Интегрированный урок, урок открытых мыслей, путешествие в страну Знаний – "Все предметы нам нужны, все предметы нам важны!"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщение знаний, интегрированный урок – учебный + психология.

Цель урока: повышение учебной мотивации учащихся.

Задачи:

  • показать взаимосвязь изучаемых предметов через творческие и развивающие задания на уроке;
  • показать значимость каждого учебного предмета;
  • развитие познавательных процессов учащихся (мышление, внимание, память, речь, воображение);
  • развитие учебной и познавательной активности учащихся;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие коммуникативных способностей и группового взаимодействия.

Оборудование: доска и цветной мел; пять цветных лепестков с номерами из плотной бумаги, на обратной стороне лепестков названия предметов – чтение, русский язык, математика, окружающий мир, физкультура; магниты; карточки с напечатанными знаками – точка, восклицательный знак, вопросительный знак, запятая; карточки с напечатанными словами – у, береза, дороги, стоит; серединка цветка с напечатанной буквой Я; несколько лепестков с названиями предметов – английский язык, история, психология, информатика, биология; магнитофон; мультимедийное оборудование, компьютер; костюмы для детей, для учащихся – трафарет с контурами цветка, лепестки из цветной бумаги, клей; кроссворд, текст с ошибками, ручка; квадрат из картона, ножницы; задание – магический квадрат; рисунки по теме окружающий мир, цветные карандаши – красный и зеленый; картинки с изображением двух воздушных шариков.

ХОД УРОКА

Учитель и педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень интересный урок, который мы проведем в виде путешествия по городам страны Знаний.

Педагог-психолог: Тема нашего урока «Все предметы нам нужны, все  предметы нам важны!» (Приложение, слайд  1)
Хотелось бы начать урок с эпиграфа, есть такое выражение: 

Если я знаю, что знаю мало,
Я добьюсь того, чтобы знать больше  (Приложение, слайд  2)

Какой смысл несет в себе это выражение?

Ответы детей.

Педагог-психолог: Если мне не хватает знаний, что для этого я могу сделать?

Я могу:

– воспользоваться книгой;
– посмотреть передачу по телевизору;
– воспользоваться Интернетом;
– использовать информацию, полученную на экскурсиях, в музее, библиотеке. (Приложение, слайд  3)

Педагог-психолог: Ученик, приходя в школу, получает знания, которые пригодятся ему в жизни. Он учиться находить информацию, чтобы пополнять свои знания в той или иной области. Учится учиться! А для этого он изучает литературу, русский язык, математику, окружающий мир и другие предметы.

Учитель:Сегодня на уроке мы совершим путешествие в страну интересных и нужных знаний, где узнаем важность и необходимость изучаемых в школе предметов. Вы готовы?  (Приложение, слайд  4)

Ответы детей.

Учитель: В нашем путешествии нам будет помогать волшебный цветок. Обратите внимание на доску вот он (на доске контур от цветка и пять цветных лепестков с номерами разбросаны на доске). Сейчас он не похож на цветок, наша задача собрать все лепестки и оживить его. Такой же цветок есть у вас на партах. Чтобы собрать его, вам необходимо наклеить лепестки на трафарет. Учитель на доске собирает лепестки в цветок.

Учитель: Собрали?

Ответы детей.

Учитель: Покажите, какой цветок получился у вас? Все показывают свой цветок. Молодцы! Мы собрали цветок и оживили его, теперь он нам поможет в нашем путешествии. Мы будем отрывать каждый лепесток, произносить волшебные слова из произведения Валентина Петровича Катаева «Цветик–семицветик» и попадем в разные города страны Знаний.

Учитель: Путешествие начинается,отрываем первый лепесток и произносим волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели (динамическая пауза).  (Приложение, слайд  5)

Учитель: Первая наша остановка в городе Книголюбов. (Приложение, слайд  6)

Выходят к доске ученица в костюме книги – Королева Книг и помощник  Королевы Книг – Знайка.

Королева Книг: Здравствуйте, я Королева Книг!

Знайка: Здравствуйте, я помощник Королевы Книг – Знайка! Я много читаю и поэтому много знаю!

Королева Книг: Вот мы и встретились мои добрые друзья! Рада приветствовать вас в своем царстве. Осмотрите мои владения, познакомьтесь с жителями поближе. Знайте, что жители моего царства, беседуют, молча, поэтому здесь всегда стоит тишина.

Знайка: Сейчас я с вами поиграю, мы будемотгадывать кроссворд! Будет задано пять загадок, необходимо разгаданное слово записать под соответствующей цифрой. А потом мы все вместе прочитаем одно очень важное слово. Вы готовы?

Ответы детей.

Знайка:

Загадка 1:  33 богатыря к нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты, ты на все найдешь ответы,
Но скажи-ка нам пока, как зовут их?  (азбуКа)

Загадка 2: Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос какой возник: кто он? (это учеНик)

Загадка 3: Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она  добра, хоть и бывает строгой.
В мир знаний открывает нам дорогу.
Кто это? Назовите! (учительнИца)

Загадка 4: Путешествую по странам, по морям и океанам,
И по суше, и средь вод – мне не нужен пароход.
Поезд, самолет, автобус. Потому что есть, друзья,
Шар волшебный у меня. Называется он… (Глобус)

Загадка 5: У каждой девчонки, а также мальчишки
Есть книжка одна – заветная книжка.
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем… (буквАрь).  (Приложение, слайд 7)

Королева Книг: Теперь посмотрите, что у нас получилось – слово КНИГА. А вы хотите дружить со мной? (Приложение, слайд 8)

Ответы детей.

Королева Книг: Вы можете прочитать много разных и интересных книг. Я могу поднять вам настроение. Так давайте дружить!

Книга – самый  верный,
Самый лучший друг.
Из нее узнаешь ты
Обо всем на свете.
На любой вопрос она
Без труда ответит.
В ней стихи и сказки,
Все к твоим услугам!
Береги же книгу!
Стань и ты ей другом!  Г. Ладонщиков. (Приложение, слайд 9)

Королева Книг: Мне пора осматривать свои книжные владения, все ли книги содержаться в чистоте и порядке. До новых встреч!

Знайка: До свидания!

Педагог-психолог: Какой вывод мы можем сделать?

Ответы детей.

Педагог-психолог: Кто много читает, тот много знает! 

Учитель: Отправляемся дальше,отрываем второй лепесток, произносим волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели (динамическая пауза). (Приложение, слайд  10)

Учитель: Мы оказались на одной из улиц города Языкознания. Значит, речь пойдет о Русском Языке. (Приложение, слайд  11)

К доске выходит ученица в костюме – ее величество Грамматика.

Грамматика: Здравствуйте! Я рада приветствовать вас в городе Языкознания. Вам придется пройти некоторые задания, которые я для вас приготовила. Вы готовы?

Ответы детей.

Грамматика: Тогда начнем!  (Приложение, слайд  12)

Все то, что мы говорим – это речь.
Речь бывает – устная и письменная.
Наша речь состоит из – предложений.
Предложения состоят из – слов.
Слова состоят из – слогов.
Слоги состоят из – звуков.

Грамматика: Молодцы, ребята! Сегодня мы поговорим о предложении – как единицы речи и о знаках препинаниях. Какие знаки препинания вы знаете?

Ответы детей: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, запятая – появляются на доске.

Грамматика: Вспомнили, молодцы! Следующее задание мне поможет провести ваш учитель, который учит вас на уроках Русского языка. А мне необходимо проверить все ли в порядке в моих владениях города Языкознания. Но, помните, все выполненные вами задания, я проверю. Желаю вам успехов в изучении Великого Русского языка! До свидания!

Учитель: Обратите внимание на доску, надо из данных слов составить предложения: повествовательное и вопросительное. На доске карточки со словами – у, береза, дороги, стоит.

Ответы детей: У дороги стоит береза. У дороги стоит береза? Стоит береза у дороги?

Учитель: Что такое предложение?

Ответы детей: Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу.

Учитель: Молодцы! Следующее задание, вам необходимо найти и исправить ошибки, чтобы  прочитать текст. (Приложение, слайд  13)

Текст с ошибками:

Человечество о создало самое в удивительное – это язык.
Говорить умеют все на люди на Земле. Они говорят на разных с языках. Но у всех  языков одна св главная задача – помогать людям понимать ко друг друга при общении. Изучение русского языка ра поможет вам лучше говорить и писать, выбирать точные и нужные к  слова для выражения мысли. Берегите и любите слово. С него начинается наш родной язык.

Учитель: Можно ли было прочитать данный текст без исправления ошибок? Ответы детей.

Учитель: Прочитайте мне то, что у вас получилось в ходе исправления ошибок.

Учащиеся читают текст по предложению. (Приложение, слайд  14)

Человечество создало самое удивительное – это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках. Но у всех языков одна главная задача – помогать людям понимать друг друга при общении. Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать точные и нужные слова для выражения мысли. Берегите и любите слово. С него начинается наш родной язык.

Учитель:  Для чего мы с вами изучаем русский язык?

Ответы детей.

Педагог-психолог: Правильно, молодцы! Мы изучаем русский язык для того, чтобы:

– быть грамотными;
– писать без ошибок;
– правильно выражать свои мысли;
– понимать друг друга;
– продолжать наши традиции – мы живем в России, Русский язык является государственным языком. (Приложение, слайд  15)

Учитель: Отправляемся дальше,отрываем третий лепесток, произносим волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели (динамическая пауза). (Приложение, слайд  16)

Учитель: Мы оказались на приеме у Царицы Математики в момент осмотра своих владений. (Приложение, слайд  17)

К доске выходят ученики в костюмах: Царица Математики, принцесса Геометрии, два брата – Треугольник и Квадрат.
Царица Математики обращается к принцессе Геометрии.

Царица Математики: Как трудятся геометрические фигуры в моих владениях?

Принцесса Геометрии: Геометрические фигуры исправно трудятся. Только Треугольник все время завидует своему брату Квадрату.

Царица Математики: Принцесса Геометрия, расскажите, что случилось у Треугольника с Квадратом. Почему братья не дружат?

Принцесса Геометрии: Жили были два брата: Треугольник с Квадратом Старший – квадратный добродушный  приятный. Младший – треугольный, вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат…

Квадрат: Почему ты злишься, брат?  

Принцесса Геометрии: Тот кричит ему…

Треугольник:  Смотри, ты полней меня и шире. У меня углов лишь три.  У тебя же их четыре!

Принцесса Геометрии: Но Квадрат ответил…

Квадрат: Брат! Я же старше, я – Квадрат!

Принцесса Геометрия: И сказал еще нежней:

Квадрат: Неизвестно, кто нужней!

Принцесса Геометрии:

Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы, младший лезет воровато
Срезать старшему углы. Уходя, сказал…

Треугольник:

Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснешься  без углов!

Принцесса Геометрии: Но на утро младший брат страшной месте был не рад.

Поглядел он – нет Квадрата. Онемел… Стоял без слов… Вот так месть!

Учитель: Как вы думаете, что произошло?

Ответы детей: четырехугольник стал восьмиугольником. 

Учитель: Давайте докажем свои ответы. У вас на столе есть квадрат и ножницы, вам необходимо из квадрата сделать восьмиугольник.

Учитель: У всех ли получился восьмиугольник? Покажите свою работу.

Учащиеся  показывают свою работу.

Учитель: Молодцы!

Царица Математики: Молодцы, хорошо справились с заданием! Я рада нашей встречи! Но мне пора уходить, меня ждут жители города Математики. Для вас я подготовила еще одно интересное задание, передаю его вашему учителю. Надеюсь, что вы успешно с ним справитесь, а я обязательно проверю. До свидания! До новых встреч!

Учитель: На столе у каждого из вас есть магический квадрат, я даю вам время, чтобы вы решили его. Ваши работы проверит сама Царица Математики. (Приложение, слайд  18)

Учитель: В городе Математики было очень интересно, мы разбирали геометрическую задачу и решали магический квадрат.

Учитель: Для чего мы в школе изучаем такой предмет, как математика?

Ответы детей.

Педагог-психолог: Без знаний математики не обходится ни одна наука. Математика нужна всем!  (Приложение, слайд  19)

Учитель:Отправляемся дальше,отрываем четвертый лепесток, произносим волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели (динамическая пауза) (Приложение, слайд  20)

Учитель: Мы прилетели на станцию «Окружающий мир» к Матушке Природе. (Приложение, слайд  21)

К доске выходит ученица в костюме – Матушки Природы.

Матушка Природа:

О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна по имени Природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, леса, луга, моря и реки.

Все мы: дети и взрослые – люди одного большого царства Природы.

У меня есть небольшое задание: посмотрите на экран, перед вами картинки – сравните их, назовите различия. (Приложение, слайд  22)

Ответы детей.

Учитель:

– заводы и фабрики не должны загрязнять  атмосферу – воздушную среду;
– при загрязнении атмосферы страдают растения, происходит загрязнение водоемов, рек;
– нужно вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать правила гигиены.

Матушка Природа: Молодцы, ребята! Мне необходимо возвращаться! Учителю я оставила интересное задание, постарайтесь справиться с ним! А я обязательно проверю! До новых встреч!

Учитель: На экране задания с рисунками, такие же рисунки есть у каждого из вас на партах. Нужно закрасить квадратик красным цветом – то, что вредно для человека, а зеленым цветом – то, что полезно. Выполняем задание. (Приложение, слайд  23)

Учитель: Справились с заданием?

Ответы детей.

Учитель: Молодцы!

Педагог-психолог: Человек – частичка окружающего мира. Зная это, он должен понимать, что с природой надо обращаться бережно. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу –  значит охранять Родину  (М.М. Пришвин). (Приложение, слайд  24)

Учитель: Отрываем последний лепесток и отправляемся в последнее путешествие.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели (динамическая пауза). (Приложение, слайд  25)

Учитель: Мы приземлились в городе  «Здоровье  человека».

К доске выходит ученик в спортивном костюме на груди большими буквами написано – «Я здоровый человек».

Ученик: Здравствуйте! Я рад вас приветствовать в городе «Здоровье человека». Здороваясь, приветствуя, друг друга люди желают здоровья. А задумывались ли вы что такое здоровье?
Здоровье – это состояние организма, при котором правильно, нормально действуют, работают все органы. Какого человека можно назвать здоровым?
Быть здоровым – это значит:   

– соблюдение правил гигиены;
– соблюдение режима дня;
– активный образ жизни;
– занятия спортом;
– прогулки на свежем воздухе;
– по утрам гимнастика;
– правильное питание;
– хорошее настроение;
– закаливание. (Приложение, слайд  26)

Ученик: Ребята, мне надо готовиться к соревнованиям. Оставляю вам задание. Надеюсь, что оно для вас не будет сложным. Желаю вам быть здоровыми, бодрыми и веселыми!

Учитель: Обратите внимание на экран, здесь изображены два воздушных шарика, у вас на партах есть такие же картинки, необходимо записать вредные и полезные привычки.  (Приложение, слайд  27)

Учитель: Справились с заданием?

Ответы детей.

Учитель: Молодцы!

Педагог-психолог: Здоровым быть необходимо в нашей жизни! Только здоровый человек, бодрый духом, может усвоить много полезной и нужной информации на уроках, чтобы потом продолжить свое обучение и найти хорошую достойную работу. Состояться как личность! (Приложение, слайд  28)

Учитель: Наше сказочное путешествие подошло к концу. Мы побывали  только в самых маленьких уголках страны Знаний. О каких предметах в нашем путешествии шла речь?

Ответы детей: чтение, русский язык, математика, окружающий мир, физкультура.

Учитель: Можно ли представить математику без чтения, окружающий мир без чтения, русский язык без математики, физкультуру без математики? Все изучаемые предметы взаимосвязаны. Одно без другого изучать нельзя. Изучая эти предметы, мы становимся богаче, грамотнее, увереннее в себе. Какой вывод мы можем сделать?  (Приложение, слайд  29)

Ответы детей: Все предметы нам нужны, все предметы нам важны!

На доске появляется цветок c пятью перевернутыми лепестками, где написаны названия предметов – чтение, русский язык, математика, окружающий мир, здоровье человека (физкультура).

Педагог-психолог:Давайте представим, что этот цветок – человек, каждый из нас. В середину цветка вставляется буква – Я. Только от нас зависит, насколько каждый предмет будет нужным и важным для нас, и с каждым годом этот цветок, а значит и мы сами, если мы этого захотим, станет больше и богаче. В цветок вставляются еще несколько лепестков с разными предметами. Самое главное, помните, все зависит от нас самих, от нашего желания! Нужно верить в себя, тогда у вас все получится!!! (Приложение, слайд  30)

Педагог-психолог и учитель: Спасибо за внимание! Все молодцы! (Приложение, слайд  31)