Введение
В настоящее время с “Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г.” на старшей ступени общего образования создается система профильного обучения, ориентированная на специализированную подготовку обучающихся. Но для того, чтобы ребенок мог сориенитроваться в выборе профиля обучения, необходимо развивать его интересы, познавательную активность ещё на начальной стадии обучения, т.е. в начальной школе.
Именно на удовлетворение познавательных интересов младших школьников и направлен настоящий элективный курс.
Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Все это доказывает актуальность овладения иностранным языком в раннем возрасте и требует поиска эффективных путей совершенствования методики преподавания. Вы помните стихи и песни, выученные в детстве? На каком бы языке они ни были, родном или иностранном – стоит вспомнить одну строчку, и всё стихотворение сразу же всплывает в памяти. Это происходит потому, что у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Всё что он учил, надолго запоминается. Но хуже развита оперативная память. Проходит время, прежде чем ребёнок научится по первому требованию извлекать информацию из памяти. Поэтому следует использовать преимущества детской памяти, например прочность запоминания. Ребёнок способен запоминать языковой материал целыми блоками. Но это происходит в том случае, если для него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребёнку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно усваивается почти без усилий. Игра создаёт прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. А также обучение с музыкой означает радостное и при этом лишённое чувства страха продвижение вперёд в изучении иностранного языка, т.к. текст-носитель при помощи музыки отпечатывается в сознании ученика на эмоциональном уровне и доставляет ему истинное удовольствие.
Ученик может выразить свои эмоции, свою фантазию, свой опыт и знания. Это способствует повышению мотивации при изучении иностранного языка.
На ранней ступени обучения иностранный язык, прежде всего, должен рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей. Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, т.е. овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать ребенку процесс иноязычного образования. Развитие на ранней ступени не менее практично, чем само владение языком, поскольку является предпосылкой успешного обучения в будущем.
Проблема раннего обучения иностранному языку заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сенситивного периода усвоения иностранного языка в раннем школьном возрасте. Экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка в известной мере утрачивается гибкость речевого механизма. Поэтому, чем раньше начнет ребенок применять речевые навыки, тем больше возможности сформировать прочные знания, коммуникативные умения, развить положительные отношения к общечеловеческим ценностям, к культуре страны изучаемого языка.
Основная часть
В процессе обучения немецкому языку необходимо знакомить учащихся с традициями немецкого народа. Среди традиций особое место занимает празднование национальных, религиозных, а также бытовых праздников. Это, прежде всего, такие праздники, как Праздник урожая, Рождество, Пасха и т.д. На занятиях должен использоваться фольклорный материал, который включает в себя сказки, загадки, песни, пословицы и поговорки, стихотворения. Этнический материал значим тем, что позволяет организовать процесс формирования языковых навыков в более доступной форме, способствуя, таким образом, повышению мотивации учащихся к изучению немецкого языка.
Данный элективный курс относится к курсам, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса.
Класс: 3 – 4.
Количество часов: 17
Образовательная область: иностранный язык (немецкий).
Востребованность данного курса объясняется тем, что в ходе его изучения учащиеся осваивают умения и навыки речевого иноязычного общения, знакомятся с культурой немецкого народа.
Цель курса: формирование умений и навыков речевого иноязычного общения, знакомство с культурой и традициями немецкого народа через изучение этнического материала.
Задачи:
- Познакомить с традициями, обычаями праздников в Германии;
- Развивать коммуникативную компетентность учащихся;
- Развивать толерантное отношение к культуре другого народа;
- Формировать умения применять на практике полученные знания;
- Развивать творческий потенциал учащихся;
- Повышение мотивации и активизации деятельности.
Учебно – тематическое планирование по курсу “ Праздники в Германии”
Наименование тем |
Кол-во часов |
Формы работы |
Формы контроля |
Вводное занятие |
1 |
Беседа |
|
Подготовка к Празднику урожая |
1 |
Аудирование. |
Ответы на вопросы. |
Праздник урожая |
1 |
Инсценировка, ролевая игра |
Проведение праздника |
Подготовка к празднованию Рождества |
3 |
Работа с микротекстами, разучивание песен, стихотворений, ролей для инсценировок, просмотр мультфильмов. |
Изготовление рождественской открытки, викторина. |
Празднование Рождества. |
1 |
Инсценировки, исполнение традиционных рождественских песен, стихотворений |
Проведение праздника |
Подготовка к празднованию Карнавала |
2 |
Беседа, разучивание песен, стихотворений, ролей для инсценировок, изготовление костюмов. |
Викторина по сказкам, творческая работа. |
Карнавал! |
1 |
Инсценировки сказок, исполнение традиционных песен, стихотворений |
Проведение праздника |
Пасху встречаем. |
2 |
Работа с микротекстами, беседа, аудирование, просмотр мультфильмов, разучивание традиционных пасхальных песен, стихотворений. Мастерская |
Творческая работа. |
Празднуем Пасху. |
1 |
Инсценировки , исполнение традиционных песен, стихотворений, игры |
Проведение праздника |
Подготовка к Празднику мам |
2 |
Работа с микротекстами, беседа, аудирование, просмотр мультфильмов, разучивание песен, стихотворений. Мастерская (изготовление подарков для мам) |
Творческая работа. |
Muttertag |
1 |
Концерт с приглашением мам |
|
Итоговое занятие |
1 |
Подведение итогов, обмен мнениями, беседа, выставка рисунков. |
Творческая работа |
Всего: |
17 ч. |
|
|
Содержание курса.
Изучение тематических песен, стихотворений, инсценировки сказок, изготовление открыток, знакомство с пословицами и поговорками, аудио- и видеоматериалами.
Основные методы обучения:
В процессе изучения данного курса предусматривается использование разных типов уроков ( игры, круглые столы, викторины, конкурсы и пр.), ТСО, наглядности, ресурсов сети Интернет, большого количества дополнительной литературы, что делает процесс обучения интересным и способствует повышению уровня учебной мотивации у учащихся.
Методы и приемы обучения
Методы обучения |
Приемы обучения |
Презентация: знакомство с новой лексикой, с новой темой |
- объяснение; |
Практика, тренировка |
- словарная работа; |
Продуктивная работа учащихся |
- проектная работа; |
Основные положения обучения:
- в центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами, интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда;
- курс строится на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом;
- дифференцированный подход, предполагающий учет уровня подготовки учащихся, реализуется через использование материала разного уровня трудности, использование опор различной степени развернутости, разные способы контроля.
Инновационность программы: программа включает новые для обучаемых социокультурные знания, не содержащиеся в базовых программах.
Контроль знаний и умений: текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися заданий по подготовке к праздникам. Итоговый контроль реализуется при проведении праздников.
Организация учебного процесса:
- урочная форма, в которой учитель знакомит с традициями, культурой, обычаями празднования в Германии;
- внеурочная форма, в которой учащиеся самостоятельно выполняют проектные задания.
Здоровьесберегающие технологии предполагают учет физиологических и психологических особенностей школьников, предусматривают разнообразные виды работы, новизну и нетрадиционность материала.
Литература для учителя :
- Т.Г. Коноплёва. Весёлый немецкий. Ростов – на – Дону, Феникс, 2008.
- Г.Н. Лебедева «Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения». Москва «Глобус» 2008
- О. В. Комбарова «Немецкий язык. Дидактический материал для дошкольников и младших школьников». Волгоград «Учитель» 2007
- “Erste Schritte” И. Л. Бим, .Л. И, Рыжова. Книга для учителя к учебнику для 3 класса. Москва «Просвещение» 2007
- “Erste Schritte” И. Л. Бим, Л. И, Рыжова. Книга для учителя к учебнику для 4 класса. Москва «Просвещение» 2007
- “Bunte Stufen” Г.В. Яцковская, Н. Каменецкая. Книга для учителя к учебнику для 3 класса школ с углубленным изучением немецкого языка. Москва, «Просвещение», 2003
Литература для учащихся:
- Журнал “Schrumdirum”
- “Erste Schritte” И. Л. Бим, Л. И, Рыжова. Учебник для 3 класса. Москва «Просвещение» 2008
- “Erste Schritte” И. Л. Бим, Л. И, Рыжова. Учебник для 4 класса. Москва «Просвещение» 2008
- “Bunte Stufen” Г. В. Яцковская, Н. Каменецкая. Учебник для 3 класса школ с углубленным изучением немецкого языка. Москва, «Просвещение», 2003
- Диск «100 детских песен»
Интернет – ресурсы: