Цель:
Освоение навыков составления творческого проекта.
Задача:
- Ознакомление учащихся с методом проектов, как способа организации познавательно-трудовой деятельности учащихся.
- Подбирать материал для проекта.
- Правильно планировать свою работу по заданной теме.
- Научить грамотно оформлять творческий проект.
Оборудование:
- Образец индивидуальный (макет) оформления творческого проекта.
- Макет оформления с примерами на доске.
- Рабочая тетрадь.
- Архивные материалы (работы учащихся)
Ход урока
- Организационная часть: Проверка присутствующих на уроке. Проверка готовности учащихся.
- Краткое сообщение о смысле предстоящей работы. Знакомство учащихся с принципом метода творческого проекта:
- Разъяснение каждого из этапов работы над проектом (организационно-подготовительный, технологический, заключительный), применительно к теме раздела.
- Разбор возможных вариантов в оформлении творческого проекта. Сообщение сопровождается демонстрацией работ учащихся предыдущих лет (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
- Ответы на вопросы учащихся. Определение или корректировка индивидуальных тем.
- Определение срока выполнения домашнего задания. Запись домашнего задания в дневник.
Практическая работа:
Зарисовка макета творческого проекта в рабочей тетради. (РИСУНОК 1)
При изучении раздела «Кулинария» в любой параллели трудность состоит в том, что немногие кабинеты оснащены достойным оборудованием для практического закрепления любой темы. А кое-где и нет вообще такого кабинета или зоны в кабинете технологии. А от изучения этого раздела нас никто не освобождает. И мне пришла идея, как можно совместить и решить в одной работе две очень важные задачи. А именно, приобщение учащихся к методу творческого проекта, который обеспечивает не только овладение политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в любой области (не только по предмету «Технология»), но и вооружает учащихся опытом самостоятельной практической деятельности, стремлением к созиданию, самореализации. Также обобщающий элемент в изучении раздела «Кулинария».
Разработанный мною несложный макет оформления творческого проекта, который вполне понятен учащимся 5 класса (РИСУНОК 1). И его можно достаточно легко трансформировать под другие несложные работы по другим предметам, учитывая возраст учащихся. Главное, не применять при объяснении много специфических терминов, чтобы не напугать детей мнимой сложностью работы. То есть, от простого к сложному. Таким образом, учащиеся уже в 5 классе учатся планировать свою деятельность, собирать информацию, сортировать её по разделам и оформлять по определённым правилам.
И как показывает моя практика, это действительно даёт свои результаты. Учащиеся легко осваивают уже более сложные требования по содержанию и оформлению творческих проектов в старших классах по другим предметам. Далее мною приводятся уже выполненные творческие проекты прошлых лет. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Малыши ещё не владеют компьютерной грамотой в достаточной степени и поэтому могут оформлять работы в ручную. Хотя это задание может подтолкнуть их к более широкому освоению компьютера.
Но главный результат, который проявляется в процессе выполнения данного творческого проекта – это совместная работа детей и взрослых! Родители или бабушки и дедушки с удовольствием помогают в выполнении домашнего задания на разных этапах. Мною контролируется подготовительный процесс. Я регулярно опрашиваю девочек о том, как идёт процесс выбора блюда для домашнего задания. А сам процесс приготовления они предоставляют в виде небольшого фотоотчёта.
Темы домашнего задания могут меняться. Например, в рамках изучения национальных блюд народов нашей многонациональной республики, было задание приготовить любое национальное блюдо. А в «Год Семьи» задание звучало так: «Любимое блюдо моей семьи».
В рамках раздела «Кулинария» мы проводим «Кулинарный фестиваль» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). На таком мероприятии активность 100%! Каждая девочка представляет свою семью, накрывает на стол и угощает своих «гостей» - одноклассников.
По данной схеме уже работают многие мои коллеги по РМО учителей технологии.