Тип урока: изучение нового материала.
Обучающая цель: получить связь между силой тяжести и массой тела.
Цель считается достигнутой
- на уровне знакомства, если ученик знает формулу и отличает ее от других;
- на уровне понимания если ученик:
- называет величины, входящие в формулу;
- знает единицы измерения этих величин.
- на уровне применения, если ученик решает задачи следующего типа:
- на столе стоит телевизор массой 5кг. Определите силу тяжести и вес телевизора.
- вес человека 700Н. определите его массу.
Развивающая цель: продолжить работу по формированию умения
- обобщать опытные данные, сравнивать и делать выводы;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц и графиков;
- работать самостоятельно.
Формы обучения: беседа, рассказ, постановка экспериментов в группах, обсуждение результатов.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
I. Актуализация знаний | – Что такое сила? – Какова единица силы? – Какую силу называют силой тяжести? – Что такое вес тела? – Каким прибором можно измерить силу? – Как измерить силу тяжести? |
Отвечают на вопросы |
|||||||||||
II. Организация деятельности учащихся 1) Мотивация
2) Постановка учебной проблемы
3) Выдвижение гипотез
4) Экспериментальная проверка гипотез
5) Развитие полученной информации (получение выводов)
6) Применение новых знаний |
Известно, что масса молодого тигра
равно 100 кг. Для того, чтобы приготовить с ним
цирковой номер, необходимо рассчитать какую силу
должна выдержать тумба, на которой будет
выступать тигр или силу притяжения его к земле, т.
е силу тяжести. Как это сделать? Достаточно ли у
нас знаний, чтобы вычислить силу тяжести? Что для
этого нужно знать? – Как, используя имеющееся у
вас на столах оборудование, доказать, что сила
тяжести связана с массой? Что для этого надо
сделать?
Что происходит с силой тяжести по мере увеличения массы груза? Как такую зависимость называют в математике? Как такую зависимость можно записать? = = т.е. = = – Что представляет собой график прямой
пропорциональной зависимости? = q; Fтяж = qm. Так как P = F тяж, то P = qm У кого есть калькулятор определите числовое
значение q, используя данные Fтяж и m, полученные
экспериментом. Что будет происходить с силой тяжести по мере увеличения расстояния между телом и Землей? Одинаково ли притягиваются тела, находящиеся на поверхности Луны и Земли? Так как масса тела не зависит от его местонахождения, то на различных небесных телах оказывается разным значениям q 1,6 Н/кг – на Луне, Те, кто знает, как помочь дрессировщику
вычислить силу тяжести и вес тигра могут решать
Упр.9 (3,5). Дано: Решение: |
Нужно знать связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела Выполняют опыты в группах, заносят данные в таблицу в тетрадях, затем на доске. С увеличением массы растет сила тяжести. Отвечают. Записывают в тетрадях и на доске.
q = 9,8 Н/кг Сила тяжести должна уменьшаться. Нет, сила тяжести на разных небесных телах различна.
Решают в тетрадях.
Записи в тетрадях |
|||||||||||
III. Контроль | – А теперь работаем на оценку. Выберите правильные варианты ответов на предложенные вопросы, запишите их в тетрадь и продублируйте на листочках. | Работают по вариантам с тестами. Сдают тетради с ответами. |
|||||||||||
IV. Подведение итогов | – Что нового узнали на уроке? | По листочкам проверяют правильность ответов. |