героев-назаровцев
1 день Край ты мой берёзовый – Сереуль Создание памятного места
2 день Хлебная сторонка – Жгутово
3 день Одна у человека родная мать – одна у него Родина.  Холмы.
4 день  Тихий уголок милой Родины. Павловка.
5 день Велика русская земля и везде солнышко. г. Назарово.
6 день
7 день Пока я помню – я живу. П. Красная Сопка

Методическое обеспечение программы

  • Житница Красноярья – Назаровский район – Красноярск, Буква, 2004
  • Книга памяти. Том 5 – Красноярск, РИП «Либра», 1995
  • Видеофильмы: «А. Невский», «А.В. Суворов», «Ушаков», «Кутузов», «Жуков», «Пётр I»
  • Тихонов В.А. Говорят погибшие герои – М., Художественная литература. 1981
  • Энциклопедия. История Великой Отечественной войны. – М., Политическая литература, 1995
  • Жуков Г.К. Воспоминания. – М., Политическая литература, 1986
  • Подборка архивных материалов из районной газеты «Советское Причулымье»
  • Материалы районного архива

Материально-техническое обеспечение программы

  • Аудиоаппаратура
  • Цифровая видеокамера
  • Цифровой фотоаппарат
  • Ноутбук
  • Видеоаппаратура
  • Канцелярские товары (ватман, простой карандаш, шариковая ручка, гуашь, кисти, блокнот и т.п.).
  • Расходные материалы для поездки

Для IV модуля

  • Палатки туристические
  • Костровые наборы
  • Спальные мешки
  • Расходные материалы для организации питания и проживания

Позиционный состав команды

№ п.п. ФИО Место работы Позиция в программе
1 Прусакова Людмила Павловна Зам директора по воспитательной работе МОУ «Крутоярская СОШ» Координатор программы
2 Бондарец Любовь Фёдоровна Руководитель школьного музея Боевой славы, учитель истории и обществознания МОУ «Крутоярская СОШ», педагог дополнительного образования Руководитель программы
Педагог
3 Терешкова Вера Викторовна Учитель истории и обществознания МОУ «Крутоярская СОШ», педагог дополнительного образования Педагог
4 Жиглов Сергей Викторович Руководитель туриско-спортивного клуба «Эдельвейс» МОУ «Крутоярская СОШ», педагог дополнительного образования Инструктор по туризму
5 Любезных Оксана Викторовна Педагог – организатор МОУ «Крутоярская СОШ» Организатор

Краткое рекламно-информационное описание программы

«Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам
И маршалам страны и рядовым
Поклонимся и мёртвым и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя
Поклонимся, поклонимся друзья!»

Образовательная программа «Устремлённые в будущее» рассчитана на подростков 14-17 лет. Программа будет реализована в течении года на территории Назаровского района. Основная деятельность будет проводится на базе музея Боевой славы МОУ «Крутоярская СОШ». Основной задачей является: Овладение старшеклассниками проектной и исследовательской деятельностью, коммуникативной компетентностью на основе изучения и пропаганды собранных материалов о героических подвигах Героев Советского Союза, призванных из Назаровского района. В летнем модуле программы могут принять участие школьники из разных территорий края.

Место проведения: 662225. Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, ул. Центральная – 1, МОУ «Крутоярская СОШ» Музей Боевой славы.

Приложение