(Приложение 1. Слайд 1)
Цели:
- Познакомить с новым согласным звуком [й'] и буквой Й, й.
- Учить слышать новый звук в речи, выделяя его в словах.
- Развивать речь, фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.
Оборудование:
- Нечаева Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению Н.В., грамоте и чтению для 1 класса.– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
- Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Тетрадь 1по чтению к «Азбуке» .– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
- Рабочие тетради по чтению у каждого ученика.
- Музыкальное оформление слайда. Запись с пением птиц.
- Л.Б. Дерягина. Алфавит за 33 урока с весёлыми переменками. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
- Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В. Волина. – М.: Просвещение. 1991.
- Звуковые схемы слов (у каждого ученика, учителя.). Наборное полотно.
- Текст на карточках (у каждого ученика).
- Лист-подарок от буквы Й (у каждого ученика).
- Буква Й на листе, алфавит (плакат) у учителя.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1 мин.)
II. Актуализация знаний (3 мин.)
(Приложение 1. Слайд 2)
– Это что за птица к нам в гости прилетела? (Ответы детей)
Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится. (Чайка.)
(Приложение 1. Слайд 3)
– Давайте покажем, как летают птицы. (Запись с пением птиц.)
III. Постановка учебной задачи. «Открытие» детьми нового (15 мин.)
– Сегодня у нас праздник новой буквы. Вам с
гостями нужно поучаствовать в весёлых конкурсах.
Кого пригласим на этот праздник? (ответы детей)
– Послушайте стихотворение. Читает
подготовленный ученик.
Быстро бегает джейран –
Грузовик опередил.
Ловко плавает кайман,
Потому что крокодил.
Чайка здорово летает
И парит легко, как пух.
Лайка просто так не лает –
Пёс – охотник, пёс – пастух.
(Приложение 1. Слайд 4 – животные)
– Кто к нам придёт на праздник? (Джейран,
кайман, чайка, лайка)
– Кто нам расскажет об этих животных?
Джейран – небольшой быстроногий
козлик, который живёт в пустыне.
Кайман – длинный зубастый крокодил.
Чайка – водоплавающая птица.
Лайка – порода охотничьих собак.
– А почему именно они пришли к нам в гости? Кто
догадался? (В словах есть одинаковый звук [й'])
– Кто догадался, какова тема урока? (Звук [й'],
буква й.)
– Чем мы будем заниматься на уроке? (Искать в
словах звук [й'], составлять звуковые схемы слов,
читать слова с буквой й, писать эту букву …)
– Да, сегодня у нас именинница й, поэтому мы
должны всё узнать о звуке [й'] и букве й.
– Составьте звуковые схемы слов по желанию. 4
ученика у доски, остальные – на местах.
Джейран – &127;&127;&127;&127;&127;&127;&127; Чайка – &127;&127;&127;&127;&127;
Кайман – &127;&127;&127;&127;&127;&127; Лайка – &127;&127;&127;&127;&127;
IV. Игра «Узнайте звук»
– Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [й'] в словах:
Лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, май, чай.
А теперь наоборот. Игра «Кто больше?». По рядам. Придумайте слова со звуком [й'] в начале слова (йод, йогурт, йог), в середине (майка, зайка, копейка), в конце (каравай, пой, сарай).
Результаты соревнования фиксируются на доске мелом.
(Приложение 1. Слайд 5, скороговорка) Хоровое чтение.
– Что можете сказать о звуке [й']? (Он
согласный)
– Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и
мягкие)
– Произнесите этот звук мягко, а затем твёрдо.
Что заметили? (Этот звук никогда не бывает
твёрдым, он всегда мягкий, независимо от того,
какая буква после него стоит)
– Какой буквой обозначается на письме этот звук? (Буквой
Й. Показ учителем этой буквы.)
V. Физкультминутка для пальцев рук (1 мин.)
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(Ходьба на месте.)
Сядьте, дети на песок
Продолжаем наш урок.
(Дети садятся за парты.)
VI. Первичное закрепление изученного материала (10 мин.)
Работа в рабочих тетрадях.
Дети печатают букву Йй в тетрадях.
Работа в тетради по чтению «Я читаю», 1 часть. Страница 23.
Задание. Дописать буквы.
Дописать буквы.
(Ответы: 1) йод, 2) лейка 3) линейка 4) шайба)
– Какие слова по значению непонятны? (Ответы
детей)
– Дописать буквы, чтобы получились слова. (Май,
мой)
– Чем похожи слова? (Согласные буквы
одинаковые)
– Чем отличаются? (Гласные буквы разные,
значения слов тоже: май – это весенний месяц
года, имя существительное; мой – это местоимение)
Работа в учебнике. Страница 34.
– Послушайте текст.
Чтение текста 1.
– Читаем «птичьим базаром» хором. Что заметили?
(Надо вставить буквы)
– Читаем и дописываем буквы в словах. Какие буквы
дописали? (Букву й)
– Дайте характеристику букве Й. (Буква Й
обозначает согласный, мягкий, звонкий звук)
– А теперь попробуем прочитать текст по ролям. Текст 1.
Самостоятельная работа.
– Прочитайте слова.
– Прочитай слова. (Чайник, лейка, таз, воробей)
– Впиши буквы. Как называются их звуки? (Гласные
и согласные)
– Какое слово здесь «лишнее»? (Таз)
– Какой предмет «лишний» на рисунке? (Воробей,
т.к. это живой предмет). Раскрась его.
Взаимопроверка.
VII. Самостоятельная работа с проверкой в классе (4 мин.)
Чтение текста на карточках (у каждого ученика – карточка)
– Буква Й рада за вас. Вы очень быстро
справляетесь с конкурсами. Поэтому она вас
просит помочь ей выйти из-за затруднительного
положения. Буква Й что обозначает? (Звук
согласный, мягкий, звонкий)
– А вот буквы алфавита считают, что она не
гласная и не согласная.
Заскучали буквы в алфавите.
– Споём? – сказала одна своей соседке.
– Я не умею, – грустно сказала та.
– А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и!..
– Й…й…й…
– И правда не умеешь. Странно: все гласные поют, а
ты нет.
– Я не гласная.
– Согласная, что ли?
– И не согласная.
– Кто же ты?
– Я…я – полугласная.
– А такие разве бывают?
– Одна я такая…
– Ну, и кому ж ты, полугласная, нужна?
– Всем нужна. Видишь, я тоже стою в алфавите.
– Стои – жалко, что ли.
– Не «стои», а «стой». Вот и пригодилась!
– Ну хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?
– Сама догадайся…
(А. Шибаев)
– Кто же догадался о каком знаке идёт речь? (Ответы
детей)
– На каком месте в алфавите живёт буква й' (Рассмотрев
алфавит, на 11 месте. Соседи этой буквы: буква И и
буква К.)
VIII. Итог урока (1 мин.)
– Что было интересного?
– Что не интересного?
– Буква Й очень довольна праздником. (Приложение
1. Слайд 6)
– Она вам дарит подарок на память на
карточке – листе и просит раскрасить его.
Планирование работы по презентации
№ слайда |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 | Показ титульного листа презентации. | |
2 | Учитель задает вопросы: – Что это за птица? – Прочитайте загадку. |
Чтение загадки. Отгадывание. |
3 | Учитель: – Мы – птицы. Читает физкультминутку под музыку. |
Исполнение физкультминутки. Дети выполняют движения. |
4 | Учитель задает вопросы: – Кого вы пригласили бы на праздник? – Послушайте стихотворение. – Какие животные пришли к нам на праздник? |
Ответы детей. Подготовленный ученик
читает стихотворение наизусть. |
5 | – Прочитайте хором скороговорку. – Какой новый звук есть? – Что можете сказать о
звуке [й']? |
Ученики читают. Отвечают: В словах джейран, кайман, чайка, лайка есть звук [й']. Ответы детей. |
6 | Буква й дарит вам подарок на память и просит раскрасить. | Дети выполняют работу дома. |