Урок развития речи в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Тема: Сочинение по картине В.М.Васнецова  «Иван-царевич на сером волке»

Цели:

  1. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использование в речи.
  2.  Формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений.
  3. Развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи.
  4. Воспитание любви к искусству.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал (таблицы).

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

II. Цели урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на сером волке» и подготовимся к написанию сочинения по полученным впечатлениям. (слайд 1. Портрет В.М.Васнецова)

- Виктор Михайлович Васнецов родился 3(15) мая 1848 года. В селе Лопьял в семье православного священника. Учился в духовной училище, духовной семинарии, в Рисовальной школе у художника И.Н.Крамского, академии художеств. По окончании академии ездил за границу. В 1893 году стал действительным членом академии художеств. Рисовал на религиозные темы, изображал исторические и былинно-сказочные сюжеты.

(слайд 2. Репродукции картин художника)

III. Знакомство с картиной.

- Одной из самых красивых картин художника является «Иван-царевич на сером волке» (слайд 3. «Иван-царевич на сером волке»). Эта картина увлекла Васнецова. Она написана в 1889 году быстро, на едином порыве, легко. Эта картина-фантазия, картина-сказка.
- Давайте внимательно посмотрим  на картину. Каково ваше первое впечатление от этой картины?
- Что и кто изображен на картине?
- А кто может сказать, почему Иван-царевич и Елена Прекрасная оказались в глухом лесу?
- Ребята, посмотрите на главных героев картины. Скажите, что выражает лицо Ивана-царевича? Чем он встревожен?
(Для того, чтобы более точно описать героев картины, вспоминаем сюжет сказки, вместе заполняем таблицу)    

Иван-царевич бережно обнимает свою любимую девушку, тревожно прислушивается к лесным шорохам, всматривается в лес в ожидании возможной погони. Полюбив Королевну, назвав ее своей невестой, он всеми силами старается избежать встречи с врагами. Впереди у него много забот: надо получить коня златогривого, обменять его на Жар-птицу и только тогда, прибыв в отчий дом, можно будет устроить свадьбу.

- Вспомните, что говорится в сказке о характере Ивана-царевича?
- Посмотрите на Елену Прекрасную. Как вы думаете, почему она задумалась и склонила голову?

Елена Прекрасная, сложив руки на коленях, доверчиво и покорно склонила свою светлую голову на плечо Ивану-царевичу. Она очень молода, беспомощна. Вся ее поза выражает покорность и тревогу. Она навсегда рассталась с родным домом, с веселыми подругами, с беспечным девичеством.

- Ребята, а почему Елена названа Прекрасной?

В ней, в ее образе  Васнецов показал красоту русской девушки, ее чистоту и невинность.

IV. Работа по сбору материала для написания сочинения.

- Справиться с написанием такой серьезной работы как сочинение нам поможет предложенная таблица. Мы будем работать с нею поэтапно. Первая колонка таблица будет отражать пункты плана.

Кто главные герои картины?

 

Иван-царевич

 

Елена Прекрасная

 

- Что хотел сказать своей картиной художник?

В своем произведении Васнецов показывает, что добро всегда побеждает зло.

- Как художник показал трудности и опасности, которым подвергались Иван-царевич и Елена Прекрасная? (страшный, дремучий лес, темнота, неизвестность)
- Кто помнит, что о лесе сказано в сказке?

Лес, по которому едут Иван-царевич и Елена Прекрасная, очень темный и страшный, густой и дремучий.

- Обратите внимание на деревья. Какими их изобразил художник?

Они стоят, как мрачные сторожа. Солнце не видно за густой кроной деревьев. Лишь маленький солнечный лучик пробивается сквозь густые ветки. В лесу и от этого становится жутко. Высоко над головой гудит ветер, и от этого становится еще более жутко. И птицы, кроме тетеревов, не заглянули в такую глушь, не оживет ее разноголосым пением. И единственное, что хоть немного ободряет человека – это просветы в глубине леса. Там занялась вечерняя заря, тускло освещая дальние деревья.
(Ребята самостоятельно заполняют таблицу)

 

Где происходит действие?

 

Лес

Темный, страшный, густой, дремучий

Деревья

Мрачные, густая крона, солнечный лучик пробивается, птицы не заглянули, просветы в глубине, заря освещает

- Удавалось ли спастись от врагов? Кто  помог героям? Как об этом говорится в сказке? А почему лес и волк помогают Ивану-царевичу?

Царевич положительный герой, его девушка является образцом доброты и скромности

- Опишите костюмы главных героев?  

Одеты молодые люди в шелк, парчу и бархат. На юноше древнерусский кафтан из узорной ткани с золотыми и серебряными нитями, на руках – узорные перчатки, на голове – шапочка, отделанная соболиным мехом. Обут Иван-царевич в красные сафьяновые сапожки. У Королевны светло-голубой длинный казакин из бархата с золотистыми широкими каймами по рукавам и подолу, накинутый на парчовое платье с узорами. Шапочка украшена драгоценными камнями: голубой бирюзой, красным янтарем. Жемчужные бусы свисают до золоченого пояса: синие сафьяновые сапожки расписаны орнаментом из полевых цветов.

- Внесите данные в таблицу.

Как одеты герои?

 

Иван-царевич

 

Елена Прекрасная

 

                   
- Какое настроение создает у вас эта картина?

Молодой царевич с добрым и отзывчивым сердцем и девушка Елена Прекрасная, полюбившая юношу. Вызывает желание помочь им, защитить их от злых людей.
Васнецов претворяет тему народной сказки в поэтическую картину. Художник сочувствует своим героям и верит, что темные силы будут побеждены, что Иван-царевич с Еленой Прекрасной будут счастливы. Он показывает, что русский человек способен преодолеть все трудности и добиться своего счастья.

Какое настроение создает эта картина

 

Отношение художника к героям

 

Мое отношение к героям

 

V. Итог урока.

- Ребята, картина, с которой сегодня мы с вами познакомились, сказочная. Ее герои  – Иван-царевич и Елена Прекрасная – способны на благородные поступки. А в  встречаются ли подобные люди в нашей жизни?
- Да, вы правы, таких людей очень много вокруг нас. Тем самым сказка превращается в быль.

VI. Домашнее задание.

- Напишите сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич и серый волк».

Приложение 1

Приложение 2