Урок русского языка в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Тема: Соблюдение норм современного русского литературного языка

Цели:

  • продолжить знакомство с видами норм современного русского литературного языка: орфоэпическими, лексическими и грамматическими;
  • выработать навык определения слов с орфоэпическими, грамматическими, лексическими трудностями, познакомить с орфоэпическим анализом таких слов с помощью орфографического словаря;
  • совершенствовать навык языкового анализа;
  • учить работать с разными лингвистическими словарями, текстами;
  • развивать речевые навыки учащихся;
  • воспитывать внимание к слову.

Оборудование урока: проектор, карточки, план орфоэпического разбора, словари, учебник, практикум по русскому языку.

Ход урока

І. Повторение

- Давайте вспомним, с какими нормами русского литературного языка мы познакомились вчера на уроке? (орфоэпическими, грамматическими и лексическими, орфографическими, пунктуационными) – на экране высвечивается. Зачем нам нужно соблюдать нормы современного русского литературного языка? (чтобы речь была правильной, содержательной и культурной, чтобы уметь правильно и красиво выражать свои мысли)

- Сегодня мы остановимся на ряде норм: орфоэпическими, грамматическими и лексическими.

А об остальных нормах будем говорить на следующих уроках.

Давайте обратимся к тексту и вспомним: какие нормы орфоэпические ?

Грамматические? А какие лексические? (учебник С.И. Львовой и В.В.Львова стр.113)

Кто сможет рассказать?

Вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке.

(О соблюдении норм современного русского литературного языка, продолжим работу со словарями, познакомимся с орфоэпическим разбором, попытаемся исправить в текстах допущенные ошибки)

ІІ. Отработка навыка по орфоэпическим нормам

На экране задание.

Спишите слова правильно и правильно расставьте ударение

Каталог,добыча,центнер,договор,досуг,квартал,дремота,средства,цыган,статуя,диспанс[э]р, свёкла, звонит, торты.

Взаимопроверка

-Запомните правильное произношение и написание этих существительных, так как они очень часто встречаются в речи.

Над какими нормами вы работали? (орфоэпическими) Так какие же нормы называются орфоэпическими? Давайте еще раз прочитаем.

ІІІ. Знакомство с планом орфоэпического разбора слов

  1. Определите, может ли слово звучать по-иному.
  2. Посмотрите в орфоэпическом словаре, как правильно произносить слово.
  3. Произнесите правильно, а в тетради запишите слово с пояснениями произношения и ударения.

Образец рассуждения: Скучно (приложение)- у каждого ребенка

Сделать орфоэпический анализ слова « булочная» К какому словарю мы должны обратиться? (« Говори правильно»)

  1. Буквенное сочетание чн может произноситься [ч’н] или [шн]
  2. В этом слове можно и [ч’н] [шн]
  3. Следовательно, можно говорить: було[ч’н] ая и допускается було[шн]ая

Теперь я думаю мы правильно будем делать выбор, если слово вызовет затруднения. А нашим помощником является словарик « Говори правильно»

ІV. Работа над грамматическими нормами

- Найдите упр.301. Прочитайте задание. (Работа в парах)

Что это за текст ? (диалог) Как вы догадались? (Разговор двух друзей)

- Запишите исправленный текст.

V. Проверка упражнения 301.

Докажите, какие ошибки допущены. Давайте еще раз посмотрим, какие нормы относятся к грамматическим.

VІ. Работа над упр. 302

(работа у доски цепочкой и в тетради)

VІІ. Самостоятельная работа

Упр.303.

VІІІ. Работа над лексическими нормами - фронтальная работа

Упр.304, упр.305-комментированное письмо.

Итак, какие нормы называются лексическими?

ІX. Тест по культуре речи

X. Итог урока

Что вы усвоили сегодня на уроке? Зачем надо соблюдать нормы современного русского литературного языка? Кто еще не усвоил нормы русского языка?

XІ. Домашнее задание

Текст стр. 113-114, упр.306, 307.

(Приложение)