"Умники и умницы" (познавательно-развлекательная игра для детей подготовительной группы)

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: умники и умницы


Цель игры: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры; продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре; активизировать имеющиеся знания.

Материал: Куб с картинками на пяти гранях по темам: «Москва», «Природа», «математика», «ОБЖ», Речь»; на шестой грани изображен скрипичный ключ.
Иллюстрации деревьев, травянистых растений, животных, грибов для игры «Четвертый лишний».
Эмблемы команд участников игры, кубы с цифрами.
Два мольберта, иллюстрации о Москве из учебно-методического пособия по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина».
Игра проводится в музыкальном зале, украшенном воздушными шарами и плакатами.

Правила игры: дети по очереди бросают куб и отвечают на вопросы из той категории, условное обозначение которой оказалось на верхней его грани.

Условные обозначения.
«Московский Кремль» - тема Москвы и ее достопримечательностей.
«Дерево» - тема природы.
«Светофор» - тема ОБЖ.
«Цифры» - математические представления.
«Буквы» - словесные игры.
«Скрипичный ключ» - музыкальная пауза.

Ход мероприятия

Дети под веселую музыку входят в зал. Ведущий представляет команды, членов жюри,  объясняет правила игры.

Команда, начинающая игру, определяется по жребию. Ребята могут выбирать из доставшейся им категории вопросы разной степени сложности (вопросы на зеленой карточке - простые, их стоимость 1 балл, вопросы на желтой карточке – средней сложности – 2 балла, вопросы на красной карточке – самые сложные – 3 балла). Если дети не отвечают на сложные вопросы, им задаются более легкие, чтобы команда получила 1 балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

Вопросы и игры по теме «Речь»

На 1 балл:

- Назвать имя девочки или мальчика, начинающееся на А
- Назвать слова со звуком Г, которые обозначают части тела человека (голова, ноги….).
- Образовать новое слово на Л из двух слов: «листья», «падают» (листопад).
- Назвать гласный звук, которого никогда не бывает в начале русского слова (ы).

На 2 балла:

- Игра «скажи наоборот»

Скажи наоборот со звуком М (антонимы):
Война-…. (мир).
Ссорится - …. (мирится).
Быстро - … (медленно).
Твердый-… (мягкий).

На 3 балла:

- Прочитать слово ШУД (душ).

Игра «звук заблудился»

Я не знаю, как случилось, только звук наш заблудился. Забежал в чужой он дом и хозяйничает в нем:
Куклу, выронив из рук,
Таня мчится к маме:
- Там ползет зеленый ЛУК…(ЖУК)
С длинными усами.
- Добавить первый звук К и получить новое слово:
Рот -…(крот).
Осы -…(косы).
Лен -…(клен).
- Угадать отгадку:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. Всегда он в работе,
А отдыхает, Когда мы молчим. (язык)

Вопросы и игровые задания по категории «Москва»

На 1 балл:

- Как называется столица нашей Родины – России?
- Как называют жителей Москвы?
- Назовите самую главную площадь Москвы.
- Какой самый быстрый транспорт в Москве?

На 2 балла:

- Узнать по иллюстрациям достопримечательности Москвы:

а) памятник А. С. Пушкину;
б) Большой театр;
в) памятник Юрию Долгорукому;
г) Могила Неизвестного Солдата в Александровском саду.

На 3 балла:

- Назвать главную башню Кремля   (Спасская башня).
- Как называется округ, в котором вы живете?
- Что изображено на московском гербе (скачущий всадник, поражающий копьем дракона. Это Георгий Победоносец).
- Назвать пословицу о Москве.

Вопросы и игровые задания по категории «Природа»

На 1 балл:

- Отгадать загадку:

а) Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?

б) Пришла без красок и кисти,
И перекрасила все листья.

в) Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

г) Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.

На 2 балла:

- В какое время года на деревьях не бывает листвы?
- Листья каких деревьев осенью краснеют? ( осины, клена, рябины.)
- С прилета каких птиц считаем мы начало весны? ( С прилета грачей)
- Как готовятся к зиме муравьи? ( Закрывают все входы-выходы в муравейнике и собираются сами в кучу.)

На 3 балла:

Игра «Четвертый лишний»

Из картинок выбрать одну лишнюю и объяснить свой выбор:

- Сосна, лиственница , береза, ель.
- Береза, дуб, жасмин, тополь.
- Крапива, репейник, сирень, ромашка.
- Ласточка, стриж, воробей, грач.

Вопросы категории ОБЖ 

На 1 балл:

Отгадать загадку:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь -
Зеленый, желтый, красный.

- На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
- Где нельзя ездить транспорту: по мостовой или по тротуару?
- Как называют людей, когда они идут пешком: пешеходами или пассажирами?

На 2 балла:

Игра «Съедобный грибок положи в кузовок» (отобрать в корзинку картинки с изображением съедобных грибов).

- Игра «сбор ягод» (отобрать в корзинку картинки с изображением съедобных ягод).
- Игра «Четвертый лишний».

а) подосиновик, подберезовик, мухомор, масленок;
б) ландыш, волчье лыко, брусника, вороний глаз.

На 3 балла:

- Назвать правила поведения в общественном транспорте – в автобусе, троллейбусе, трамвае, метро.
- Как нужно переходить улицу?
- Назвать опасные предметы (иголка, гвоздь, ножницы, молоток, булавки, скрепки, пила).
- Как нужно вести себя за столом?

Вопросы и игровые задания по категории «Математика».

На 1 балл:

- Сколько этажей в пятиэтажном доме?
- Как называется фигура, имеющая три угла и три стороны?
- Назови пропущенное число: 4,…, 6.
Закончи фразу: «Солнышко светит днем, а луна…».

На 2 балла:

- Игра с кубами. Детям предлагается разложить кубы по порядку (в соответствии с цифрами на них).
- Игра « Наоборот»

Дом низкий, а кран… (высокий).
Ветка тонкая, а дерево… (толстое).
Река широкая, а ручей…(узкий).
Гольфы длинные, а носки… (короткие).
Отгадать загадку:
Они давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его?.. (Квадрат)

- Отгадай-ка: У кого больше лап: у собаки или у щенка?

На 3 балла:

- Игра «Какое число я задумала?»
- Я задумала число. Если от него отнять 1, получится 6. какое число я задумала?
- Как построить два квадрата из 7 палочек? (дети строят на столе.)
- Один ослик нес 5 кг соли, а другой 5 кг ваты . У кого груз тяжелее?

Музыкально-дидактические игры для музыкальной паузы: «Будь ловким», «Карусель». Жюри подсчитывает вместе с детьми полученные баллы, объявляет победителей. Команды награждаются призами. Члены команды, занявшей первое место, получают эмблемы с «золотой» буквой У, а дети команды, занявшей второе место- эмблемы с «серебряной» буквой У.