«Жив народ, пока жива его историческая память»
В.П. Астафьев
Пояснительная записка
В следующем, 2010 году, мы будем праздновать
65-ю годовщину Победы в Великой Отечественной
войне. Этот юбилей напомнит нам о том, что наше
время было будущим для тех героев, которые
отстояли нашу свободу, а для сегодняшнего
поколения та война – это далёкое прошлое.
Современное поколение должно оправдать надежды
прадедов, сохранить единство и целостность
нашей страны.
В годы Великой Отечественной войны Назаровский
район, как и вся страна, встал на борьбу с
врагом. Надёжный сибирский тыл поставлял фронту
оружие, хлеб, одежду. Около 9 тысяч назаровцев
ушли на фронт и каждый из них был герой. Среди них
6-ти воинам присвоено высокое звание Героя
Советского Союза – это звание даётся за особые
заслуги перед Родиной. В этот символ
вкладывается самоотверженный подвиг, мужество
и любовь к Отечеству. Через десятилетия, так
же храбро и смело, выпускники нашей школы
смотрели смерти в глаза под Кабулом в
Афганистане, под Грозным в Чечне.
Быть патриотом – это не всегда стоять с оружием в
руках, а быть патриотом – это значит знать и
хранить в памяти прошлое, также самоотверженно
отстаивать интересы своей Родины, заботиться о
её благополучии, безопасности, о красоте.
Чтобы проникнуться духом истинного патриотизма,
нужно соприкоснуться с настоящим героизмом,
каким и являются подвиги героев-назаровцев.
Цель программы: формирование у старшеклассников основных социокультурных компетенций :исследовательской, проектную, коммуникативной, необходимых для жизни в современном обществе, одушевлённого патриотизма на основе знаний и представлений о подвигах Героев Советского Союза – назаровцах.
Задачи:
- Учить работать с историческими источниками и организациями (районный и краевой архивы, библиотеки и др.).
- Развивать навыки исследовательской деятельности, как групповой так и индивидуальной.
- Развивать навыки проектной деятельности.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Воспитывать чувство истинного патриотизма.
- Обеспечивать условия для нравственного развития и развития интереса к истории своей малой Родины.
- Формировать у старшеклассников потребность делать свою страну современной и благополучной.
Участники программы – это
старшеклассники МОУ «Крутоярская СОШ», в том
числе учащиеся «группы риска».
Индивидуальная и коллективная
исследовательская и проектная деятельность
помогут всем участникам проникнуться духом
подлинного патриотизма.
В ходе изучения материалов о героических
подвигах Героев Советского Союза – назаровцев, у
учащихся будут формироваться умения
исследовательской компетентности.
При составлении старшеклассниками плана
пропаганды собранных материалов о Героях –
назаровцах сформируется проектная
компетентность.
При проведении мероприятий по пропаганде
собранной информации о героях-назаровцах на их
малой Родине, у участников акций будет
формироваться коммуникативная
компетентность.
Образовательная программа будет
разворачиваться на территории Назаровского
района, в местах проживания Героев – назаровцев.
Центром исследовательской и проектной
деятельности является школьный музей Боевой
славы МОУ «Крутоярская СОШ».
Программа одногодичная. Срок реализации
программы – 2009-2010 учебный год. Программа состоит
из 4-х модулей. Погружение в содержание каждого
модуля будет осуществляться в каникулярное
время. В течение учебного года участники
программы будут осуществлять самостоятельную
индивидуальную и коллективную
исследовательско-проектную деятельность.
Ожидаемые результаты: в процессе реализации программы старшеклассники-
- Которые обладают опытом исследовательской и проектной деятельности, усовершенствуют навыки в данной области;
- Не имеющие опыта исследовательской и проектной деятельности, приобретут их основы;
- Получат образцы культурного взаимодействия с окружающей действительностью прошлого и настоящего;
- Расширят знания о подвигах своих земляков Героев Советского Союза;
- Получат инструментарий для самостоятельной работы с историческими источниками;
- Разовьют коммуникативные навыки на нравственной и патриотической основе;
- Научатся работать и выступать коллективно, в команде, проявлять свои индивидуальные качества;
- Смогут осмыслить себя как часть субэтноса, самоопределиться и самореализовать свои возможности в дальнейшей практической деятельности;
- Получат навыки создания социальных проектов, научно-исследовательских работ, мультимедиа презентаций, различных репортажей, статей.
Продуктом программы должно стать создание памятных мест на малой Родине героев-назаровцев.
Технологическое устройство программы
Программа «Устремлённые в будущее» является круглогодичной. Состоит из 4-х модулей. Каждый модуль имеет свою тему, циклично замкнут, имеет логическое продолжение. Модуль начинается с погружения старшеклассников в основы проектной и исследовательской деятельности, в основы проведения массовых мероприятий и акций. В межмодульный период участники программы индивидуально и коллективно будут осуществлять исследование и проектирование на основе материалов о героических подвигах Героев Советского Союза назаровцев.
1 этап образовательной программы: подготовительный
- Подготовка методического сопровождения к образовательной программе: подбор и обработка методической и исторической литературы; создание дидактического материала;
- Подготовка тьютеров из числа старшеклассников, обладающих навыками проектной и исследовательской деятельности;
- Приобретение материально-технического обеспечения: символика, мультимедиа оборудование, реквизит и др.
- Организация реализации программы: подбор кадрового состава, установление связи с архивами г. Назарово, г. Ачинска, г Красноярска, с администрациями посёлков района, с Советом ветеранов и т.п.;
2 этап образовательной программы: реализация программы
1 модуль «Наследники победителей»: ноябрь 2009 г. (3 дня)
Задачи:
- Погрузить старшеклассников в основы исследовательской деятельности на материале школьного музея Боевой славы;
- Вооружить инструментарием, позволяющим старшеклассникам самостоятельно заниматься исследовательской деятельностью.
Продукт модуля: алгоритм исследования.
Задание на межмодульный период:
- Исследовать боевой путь героев – назаровцев : Голубева Г.Я., Абрамова К.К., Борисенко Г.Я., Гусарова Г.А., Донских А.И., Мурашёва П.Р..
- Составить карту маршрута боевого пути Героя.
2 модуль «Колокола памяти»: январь 2010 г. (3 дня)
Задачи:
- Погрузить старшеклассников в основы проектной деятельности на собранном материале о героях – назаровцах;
- Вооружить инструментарием, позволяющим старшеклассникам самостоятельно проектировать.
Продукт модуля: алгоритм проектной деятельности.
Задание на межмодульный период:
- Разработать мероприятия направленные на пропаганду собранной информации с проведением акции среди жителей на малой Родине героев – назаровцев (с. Холмы, с. Жгутово, с. Павловка, д. Сереуль Назаровского района, г. Назарово)
- Привлечь СМИ района и края для пропаганды изученных материалов.
3 модуль «В их жизни была война»: март 2010 г. (6 дней)
Задачи:
- Способствовать развитию коммуникативных навыков у старшеклассников;
- Создать условия для организации и проведения акции, разработанных старшеклассниками – участниками программы.
Продукт модуля: фото, видео и аудио материалы.
Задание на межмодульный период:
- Создать фотоальбом «Устремлённые в будущее»
- Разработать мероприятия направленные на увековечивание памяти о Героях Советского Союза – назаровцах.
4 модуль «Идущие впереди»: июль 2010 г. (7 дней)
Задачи:
- Создать условия для организации и проведения акции, разработанной старшеклассниками по увековечиванию памяти о Героях – назаровцах;
- Организовать туристический поход на малую Родину Героев – назаровцев;
- Обеспечить условия для нравственного развития старшеклассников.
Продукт модуля: создание в каждом селе памятного места на малой Родине героев-назаровцев.
3 этап образовательной программы: заключительный
По окончании 4-го модуля авторы программы, тьютеры и старшеклассники проводят рефлексию, планируют работу (с учётом возможных рисков) для разработки и реализации образовательной программы на 2010-2011 гг., готовится анализ и публичный отчёт о реализации программы для социума.
Программно-тематическое устройство образовательной программы
Модуль | Тема | Продукт |
I модуль «Наследники победителей» Погрузить старшеклассников в основы исследовательской деятельности на материале школьного музея Боевой славы | ||
1 день | Барьер и трамплин исследования | Определение проблемы как начало исследования |
2 день | Почему и для чего? | Определение актуальности и практической значимости исследования |
3 день | Следующие шаги… | Планирование исследовательской работы |
II модуль «Колокола памяти» Погрузить старшеклассников в основы проектной деятельности на собранном материале о героях-назаровцах | ||
1 день | Думай глобально | Определение целей и задач проекта |
2 день | Действуй локально | Планирование проектной деятельности |
3 день | Успех презентации – залог признания и путь к номинации | Основы создания презентации проекта |
III модуль « В их жизни была война» Организовать и провести акции, разработанные старшеклассниками – участниками программы | ||
1 день | Родина героя Борисенко Г.Я. (с. Сереуль) | Сбор информационных сведений (фото, видео, аудио записей) |
2 день | Родина героя Голубева Г.Г. (с. Жгутово) | |
3 день | Родина героя Гусарова Г.А. (с. Холмы) | |
4 день | Родина героя Мурашёва П.Р. (с. Павловка) | |
5 день | Родина героя Абрамова К.К. (г. Назарово) | |
6 день | Родина героя Донских А.И. (г. Назарово) | |
IV модуль «Идущие впереди» Организовать туристический поход на малую Родину героев-назаровцев | ||
1 день | Край ты мой берёзовый – Сереуль | Создание памятного места |
2 день | Хлебная сторонка – Жгутово | |
3 день | Одна у человека родная мать – одна у него Родина. Холмы. | |
4 день | Тихий уголок милой Родины. Павловка. | |
5 день | Велика русская земля и везде солнышко. г. Назарово. | |
6 день | ||
7 день | Пока я помню – я живу. П. Красная Сопка |
Методическое обеспечение программы
- Житница Красноярья – Назаровский район – Красноярск, Буква, 2004
- Книга памяти. Том 5 – Красноярск, РИП «Либра», 1995
- Видеофильмы: «А. Невский», «А.В. Суворов», «Ушаков», «Кутузов», «Жуков», «Пётр I»
- Тихонов В.А. Говорят погибшие герои – М., Художественная литература. 1981
- Энциклопедия. История Великой Отечественной войны. – М., Политическая литература, 1995
- Жуков Г.К. Воспоминания. – М., Политическая литература, 1986
- Подборка архивных материалов из районной газеты «Советское Причулымье»
- Материалы районного архива
Материально-техническое обеспечение программы
- Аудиоаппаратура
- Цифровая видеокамера
- Цифровой фотоаппарат
- Ноутбук
- Видеоаппаратура
- Канцелярские товары (ватман, простой карандаш, шариковая ручка, гуашь, кисти, блокнот и т.п.).
- Расходные материалы для поездки
Для IV модуля
- Палатки туристические
- Костровые наборы
- Спальные мешки
- Расходные материалы для организации питания и проживания
Позиционный состав команды
№ п.п. | ФИО | Место работы | Позиция в программе |
1 | Прусакова Людмила Павловна | Зам директора по воспитательной работе МОУ «Крутоярская СОШ» | Координатор программы |
2 | Бондарец Любовь Фёдоровна | Руководитель школьного музея Боевой славы, учитель истории и обществознания МОУ «Крутоярская СОШ», педагог дополнительного образования | Руководитель программы Педагог |
3 | Терешкова Вера Викторовна | Учитель истории и обществознания МОУ «Крутоярская СОШ», педагог дополнительного образования | Педагог |
4 | Жиглов Сергей Викторович | Руководитель туриско-спортивного клуба «Эдельвейс» МОУ «Крутоярская СОШ», педагог дополнительного образования | Инструктор по туризму |
5 | Любезных Оксана Викторовна | Педагог – организатор МОУ «Крутоярская СОШ» | Организатор |
Краткое рекламно-информационное описание программы
«Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам
И маршалам страны и рядовым
Поклонимся и мёртвым и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя
Поклонимся, поклонимся друзья!»
Образовательная программа «Устремлённые в будущее» рассчитана на подростков 14-17 лет. Программа будет реализована в течении года на территории Назаровского района. Основная деятельность будет проводится на базе музея Боевой славы МОУ «Крутоярская СОШ». Основной задачей является: Овладение старшеклассниками проектной и исследовательской деятельностью, коммуникативной компетентностью на основе изучения и пропаганды собранных материалов о героических подвигах Героев Советского Союза, призванных из Назаровского района. В летнем модуле программы могут принять участие школьники из разных территорий края.
Место проведения: 662225. Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, ул. Центральная – 1, МОУ «Крутоярская СОШ» Музей Боевой славы.