"Оптимизация коррекционной работы с детьми-логопатами средствами лечебной педагогики и динамической электростимуляции в логопедической практике

Разделы: Логопедия


Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению.
Контингент детей в нашем дошкольном учреждении – это дети с Тяжелыми Нарушениями Речи – дизартрией, алалией, заиканием, ринолалией.
Основную массу детей составляют дети, имеющие дизартрию.
Логопедическая работа по коррекции дизартрии занимает много времени и сил.
Ведущим в структуре речевого дефекта у детей с дизартрией являются нарушения фонетической стороны речи.
Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы и нарушение его часто приводит к расстройству других, более высоких уровней этой системы.
Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, комбинационность нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствует развитию правильного звукообразования.

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения и формированию правильных артикуляционных укладов у детей с дизартрией  носит длительный характер, а иногда и вовсе сложные звуки не появляются в речи.
Комплексная  педагогическая система, включающая логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, работу над дыханием и просодическими компонентами, преодоление артикуляторных нарушений не всегда является действенным методом.

Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но и они не в полной мере оказывают существенную помощь.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. Современные технологии теперь позволяют решать эти сложные задачи, намного облегчают и повышают эффективность работы специалистов.

В 2001 году для широкого применения в лечебно-профилактической практике, с целью общеукрепляющего влияния на физиологические системы организма выпущен аппарат ДЭНАС. Его использовать разрешено врачам, педагогам, прошедшим курс обучения.

Поиск путей совершенствования коррекционной работы привел нас к использованию метода ДЭНС-терапии аппаратом ДЭНАС, одного из перспективных направлений лечебного применения импульсного тока.

Электронейростимуляция восстанавливает нейро-химические реакции, улучшает проводимость импульсов в нервные клетки, активизирует обменные процессы в тканях. ДЭНС-воздействие на рефлекторные точки и зоны нормализует тонус мышц и сосудов речевого аппарата, является  положительным раздражителем для речевых зон.

Таким образом, данный аппарат, по нашему мнению, является эффективным и полезным инструментом в руках учителя-логопеда.

Для детей с поражением Центральной Нервной Системы воздействие ДЭНС-терапии стимулирует соответствующие зоны головного мозга, вызывает уменьшение аномальной импульсации, нормализует мышечный и сосудистый тонус и функциональное состояние Центральной Нервной Системы.

В комплексной коррекционной работе с детьми с диагнозом дизартрия предпочтение отдается речевым зонам и зонам универсальной направленности. К ним относится зона языка и специальные «речевые зоны»:

  • середина носогубной складки;
  • область красной каймы верхней губы;
  • зона, расположенная под подбородком;
  • большие пальцы кистей обеих рук (СУ-ДЖОК);
  • граница роста ногтевых пластинок.

ДЭНС-воздействие проводится в утренние часы в течение 10 дней. Зона языка обрабатывается 30-40 секунд 1 раз в день в постоянном режиме, продолжительность воздействия на каждый участок кожи определяется в соответствии с указанием инструкции.

Специальные «речевые зоны» обрабатывались в дозированном режиме т.е. воздействие определялось автоматически, а затем в постоянном режиме 1-2 минуты.

Уже на первых этапах ДЭНС-терапии у детей с гипертонусом речевой мускулатуры исчезла спастичность, выполнение артикуляционных упражнений стало более целенаправленным и точным. Уменьшилась аммимичность в лицевой мускулатуре и мимика приобрела выразительность.  Исчезли синкинезии. У детей наблюдался хороший контакт, исчезли негативные реакции.

Мы убедились, что данный метод ДЭНС-терапии ускорил постановку звуков у детей с дизартрией, и способствовал снижению эмоциональных и поведенческих проблем.  Максимально простой для освоения аппарат ДЭНАС дает позитивные результаты работы с детьми и значительно помогает в сложной работе учителя-логопеда.

В речевом статусе у детей наблюдались улучшения в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции, повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры, увеличение объема артикуляционных движений, расширение объема речевого дыхания и улучшение качества голосообразования.

У ребенка с диагнозом дизартрия, Общее Недоразвитие Речи – III уровня, имеющего нарушения в группе свистящих, шипящих и сонорных звуков, короткую подъязычную уздечку, невыраженный кончик языка после 2-го курса лечения выработалась достаточная подвижность кончика языка, появилась его вибрация для постановки звука «Р», растянулась уздечка языка.

У ребёнка с диагнозом «корковая дизартрия», наблюдалось нарушение произношения всех групп звуков, нечеткая, смазанная речь с боковым произношением звуков и своеобразным хлюпающим шумом, и повышение мышечного тонуса в речевой мускулатуре. В результате нескольких курсов лечения восстановилось нормальное звукопроизношение.

Лечение аппаратом ДЭНАС позволило улучшить состояние мышечного тонуса органов артикуляции, повысить мышечную активность речевой мускулатуры, увеличить объем артикуляционных движений, выработать правильное речевое дыхание, нормализовать звукопроизношение и речь практически у всех детей – дизартриков в короткие сроки.

Таким образом, ДЭНС-терапия, как дополнительный метод в сочетании с общепринятыми логопедическими приемами в коррекции речевых нарушений позволила добиться хороших результатов в преодолении  речевых  нарушений  у  детей с  тяжелыми  нарушениями речи.