Урок алгебры в 9-м классе по теме "Функции и графики"

Разделы: Математика


Тема «Функции и графики» занимает одно из главных мест курса алгебры 9-го класса. По программе курса данное занятие третье. Всего на тему отводится 4 часа. Весь элективный курс – 34 часа, предназначен подготовке к экзамену.

Цели занятия:

  • обобщить знания по данной теме, познакомиться с заданиями, встречающимися на экзаменах по данной теме, оценить свои знания;
  • развивать память, логическое мышление, смекалку;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Учащиеся должны уметь:

  • Читать графики.
  • Строить графики.
  • Исследовать функции.

Формы и методы обучения: словесный, индивидуальный, самопроверка, компьютерное тестирование, групповая форма работы), дифференцированный подход к обучению, работа со слабыми учащимися, сильными и «середнячками».

Учебник: «Алгебра-9», Мордкович А.Г.

Материалы:  «Типовые тестовые задания , 9 класс», Т. В. Колесникова, С.С. Минаева.; «Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре, 9 класс», под ред. С.А. Шестакова. и др.

Оборудование: 15 компьютеров, проектор мультимедиа, плакат с графиками, индивидуальные  доски для каждого учащегося.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.  Вступительное слово учителя [Приложение 1, слайд 1]

– Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Тема  нашего занятия – «Функции и графики». ЧЕГО ВЫ ЖДЕТЕ ОТ УРОКА? (Вопрос аудитории).
Наша задача   сегодня заключается в том, чтобы познакомиться с  заданиями, встречающимися в  КИМ по данной теме, оценить свои знания, а так же  вас ждет интересная информация, неожиданные факты, открытия, может быть, и собственные.

2. Проверка домашнего задания [Приложение 1, слайд 2]

3. Актуализация прежних знаний

Фронтально.  Вопросы и графики на слайдах  4-8 Приложения 1

На  индивидуальных досках  все учащиеся показывают ответ или номер правильного ответа.

Ответить на вопросы:

1) На каком рисунке изображен график четной (нечетной) функции?
2) На каком рисунке изображен график возрастающей (убывающей) функции?
3) На каком рисунке изображен график функции, ограниченной снизу (сверху, снизу и сверху)?

4. Работа со слабыми учащимися

Учащиеся работают индивидуально по карточкам. 

Работа с остальными учащимися:

Задание №1 [задание на слайде 9 Приложения 1]

Это задание  из части  А учащиеся могут решить самостоятельно или у доски.

Задание №2 [задание на слайде 10 Приложения 1]

Это задание  из части  А с выбором ответа.

Учитель: Ребята, хочу обратить ваше внимание на некоторые задания  из части А, которые встречаются  и в КИМ  ЕГЭ  11 класса.

Задание №3 [задание на слайде 11 Приложения 1]

5. Групповая работа

Класс разбит на 5-6 микрогрупп. Каждой группе распечатаны  графики и пословицы. Установить соответствие. [Поверка работы на слайдах 13-16 Приложения 1]

Пословицы:

  1. «Как аукнется, так и откликнется»?
  2. «Ни кола, ни двора»?
  3. «Светит да не греет»?
  4. «Тише едешь, дальше будешь»?

6. Дифференцированная работа  с  учащимися

Учащиеся выбирают задание, соответствующее уровню знаний ученика.  Задание подобрано так, что задание уровня  А наталкивает на решение задания уровня В. Задание на слайде.

Задание №4 [слайды 17, 18 Приложения 1]

7. Работа с сильными учащимися

Решение заданий с параметром (вместе с учителем)

Задание №5 [слайд 19 Приложения 1]

Это задание из части В. Цена задания – 6 баллов.

8. Применение знаний о функциях [слайд 20 Приложения 1]

Заслушивается краткое выступление  учащегося  (на 3-4 минуты) о своей исследовательской  работе по данной теме. Суть работы заключается в применении знаний  о линейной  и квадратичной функции в повседневной жизни.

9. Компьютерное тестирование

Контролирующий тест с электронной обработкой, создан в программе Microsoft  Excel , позволяет оценить уровень знаний по данной теме.

10. Релаксация (2 мин.)

Упражнения для глаз:

    1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 раза.
    2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 раза.

11. Запись домашнего задания

Тест №3, задания В-3, В-4, тест №4, задания В-3, В-4.

12. Итог урока. Выставление оценок

– Что полезного узнали вы сегодня на уроке?
– Что понравилось?
– Что вам запомнилось на уроке?
– С каким настроением вы уходите? (Показать карточку )