Цель: познакомить учащихся с историей десятичных дробей, проверить знания правил чтения, сравнения, округления, сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей.
ХОД ИГРЫ
Классная комната условно делится на две части:
железнодорожный вокзал и состав поезда.
Железнодорожный вокзал – это часть класса перед
доской. Здесь оборудуется кассы вокзала,
справочное бюро и кабина диктора вокзала под
монитором телевизора (соединенного с
компьютером или рядом с интерактивной доской)
которые являются тяблом для объявлений в здании
вокзала. Вторая часть класс – состав поезда, в
которой стулья устанавливаются буквой П.
Математический поезд состоит из трёх вагонов:
купейного, плацкартного и общего. Первый вагон
купейный – стулья ставятся мягкие, второй вагон
плацкартный – стулья деревянные, третий вагон
общий – скамейки.
Каждый ученик, входя в класс, получает посадочный
талон-карточку для записи ответов заданий,
которые необходимо будет решить для
приобретения билета на поезд.
В начале дети рассаживаются как угодно.
Встречает будущих пассажиров начальник вокзала:
Всех приветствуем сначала
В стенах нашего вокзала.
Подходи, честной народ,
Путешествие вас ждёт.
Изучаем дроби мы
Познакомить вас должны.
С ними будете дружить
Будет легче вам прожить.
Так спешите же скорей,
Приглашаем всех друзей!
Начальник вокзала: Уважаемые дамы и
господа! Мы рады приветствовать вас на нашем
вокзале. Сегодня вы можете отправиться в
удивительное путешествие на единственном в мире
«Математическом поезде». Разрешите представить
вам сотрудников вокзал и бригаду поезда. (Приложение 1, слайды 2 и
3).
Вы запаслись багажом знаний? Ну, тогда спешите
приобрести посадочные билеты.
Диктор: (Приложение 1, слайд 4) К сведению отъезжающих: Посадочные билеты можно приобрести в кассах нашего вокзала. Стоимость билета в вагон 1 класса – составляет 5 правильно решённых заданий, в вагон 2 класса – 4 правильно решённых заданий, в вагон 3 класса – 3 правильно решённых задания. Отправление поезда через 5 минут. (Приложение 1, слайд 5).
(Дети записывают в талон-карточку ответы устных вычислений, если они испытывают затруднения, то могут обратиться за помощью в справочное бюро, после выполнения заданий в кассах обменивают посадочные талоны на билеты в вагон соответствующего класса. Проводницы проверяют билеты пассажиров и проводят их в вагон).
Диктор: Внимание! Внимание! Осторожно двери закрываются. «Математический поезд» отправляется со станции «Школьная» до станции «Историческая». (Звук поезда)
Диктор: (Приложение 1,
слайд 6) Станция «Историческая».
Осторожно двери открываются.
(Пассажиров встречают хозяева станции
«Историческая»).
Стучат колёса поезда
«Вперёд, вперёд, вперёд!»
И дроби десятичные
Изучит наш народ.
Откуда появились,
И кто придумал их?
Мы очень торопились
Узнать от сих до сих.
Первый хозяин станции: (Приложение
1, слайд 7).Вам уже известно, что в науке,
промышленности, в сельском хозяйстве, при
расчётах десятичные дроби используются
значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с
простотой правил вычислений с десятичными
дробями, похожестью их на правила действий с
натуральными числами.
Появились десятичные дроби в трудах арабских
математиков в средние века и независимо от них –
в древнем Китае. Но и раньше в древнем Вавилоне,
использовали дроби такого, же типа, только
шестидесятеричные. Правила действий с
десятичными дробями описал знаменитый учёный
Средневековья Аль-Каши Джемшид Ибн Масуд,
работавший в городе Самарканде в обсерватории в
начале XV века.
Записывал Аль-Каши десятичные дроби так же, как
принято сейчас, но он не пользовался запятой:
дробную часть он записывал красными чернилами,
или отделял вертикальной чертой.
О десятичных дробях в Европе в то время не знали,
и только через 150 лет они были заново изобретены
голландским инженером и учёным Симоном
Стевином. Симон Стевин (живший в 1548-1620г.г.)
– один из «универсальных гениев» эпохи
Возрождения. Труды Стевина посвящены самым
разнообразным вопросам современных ему
математики, механики и физики. Но наибольшую
славу ему принесла небольшая книжка «Десятая»,
изданная в 1585 году в Лейдене. В ней автор выступил
в пользу десятичных дробей. Он убеждает
читателей в том, что действия с десятичными
дробями очень просты.
Второй хозяин станции:Стевин пишет:
«… может же недалёкий умом деревенский медведь
по счастливой случайности набрести на дорогой
клад, не применив при этом никакой учёности!»
Книга «Десятая» получила широкую известность в
Европе. На французский язык она была переведена в
том же 1585 году самим автором. На английском языке
она появилась в 1608 году. Стевин записывал
десятичные дроби довольно сложно. Например,
число 24,56 выглядело так: 24 0 5 1 6
2 или 2456 - вместо запятой нуль в кружке
(или 0 над целой частью), цифрами 1,2,3,… помечалось
положение остальных знаков.
Запятая или точка для отделения целой части
стали использоваться с XVII века. Хотя
«знаковая фантазия» не иссякла и в XVIII веке,
основная борьба велась между десятичной точкой и
десятичной запятой. Эти знаки появились почти
одновременно. Некоторые, колеблясь между ними,
использовали оба знака.
Со времён появления «Новой арифметики» в 1661 году
в математических книгах, издаваемых в Германии,
укоренилась десятичная запятая. Постепенно
она прочно укоренилась в континентальной Европе,
тогда как в англоязычных странах предпочитают
десятичную точку, причём в Англии её ставят в
середине строки, 14 382, а в США – внизу: 14.382.
В России учение о десятичных дробях изложил
Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом
учебнике математики «Арифметика, сиречь наука
числительная».
Диктор: Внимание! Внимание!
«Математический поезд» отправляется со станции
«Историческая» до станции «Десятичная дробь». (Звук
поезда)
Диктор: (Приложение 1,
слайд 8) Осторожно двери открываются. Станция
«Десятичная дробь».
(Пассажиров встречают хозяева станции «Десятичная дробь»).
1. Как сложенье выполнять
Надо очень чётко знать.
Мы, ребята, очень рады
Сложить нужные разряды.2. Как сравнить и округлить,
Тоже нужно повторить.
Дроби надо изучать
И задачи в них решать.3. И деленью с умноженьем,
Тоже нужно повторенье.
Каждый школьник должен знать,
Как делить и умножать.
Дети выполняют устно задания со слайдов 9-11 (Приложение 1). За каждое верно выполненное задание дети получают жетоны.
Диктор: Внимание! Внимание! «Математический поезд» отправляется со станции «Десятичная дробь» до станции «Сказочная». (Звук поезда)
Диктор: (Приложение 1, слайд 12) Внимание наш поезд прибывает на станцию «Сказочная».
(Встречает пассажиров хозяйка станции Сказочница.)
Едут в страну Сказки, в дальние края,
Умные ребята, верные друзья.
Тише, не шумите, сказка впереди.
Тихо посидите, сказка, вот смотри!
(Инсценировка отрывка из сказки).
Автор: Шёл солдат по дороге: раз
– два, раз – два! Ранец за спиной, сабля на боку –
отвоевал своё, а теперь держал путь к дому. Как
вдруг навстречу ему старая ведьма.
Ведьма: Добрый вечер, служивый! –
молвила она – ишь, сабля-то у тебя славная, какая
и ранец-то какой большой! Словом, молодчина,
солдат, только денег у тебя нет.
Солдат: Это верно.
Ведьма: Хочешь расскажу, где взять?
Солдат: Буду премного благодарен, -
отвечал солдат.
Ведьма: Иди прямо на север по этой
дороге. Там в лесу стоит избушка, в ней сундук с
кладом. Но сундук закрыт на ключ. Ключ лежит в
одной из трёх коробок. Одна коробка красная, на
ней написано: «Здесь лежит ключ», другая синяя –
на ней написано: «Зелёная коробка пустая», а
третья зелёная – на ней написано: «Здесь сидит
змея». Все надписи неверные, если отгадаешь, где
лежит ключ, клад твой. (Приложение
1, слайд 13).
(Дети помогают отгадать, где лежит ключ. Кто дал правильный ответ, получает жетон. Ответ: ключ в зелёной коробочке).
Диктор: Внимание! Внимание! «Математический поезд» отправляется со станции «Сказочная» до станции «Угадай-ка». (Звук поезда)
Диктор: (Приложение 1, слайд 14) Уважаемые пассажиры, мы прибыли на станцию «Угадай-ка».
(Пассажиров встречает хозяин станции «Угадай-ка» – Незнайка).
Вас на станции «Угадай-ка»
Я приветствую, Незнайка.
Добрый день, мои друзья!
К нам вы прибыли не зря.
Головы мы поломайте
И загадки разгадайте.
Три заданья вам даю
Очень ребусы люблю.
(Приложение 1, слайд 15)
Задание Незнайки.
Ответ:
4,2 + 17 = 21.2
3 + 1,08 = 4,08
5,7 – 4 = 1,7
(За правильные ответы дети получают жетоны).
Диктор: Внимание! Внимание! « Математический поезд» отправляется со станции «Угадай-ка» до станции «Геометрическая». (Звук поезда).
Диктор: (Приложение 1, слайд 16) Наш поезд прибыл на станцию «Геометрическая». Осторожно двери открываются.
(Пассажиров встречают хозяева станции «Геометрическая»)
Не крутите пестрый глобус,
Не найдёте вы на нём
Той страны, страны чудесной,
О которой речь ведём.
В той стране живут фигуры,
Линии, точки и тела,
Треугольники, квадраты,
Вот такие, брат, дела!
Пусть в эту страну не идут поезда,
Но поезд «математический» доставит вас сюда.
Отгадайте-ка, ребятки,
Геометрические загадки.
(За отгаданные загадки вручаются жетоны). (Приложение 1, слайды 17-19).
Загадки:
1. Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню. Дом и самолёт.
И большущий пароход. (Карандаш)2. В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (Линейка)3. Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (Циркуль)4. Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик. (Ножницы)5. У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность.
Она идёт по краю круга
И называется … (Окружность).
Диктор Внимание! Внимание! «Математический поезд» возвращается на станцию «Школьная». (Песня «Голубой вагон» – дети поют все вместе. )
Учитель:
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как снова стало тихо.
Это о царице всех наук
Мы сегодня говорили много.Не случайно ей такой почёт,
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты.Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку.
В нашем творческом труде
Развиваешь ум у нас, смекалку.
Помогаешь в жизни нам всегда,
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаешь гром аплодисментов.
Признательность свою всем изъявляем
И путешествие мы наше закрываем.
(Приложение 1, слайд 20).
В кассах дети обменивают полученные жетоны на конфеты. Путешествие закончено.