Цели урока:
- продолжить работу над изучением творчества Д.Б. Кабалевского на уроках музыки;
- познакомить учащихся с произведениями композитора, художника и поэта, посвященных событиям Великой Отечественной войны, которые объединены общим замыслом;
- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов;
- продолжать работу над пополнение музыкального словаря учащихся;
- способствовать пониманию учащимися музыкального произведения с помощью других видов искусств (ИЗО, поэзии);
- повышать слушательскую культуру учащихся;
- развивать память, мышление, речь и исполнительские навыки учащихся.
Художественный материал:
- Произведения Д.Б. Кабалевского:
– песня «Доброе утро» из кантаты «Песня утра, весны, и мира»;
– песня «Наш край»;
– пьеса «Клоуны»;
– Концерт № 3 для фортепиано с оркестром;
– хор «Наши дети», «Помните!» из Реквиема, написанного на стихи Р. Рождественского;
- Копии гравюр С. Красаускаса «Вечно живые», «Реквием».
- Стихотворения Р.Рождественского из цикла «Реквием»
- Песня Г. Струве «Учитель музыки».
Оборудование:
– учебники для 5 класса «Музыка»: Г.П. Сергеева,
Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2003;
– CD-проигрыватель;
– диски с записями музыкальных произведений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Ребята, сейчас мы послушаем с вами произведение, с которым уже знакомились на уроках. Постарайтесь вспомнить его название и автора.
Звучит музыка кантаты «Песня утра, весны и мира».
Учитель. Ребята, вы узнали эту музыку?
Дети. Да. Это песня «Доброе утро» из кантаты Дмитрия Борисовича Кабалевского «Песня утра, весны и мира».
У. Верно, эту музыку написал очень талантливый человек, композитор, пианист и педагог Дмитрий Борисович Кабалевский, которому 30 декабря 2004 года исполняется 100 лет со дня рождения. О нем и пойдет речь сегодня.
III. Актуализация полученных знаний
- Рассказ учащегося биографии Д.Б. Кабалевского.
- Выполнение теста.
У. А теперь давайте проверим как вы хорошо знаете творчество Кабалевского.
Выполнение теста.
IV. Работа над темой урока
У. Ребята, с произведениями Д.Б.
Кабалевского мы начали знакомиться с первого
класса. Вся его жизнь была тесным образом связана
с детьми: он написал множество музыкальных
произведений для детей, постоянно выступал с
лекциями-концертами перед школьниками, писал для
них книги о музыке, создал программу обучения
музыке учащихся общеобразовательных школ, по
которой учителя музыки работают до сих пор и на
основе этой программы в настоящее время
разработано множество других.
В книге «Про трех китов и многое другое» Д.Б.
Кабалевский рассказал о «трех китах». О каких же
«китах» он мог написать композитор?
Д. О песне, танце и марше.
У. Почему?
Д. Эти три музыкальных жанра отражают разнообразные явления жизни. Именно песню, танец и марш Д.Б. Кабалевский называл «тремя китами», на которых «держится» вся музыка.
У. Давайте попробуем определить каждый из этих жанров.
Звучит марш.
– К какому жанру относится это произведение?
Д. Это марш.
– Звучит громко, отчетливо, очень ритмично.
Слушание танца.
У. Вы узнали это произведение?
Д. Да, это «Клоуны».
У. Сколько клоунов вы «увидели»?
Д. Два.
У. Почему?
Д. Мы слышим разные интонации, мелодия состоит из трех звуков и последний из них постоянно меняется.
У. Какой же танец вы увидели?
Д. Веселый, озорной.
У. И, наконец, песня. Давайте исполним мелодичную песню о родном крае – «Наш край».
Исполнение песни.
– Какой характер носит песня?
Д. Вальсовая, мелодичная, носит светлый характер.
У. Вспомните, в каком произведении звучит мелодия этой песни?
Д. Третий концерт для фортепиано с оркестром.
У. Верно. Этот концерт посвящен молодежи сегодняшнего дня. В музыке ощущается атмосфера нашей сегодняшней жизни, может быть, кто-то из вас почувствует в ней отражение собственного характера. Давайте послушаем историю создания концерта.
Д. Замысел создания цикла
инструментальных концертов – скрипичного,
виолончельного и фортепианного, посвященных
молодежи, возник у Д.Б. Кабалевского еще в суровые
военные годы. Эти концерты композитор
предназначал не для солистов-виртуозов, а для
тех, кто еще учится: в музыкальной школе, в
училище, на первых курсах консерватории.
Третий фортепианный концерт был закончен в 1952
году. Музыка этого сочинения «сверкает…
солнечными красками. Она озарена счастливой
улыбкой детства» – так говорил о ней музыковед Г.
Абрамовский.
У. Давайте послушаем 2-ю часть Концерта.
Слушание музыки.
– Каков характер этого произведения?
Д. Шутливый, стремительно развивающийся, заразительный, веселый. Но в то же время торжественный, возвышенный.
У. Какую картину вы рисуете в своем воображении?
Д. Картина праздника, красочного и радостного, в безоблачный, яркий, наполненный солнцем и смехом день.
У. Как вы думаете, о чем хотел рассказать композитор?
Д. О Родине, о родной земле.
– Звучит тема любви к родной земле, к ее красоте, к ее людям.
У. Какие чувства, настроения вызывает у вас эта музыка?
Д. Радости, возвышенности, веселья, торжества.
IV. Изучение нового материала
У. Какие примеры из творчества Д.Б. Кабалевского вы можете назвать, в которых композитор использовал литературные произведения?
Д. Опера «Кола Брюньон»; песни на стихи М.Исаковского, С. Михалкова, В. Лебедева-Кумача; кантаты на слова Ц. Солодаря, Е. Долматовского, Р. Рождественского; романсы на стихи А. Блока, С. Есенина.
У. Действительно, произведения русских поэтов вдохновляли многих композиторов на написание музыки. Стихи Р. Рождественского вдохновили Д.Б. Кабалевского на создание «Реквиема». Этим значительным произведением представлена тема защиты мира в творчестве Д.Б. Кабалевского. Давайте, вспомним, что такое реквием.
Д. Реквием – это пьеса, посвященная памяти усопших.
У. Реквием Кабалевского, как и еще два
реквиема, реквием поэта Р. Рождественского,
художника-графика С. Красаускаса, созданы
независимо друг от друга в XX веке и посвящены
памяти павших за Родину в годы Великой
Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
Литература, музыка, графика – каждое искусство
по-своему раскрывает отношение художников к
подвигу солдат. Реквиемы написаны таким ярким
языком, который можно сопоставить с языком
плаката. Броские, запоминающиеся, выпуклые
образы этих произведений искусства воплотили
идею, которую можно выразить словами
Рождественского: «Памяти павших будьте
достойны». Создатели этих трех художественных
произведений были удостоены Государственных
премий.
Давайте прочитаем отрывки из Реквиема Р.
Рождественского.
Чтение отрывков с выражением.
– Какая идея звучит в первом стихотворении?
Д. Призыв к современным читателям, к людям Земли.
У. Найдите строки, которые это подтверждают.
Д. Убейте войну! Прокляните войну!
У. А во втором стихотворении?
Д. Надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн.
– «Это песня о солнечном свете».
У. Как вы думаете, у этих произведений общая идея?
Д. Да.
У. Какая?
Д. Идея мирной жизни.
У. Теперь давайте послушаем фрагменты из Реквиема Д.Б. Кабалевского, а называется он хор «Наши дети».
Звучит музыка хора.
У. В чьем исполнение звучит музыка?
Д. В исполнении детского хора.
У. Как построена музыка?
Д. Происходит чередование разных интонаций – прием контрастов. Вместе со светлой, песенной мелодией звучат грозные интонации, очень ритмичные в исполнении ударных.
– Чередуются эпизоды лирические мажорные: «Это песня о солнечном свете» и драматические минорные: «Именем солнца, именем Родины клятву даем».
У. Как же завершается хор?
Д. Уверенными интонациями. Ритмами оркестра.
У. И еще один фрагмент из этого произведения «Помните!».
Слушание фрагмента.
– Кто поет в начале?
Д. В начале поют солисты. Мужской голос (баритон) и женский (сопрано).
У. Каков характер их исполнения?
Д. Сочетание песенности и речитатива.
У. Здесь мы слышим принцип контраста?
Д. Да.
У. В чем он проявляется?
Д. Голоса солистов чередуются со звучанием темы «Наши дети».
– От этого музыка приобретает еще более драматический характер.
У. А как звучит заключительный раздел?
Д. Более уверенно и победно.
У. Какова идея этих произведений?
Д. Идея мирной жизни.
У. Правильно. Еще я хотела вам сказать,
что дирижирует исполнением этого Реквиема сам
композитор – Д.Б. Кабалевский.
Посмотрите на доске и у вас в учебниках помещены
репродукции гравюр литовского художника С.
Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием».
Проанализируйте композиции гравюр. Что на них
изображено?
Д. Выделяются два горизонтальных плана: на «нижнем» изображен погибший солдат, на «верхнем» – эпизоды из мирной жизни. Образы природы – конь, радостно мчащийся по степи, птичья стая, взмывающая в небеса; и образы людей: человек мчащийся к солнцу, свету, небу; семья – ребенок, отец, мать на цветущем лугу.
У. Они связаны между собой? Какую идею он воплотил в них?
Д. Идею мирной, свободной, счастливой жизни.
– Любви к жизни.
У. Не обедняет ли отсутствие цвета восприятие гравюр?
Д. Нет, наоборот художник обращает внимание не на красоту картин, а на глубокий смысл, который он хотел передать.
У. Почему художник, поэт и композитор обратились к такому жанру траурной музыки, как реквием?
Учащиеся размышляют над вопросом.
V. Подведение итогов урока
У. Ребята, сегодня на уроке мы еще раз
вспомнили имя Дмитрия Борисовича Кабалевского –
талантливого композитора, пианиста и человека,
вся жизнь которого была посвящена воспитанию и
развитию детей. Он старался сделать их жизнь
интересней, богаче, веселей, радостней. Сколько
песен он для вас написал! Большую часть своего
творчества он посвятил молодежи и не забыл о
взрослых. Любой человек может найти в его музыке
что-то важное и интересное для себя. И сегодня мы
постарались как можно глубже понять все то, что
композитор пытался передать в своей музыке.
Наш современник, детский композитор, создатель
хоровой студии Георгий Васильевич Струве,
восхищался музыкой Д.Б. Кабалевского. Слушая его
выступления Струве по его словам «каждый раз
переживал волнующее чувство».
Давайте исполним песню «Учитель музыки», которую
Г.В. Струве посвятил своему учителю Д.Б.
Кабалевскому.
Исполнение песни.
– За урок я хотела выставить следующие оценки: …
VI. Домашнее задание
У. Напишите дома сочинение-миниатюру о
произведении Д.Б. Кабалевского, которое вам
понравилось больше всего.
А завершить наш урок я хочу словами Д.Б.
Кабалевского «Духовный багаж в отличие от
обычного багажа обладает удивительным
свойством: чем он богаче, чем легче идти по
дорогам жизни».