Библиотека коррекционной школы VIII вида ставит перед собой цель воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью средствами библиотечной работы. Данная задача решается путем системы мероприятий, направленных на исправление недостатков развития детей, на формирование личности.
Основным недостатком учащихся является ослабление аналитико – синтетической деятельности, вследствие чего у школьников нарушаются связи между предметно-образным и логическим мышлением, между словом и действием. Неполноценный навык беглого чтения, низкий уровень любознательности, недопонимание смысла прочитанного, неумение правильно выбрать книгу, исходя из своих возможностей, всё это подрывает основу формирования ребенка и как читателя, и как саморазвивающуюся личность.
В свете сказанного, библиотечная работа в нашей школе направлена на развитие у школьников интереса к книге, к самостоятельному чтению, к воспитанию вдумчивого читателя. Формы работы для достижения этих задач разнообразны: проведение занятий внеклассного чтения, тематические выставки книг, различные игры-путешествия (например «Путешествие в страну сказок», «Путешествие в страну русского языка», «Путешествие в космос» и др.), конкурсы на лучшую иллюстрацию к произведению, проведение различного рода викторин и конкурсов, беседы и праздники к юбилеям писателей, инсценировки прочитанных произведений, разнообразная наглядная агитация.
Данная работа в коррекционной школе может дать положительные результаты, если она проводится регулярно.
Одно из методических требований к работе с книгой – постоянный контроль за чтением учащихся, за их умением понимать сюжет произведения, сохранять интерес к нему. По прочитанной книге библиотекарь проводит с учеником небольшую беседу, чтобы оценить степень понимания прочитанного, помочь ему правильно понять описываемые события и поступки героев.
На занятиях по внеклассному чтению мы стараемся так построить работу, чтобы учащиеся смогли увидеть нарисованную картину мира «глазами» автора, согласиться с ним, а может быть и вступить в спор.
Предлагаем вашему вниманию занятие по рассказу К. Паустовского «Резиновая лодка». Хотим отметить, что после его проведения учащихся заинтересовало творчество писателя, и они стали брать в библиотеке произведения Константина Паустовского.
Цели:
- Обобщить знания учащихся о творчестве К.Г. Паустовского.
- Развивать связную речь учащихся.
- Способствовать развитию воображения.
- Совершенствовать технику чтения.
- Воспитывать вдумчивого читателя.
- Способствовать развитию чуткого отношения ко всему живому.
В скобках приводятся ответы учащихся, обобщенных библиотекарем.
Ход занятия
Организационный момент.
Вступительная беседа библиотекаря.
Мы с вами познакомились с произведениями одного автора: «Воробушек», «Кот-ворюга», «Заботливый цветок», «Заячьи лапы». Помните, кто автор этих рассказов?
Что объединяет эти рассказы, о чём они? Паустовский удивительный писатель, он помогает нам лучше видеть, глубже понять, что происходит в душе другого. А этим «другим» может быть и человек, и птица, и зверь, и даже растение. Сегодня мы познакомимся с рассказом К. Паустовского «Резиновая лодка». (О природе: о птице, растениях, коте, зайце).
Какие задачи стоят перед нами, когда мы приступаем к чтению любого произведения?
(Понять героев: их характеры, настроение, взаимоотношения и понять отношение автора к своим героям).
Наш рассказ называется «Резиновая лодка». Можете догадаться по названию рассказа, о ком он и о чём он будет? (Действие будет разворачиваться вокруг резиновой лодки).
Чем резиновая лодка отличается от обычной? (Резиновую лодку можно надуть и закрыть отверстие пробкой).
Библиотекарь читает первую часть рассказа.
Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.
Купили мы ее еще зимой в Москве, но с тех пор не знали покоя. Больше всех волновался Рувим. Ему казалось, что за всю его жизнь не было такой затяжной и скучной весны, что снег нарочно тает очень медленно и что лето будет холодным и ненастным.
Рувим хватался за голову и жаловался на дурные сны. То ему снилось, что большая щука таскает его вместе с резиновой лодкой по озеру и лодка ныряет в воду и вылетает обратно с оглушительным бульканьем; то снился пронзительный разбойничий свист – это из лодки, распоротой корягой, стремительно выходил воздух, и Рувим, спасаясь, суетливо плыл к берегу и держал в зубах коробку с папиросами.
Страхи прошли только летом, когда мы привезли лодку в деревню и испытали ее на мелком месте, около Чертова моста.
Десятки мальчишек плавали около лодки, свистели, хохотали и ныряли, чтобы увидеть лодку снизу.
Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху.
Белый мохнатый щенок с черными ушами – Мурзик – лаял на нее с берега и рыл задними лапами песок.
– С какими героями знакомит нас автор?
– Каким вы представляете себе друга автора Рувима, где он живёт? Что любит?( Он живет в деревне, любит природу, добродушным, ворчливым, мечтательным).
– Прочитайте его страхи и опасения.
– Как реагировали на появление лодки деревенские мальчишки? Прочитайте об этом.
– Чем могла испугать резиновая лодка Мурзика? (Незнакомая вещь, «серая и толстая, похожая на черепаху»).
– Как вы думаете, что будет дальше?
Чтение 2 части рассказа библиотекарем.
Это значило, что Мурзик разлаялся не меньше, чем на час. Коровы на лугу подняли головы и все, как по команде, перестали жевать.
Бабы шли через Чертов мост с кошелками. Они увидели резиновую лодку, завизжали и заругались на нас.
– Ишь, шалые, что придумали! Народ зря мутится!
После испытания дед, по прозвищу “Десять процентов”, щупал лодку корявыми пальцами, нюхал ее, ковырял, хлопал по надутым бортам и сказал с уважением:
– Воздуходувная вещь!
После этих слов лодка была признана всем населением деревни, а рыбаки нам даже завидовали.
Но страхи не прошли. У лодки появился новый враг – Мурзик.
– Почему бабы завизжали и заругались, увидев лодку? (Всё новое пугает)
– Как назвал лодку Дед? Прочитайте.
– Назовите правильно.
– Какие ещё выражения вызвали у вас улыбку?
– Прочитайте предложение которое указывает на дальнейшее развитие событий. («У лодки появился новый враг Мурзик»).
Чтение 3 части.
Мурзик был недогадлив, и потому с ним всегда случались несчастья: то его жалила оса, и он валялся с визгом по земле и мял траву, то ему отдавливали лапу, то он, воруя мед, измазывал им мохнатую морду до самых ушей, к морде прилипали листья и куриный пух, – и нашему мальчику приходилось отмывать Мурзика теплой водой.
Но больше всего Мурзик изводил нас лаем и попытками сгрызть все, что ему попадалось под руку.
Лаял он преимущественно на непонятные вещи: на черного кота Степана, на самовар, на часы-ходики.
Кот сидел на окне, тщательно мылся и делал вид, что не слышит назойливого лая. Только одно ухо у него странно дрожало от ненависти к Мурзику. Иногда кот взглядывал на щенка скучающими наглыми глазами, как будто говорил Мурзику:
– Отвяжись, а то так тебя двину!..
Тогда Мурзик отскакивал и уже не лаял, а визжал, закрыв глаза. Кот поворачивался к Мурзику спиной и громко зевал. Мурзик не унимался.
Грыз Мурзик молча и долго. Изгрызенные и замусоленные вещи он всегда сносил в чулан, где мы их и находили.
– Какую характеристику даёт автор Мурзику? (Недогадливый)
– Как вы думаете, почему Мурзик был недогадлив?(Он маленький, неопытный)
– Прочитайте, к чему приводила его неопытность.
– В чём проявляется любопытство щенка? (Попытка сгрызть, попробовать «на зуб» всё, что ему попадалось)
– Какие отношения были у Мурзика с котом Степаном?
– Сравните характеры кота и щенка. (Щенок – любопытный, озорной, всё время лающий. Кот степенный, спокойный, только дрожащим ухом выражающий свою ненависть к Мурзику.)
Чтение 4 части.
Наконец Мурзик добрался и до резиновой лодки. Он долго пытался ухватить ее за борт, но лодка была очень туго надута, и зубы скользили. Ухватить было не за что. Тогда Мурзик полез в лодку и нашел там единственную вещь, которую можно было сжевать, – резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух.
Мы в это время пили в саду чай и не подозревали ничего плохого. Мурзик лег, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться.
Он грыз ее долго. Резина не поддавалась. Только через час он ее разгрыз, и тогда случилась совершенно страшная и невероятная вещь. Густая струя воздуха с ревом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух.
Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы, а лодка еще долго свистела, рычала, и бока ее тряслись и худели на глазах. Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался тяжелым галопом через сад и прыгнул на березу. Оттуда он долго смотрел, как булькала странная лодка, выплевывая толчками последний воздух.
– Расскажите, как Мурзик расправился с резиновой лодкой и что из этого вышло?
– Прочитайте описание этой «страшной и невероятной вещи», которая произошла с лодкой и Мурзиком?
– Как по вашему поступят с Мурзиком хозяева лодки? (Накажут)
Чтение 5 части.
После этого случая Мурзика наказали. Рувим нашлепал его и привязал к забору.
Мурзик извинялся. Завидев кого-нибудь из нас, он начинал подметать хвостом пыль около забора и виновато поглядывать в глаза. Но мы были непреклонны – хулиганская выходка требовала наказания.
Мы скоро ушли за двадцать километров, на Глухое озеро, но Мурзика не взяли. Когда мы уходили, он долго визжал и плакал на своей веревке около забора. Нашему мальчику было жаль Мурзика, но он крепился.
На Глухом озере мы пробыли четыре дня.
На третий день ночью я проснулся оттого, что кто-то горячим и шершавым языком вылизывал мои щеки.
Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слез Мурзикину морду.
– Как наказали Мурзика? (Привязали к забору)
– Что чувствовал щенок? (Свою вину)
– В чём это выражалось? Прочитайте.
– Докажите, что Мурзик не только недогадливый, любопытный, умный, но и преданный пёсик?
– Прочитайте, что чувствовал он, добежав до рыбаков. (Усталость и потрясение)
Чтение 6 части.
Я разбудил всех. Мальчик засмеялся, потом заплакал и опять засмеялся. Мурзик подполз к Рувиму и лизнул его в пятку – в последний раз попросил прощения. Тогда Рувим раскупорил банку тушеной говядины и накормил Мурзика. Мурзик сглотал мясо в несколько секунд. Потом он лег рядом с мальчиком, засунул морду к нему под мышку, вздохнул и засвистел носом. Мальчик укрыл Мурзика своим пальто. Во сне Мурзик тяжело вздыхал от усталости и потрясения.
Я думал о том, как, должно быть, страшно было, такому маленькому щенку бежать через ночные леса, вынюхивая наши следы, сбиваться с пути, скулить, поджав лапу.
Когда мы возвращались с Глухого озера, мы посадили Мурзика в резиновую лодку. Он сидел тихо, расставив лапы, искоса посматривал на клапан, вилял самым кончиком хвоста, но на всякий случай тихо ворчал. Он боялся, что клапан опять выкинет с ним какую-нибудь зверскую штуку.
После этого случая Мурзик быстро привык к лодке и всегда спал в ней.
Однажды кот Степан залез в лодку и тоже решил там поспать. Мурзик храбро бросился на кота. Кот со страшным шипом, вылетел из лодки, больше к ней не подходил, хотя ему иногда и очень хотелось поспать в ней. Кот только смотрел на лодку и Мурзика из зарослей лопухов завистливыми глазами.
Лодка дожила до конца лета. Она не лопнула и ни разу не напоролась на корягу.
– Что ещё вы узнали о Мурзике из этой части? (О храбрости щенка)
– О каких чувствах пишет автор? (Радость, нежность, любовь к маленькому живому существу)
– Какие чувства испытал мальчик, если он «засмеялся, потом заплакал и опять засмеялся»?
– Чем закончилась история Мурзика и резиновой лодки?
– Прочитайте, как Мурзик привыкал к лодке.
– Как он защищал своё право на лодку?
Рассказы учащихся с опорой на иллюстрации Приложение.
– Какой эпизод вам больше всего понравился?
– А что показалась смешным?
– Мы прочитали рассказ Паустовского, в котором действие разворачивалось вокруг резиновой лодки. Как вы думаете, только ли позабавить нас хотел автор этой историей? (Автор хотел нам помочь заглянуть в души людей и «братьев наших меньших» - животных, увидеть, какие разные чувства живут в сердцах).
– Давайте ещё раз прочитаем слова, характеризующие героев.
(Данный словарь вывешивался в течение занятия по мере выявления черт характера героя).
Рувим: добродушный, ворчливый, боязливый.
Мальчишки: весёлые, любопытные, смелые.
Мурзик: недогадливый, любопытный. Умный, храбрый, смелый, преданный.
Степан: степенный, спокойный.
– А кто увидел все эти душевные качества героев? (Автор)
– С каким чувством относится Паустовский к своим героям? (С чувством доброты, юмора и любви)
– Давайте прочитаем, что советует нам автор, чтобы мы с добротой относились ко всему живому.
(Чтение учащимися высказывания Паустовского).
«В каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее. А подчас и поэтическое. Всё вокруг нас полно поэзии. Ищите её». К. Паустовский.
И своим произведением Паустовский помогает нам, читателям, понять и полюбить всё живое и вырастить в своём сердце доброту, видеть поэзию жизни.
Библиография
- Паустовский К.Г. Резиновая лодка : [рассказ] / К. Паустовский // Внеклассное чтение: для 5 класса ; сост. М. В. Юдаева, худож. Г. В. Соколов. – М., 2006.- С.: 60-65.
- Паустовский К.Г. Шиповник [страницы прозы] // Паустовский К.Г. Рождение рассказа.- М., 1979. – С.: 21-40.