Тема: Сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на сером волке»
Цели:
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использование в речи.
- Формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений.
- Развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи.
- Воспитание любви к искусству.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал (таблицы).
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».
II. Цели урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на сером волке» и подготовимся к написанию сочинения по полученным впечатлениям. (слайд 1. Портрет В.М.Васнецова)
- Виктор Михайлович Васнецов родился 3(15) мая 1848 года. В селе Лопьял в семье православного священника. Учился в духовной училище, духовной семинарии, в Рисовальной школе у художника И.Н.Крамского, академии художеств. По окончании академии ездил за границу. В 1893 году стал действительным членом академии художеств. Рисовал на религиозные темы, изображал исторические и былинно-сказочные сюжеты.
(слайд 2. Репродукции картин художника)
III. Знакомство с картиной.
- Одной из самых красивых картин художника является «Иван-царевич на сером волке» (слайд 3. «Иван-царевич на сером волке»). Эта картина увлекла Васнецова. Она написана в 1889 году быстро, на едином порыве, легко. Эта картина-фантазия, картина-сказка.
- Давайте внимательно посмотрим на картину. Каково ваше первое впечатление от этой картины?
- Что и кто изображен на картине?
- А кто может сказать, почему Иван-царевич и Елена Прекрасная оказались в глухом лесу?
- Ребята, посмотрите на главных героев картины. Скажите, что выражает лицо Ивана-царевича? Чем он встревожен?
(Для того, чтобы более точно описать героев картины, вспоминаем сюжет сказки, вместе заполняем таблицу)
Иван-царевич бережно обнимает свою любимую девушку, тревожно прислушивается к лесным шорохам, всматривается в лес в ожидании возможной погони. Полюбив Королевну, назвав ее своей невестой, он всеми силами старается избежать встречи с врагами. Впереди у него много забот: надо получить коня златогривого, обменять его на Жар-птицу и только тогда, прибыв в отчий дом, можно будет устроить свадьбу.
- Вспомните, что говорится в сказке о характере Ивана-царевича?
- Посмотрите на Елену Прекрасную. Как вы думаете, почему она задумалась и склонила голову?
Елена Прекрасная, сложив руки на коленях, доверчиво и покорно склонила свою светлую голову на плечо Ивану-царевичу. Она очень молода, беспомощна. Вся ее поза выражает покорность и тревогу. Она навсегда рассталась с родным домом, с веселыми подругами, с беспечным девичеством.
- Ребята, а почему Елена названа Прекрасной?
В ней, в ее образе Васнецов показал красоту русской девушки, ее чистоту и невинность.
IV. Работа по сбору материала для написания сочинения.
- Справиться с написанием такой серьезной работы как сочинение нам поможет предложенная таблица. Мы будем работать с нею поэтапно. Первая колонка таблица будет отражать пункты плана.
Кто главные герои картины? |
|
Иван-царевич |
|
Елена Прекрасная |
|
- Что хотел сказать своей картиной художник?
В своем произведении Васнецов показывает, что добро всегда побеждает зло.
- Как художник показал трудности и опасности, которым подвергались Иван-царевич и Елена Прекрасная? (страшный, дремучий лес, темнота, неизвестность)
- Кто помнит, что о лесе сказано в сказке?
Лес, по которому едут Иван-царевич и Елена Прекрасная, очень темный и страшный, густой и дремучий.
- Обратите внимание на деревья. Какими их изобразил художник?
Они стоят, как мрачные сторожа. Солнце не видно за густой кроной деревьев. Лишь маленький солнечный лучик пробивается сквозь густые ветки. В лесу и от этого становится жутко. Высоко над головой гудит ветер, и от этого становится еще более жутко. И птицы, кроме тетеревов, не заглянули в такую глушь, не оживет ее разноголосым пением. И единственное, что хоть немного ободряет человека – это просветы в глубине леса. Там занялась вечерняя заря, тускло освещая дальние деревья.
(Ребята самостоятельно заполняют таблицу)
Где происходит действие? |
|
Лес |
Темный, страшный, густой, дремучий |
Деревья |
Мрачные, густая крона, солнечный лучик пробивается, птицы не заглянули, просветы в глубине, заря освещает |
- Удавалось ли спастись от врагов? Кто помог героям? Как об этом говорится в сказке? А почему лес и волк помогают Ивану-царевичу?
Царевич положительный герой, его девушка является образцом доброты и скромности
- Опишите костюмы главных героев?
Одеты молодые люди в шелк, парчу и бархат. На юноше древнерусский кафтан из узорной ткани с золотыми и серебряными нитями, на руках – узорные перчатки, на голове – шапочка, отделанная соболиным мехом. Обут Иван-царевич в красные сафьяновые сапожки. У Королевны светло-голубой длинный казакин из бархата с золотистыми широкими каймами по рукавам и подолу, накинутый на парчовое платье с узорами. Шапочка украшена драгоценными камнями: голубой бирюзой, красным янтарем. Жемчужные бусы свисают до золоченого пояса: синие сафьяновые сапожки расписаны орнаментом из полевых цветов.
- Внесите данные в таблицу.
Как одеты герои? |
|
Иван-царевич |
|
Елена Прекрасная |
|
- Какое настроение создает у вас эта картина?
Молодой царевич с добрым и отзывчивым сердцем и девушка Елена Прекрасная, полюбившая юношу. Вызывает желание помочь им, защитить их от злых людей.
Васнецов претворяет тему народной сказки в поэтическую картину. Художник сочувствует своим героям и верит, что темные силы будут побеждены, что Иван-царевич с Еленой Прекрасной будут счастливы. Он показывает, что русский человек способен преодолеть все трудности и добиться своего счастья.
Какое настроение создает эта картина |
|
Отношение художника к героям |
|
Мое отношение к героям |
|
V. Итог урока.
- Ребята, картина, с которой сегодня мы с вами познакомились, сказочная. Ее герои – Иван-царевич и Елена Прекрасная – способны на благородные поступки. А в встречаются ли подобные люди в нашей жизни?
- Да, вы правы, таких людей очень много вокруг нас. Тем самым сказка превращается в быль.
VI. Домашнее задание.
- Напишите сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич и серый волк».