Формирование ключевых компетенций в курсе мировой художественной культуры средствами исследовательского обучения

Разделы: МХК и ИЗО


Введение

“Самое главное в жизни – это собственный опыт”.
В. Скотт

Гуманизация образования предполагает максимальную персонификацию обучения и воспитания детей. Сегодня будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий. В связи с этим создание условий для подготовки личности творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.

Мировая художественная культура как учебный предмет включает в свое содержание объекты многих гуманитарных дисциплин. Все традиционные учебные дисциплины художественного цикла можно изучать по отдельности, их содержание формируется на основе обращения к какой-то одной области гуманитарного знания. В то время как изучение мировой художественной культуры способствует формированию целостной системы в восприятии искусства и художественной картины мира, позволяет ввести личность обучаемого в пространство художественной культуры, сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных, художественных ценностей.

При большом объёме информации учебного курса «Мировая художественная культура», осуществляемой в условиях минимума времени, организация исследовательской деятельности учащихся становится весьма актуальной. В современных условиях самообразование учащихся является ведущим принципом, согласно которому основой учебного процесса становится работа учащихся по расширению своего кругозора, развитию навыков исследовательской деятельности.

Существующие сегодня учебники по мировой художественной культуре не способны в полном объёме решить проблему информированности учащихся в области искусства. На уровне старшей школы подростки в результате социализации и взаимодействия с массовой культурой и СМИ приобретают собственный культурный опыт и становятся субъектами и объектами активной познавательной деятельности. Содержание предмета МХК представляет школьнику «строительный материал» для осмысления и выстраивания собственного пути развития в жизни. В связи с этим, возрастает роль учителя, правильно организующего мыслительную деятельность учащегося.

Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения. В фундаменте исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения. Л.С. Выготский писал об учебной мотивации. "... Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность"[1].
Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — “исследовательское обучение”. Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Таким образом, исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и создавать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры [3].

Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки. Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Перечислим их:

  • постановка проблемы;
  • изучение теории, посвященной данной проблематике;
  • овладение методикой исследования;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  • собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
  • создание конечного продукта исследования [2].

Исследовательская деятельность учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, описание, объяснение, проектирование. Таким образом, понимание учебного исследования как образовательной технологии общего образования, способствующего развитию личности, повышению ее творческого потенциала, самоидентификации и самоопределения, задает современный контекст ее рассмотрения как эффективного способа общего образования. Понятно, что правильно структурировать исследовательскую деятельность учащегося может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель.
Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.

Основная часть

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  • формирование интереса и склонности учащихся к исследовательской деятельности, умений и навыков проведения исследований;
  • развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений;
  • развитие умений самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
  • формирование у учащихся потребности к самопознанию, саморазвитию, самореализации;
  • способствовать мотивационному выбору профессии.

Пути достижения целей:

  • знакомство учащихся с методами научного познания;
  • реализация принципов педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения при организации учебно-воспитательного процесса;
  • организация коллективных и индивидуально-групповых исследований на уроке;
  • разработка системы домашних заданий исследовательского и творческого характера;
  • развитие научного сотрудничества со специалистами, учеными.

Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:

  • проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
  • аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
  • диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
  • изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
  • экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы;
  • проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний [4].

Исследовательское обучение направлено на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Первой стадией исследовательской деятельности является формирование исследовательских умений. Для развития исследовательских умений необходима такая организация учебного процесса, при которой учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний. Такое обучение способствует созданию внутренних условий для продуктивного использования стратегий поиска, понимания, восприятия, запоминания нового. Учитель должен лишь задавать направление исследования, а его осуществление должно предоставляться самому ученику.
Существуют различные толкования термина “исследовательские умения”. Вот некоторые из них:

  • способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач;
  • исследовательские умения представляют собой умения применять тот или иной метод исследования при решении данной проблемы или исследовательского задания.
  • владение сложной системой психологических и практических действий, необходимых для познавательной деятельности во всех видах учебного труда;
  • базовые компоненты личности, выражающие ведущие характеристики процесса профессионального её становления, отражающие универсальность её связей с окружающим миром, инициирующие способность к творческой самореализации, определяющие эффективность познавательной деятельности в любую область познавательной и практической деятельности. [6]

Таким образом, под исследовательскими умениями мы понимаем системное образование личности учащихся, включающее в себя готовность к мотивированной, осознанной, интегрированной исследовательской деятельности в соответствии с поставленной целью. Исследовательские умения включают два основных компонента:

  • мотивационный, который формируется под воздействием целей новой деятельности;
  • содержательный, включающий уже имеющуюся у человека систему умений и навыков.

К исследовательским обычно относят умения:

  • видеть противоречия;
  • устанавливать предмет и объект исследования;
  • формулировать проблему, цель и задачи исследования;
  • самостоятельно планировать деятельность по этапам;
  • оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия;
  • собирать и анализировать информацию;
  • использовать общенаучные и частнонаучные методы;
  • оформить результаты творческих достижений;
  • обосновывать собственную точку зрения;
  • оценивать свою деятельность, рефлексировать.

Исследовательские умения служат основой включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность, в результате которой осуществляется процесс познания мира, своего “я” и себя в этом меняющемся мире. Рассмотрим формирование умений и навыков исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения исследовательской работы (Приложение № 1).
Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, знакомится с литературой по данной проблеме, анализирует собранный материал, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения [7].

С самого начала преподавания курса МХК учащиеся МОУ СОШ № 58 с углублённым изучением отдельных предметов включаются в исследовательскую деятельность. На уроках искусства художественно-творческая исследовательская деятельность строится на принципах интеграции и активном использовании информационных технологий. Исследования в области искусства обязательно имеют этап практической работы в музее, библиотеке, архиве, на местности.
Возрастная логика обучения предполагает следующие формы исследовательской работы учащихся: сообщение, доклад, реферат, исследование, проект. В 5-7 классах учащиеся приобретают первый опыт исследовательской деятельности и публичных выступлений. Они готовят сообщения, доклады и выступают с ними перед одноклассниками. Творческие задания и нестандартные формы уроков (уроки-симпозиумы, конференции, форумы, интеллектуальные игры) способствуют развитию их интереса к исследованию. Начиная с 8 класса, учащиеся знакомятся с правилами работы над рефератом, исследованием, проектом.
Для повышения качества исследовательской работы автором составлена программа для работы кружка «Юный искусствовед» для учащихся 8-11 классов. Курс включает занятия, направленные на формирование у учащихся теоретических и практических навыков для написания исследовательской работы. Разработаны материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике (Приложение № 2).

Работа над исследованиями по мировой художественной культуре носит, в основном, самостоятельный исследовательский характер и свидетельствует об уровне знаний по предмету, подразумевает свободное владение материалом по учебной программе и способности выйти за ее рамки или сделать более подробный анализ по одной из ранее представленных учащемуся тем. Все темы носят искусствоведческий характер. Они затрагивают разные сферы искусствознания: музыковедение, искусствоведение, киноведение, театроведение. Данная работа позволяет продемонстрировать знание искусствоведческой терминологии, умение пользоваться искусствоведческой литературой по выбранной теме, определить проблему, цели и задачи исследования, подчеркнуть актуальность и выделить новизну. Все темы выбираются учащимся совместно с преподавателем. Очень важным моментом является вопрос оценивания проекта. Наряду с традиционной пятибалльной системой важно использовать и другие способы оценивания результатов, мы предлагаем следующий комплект контрольно-измерительных материалов (Приложение № 3).

Для организации исследования важно правильно научить учащихся выбрать методы исследования (способы достижения цели). Для исследования в области художественной культуры необходимы аналитические и социологические методы. Аналитические методы (анализ произведения или специальной литературы по искусству, классификация явлений в мире художественных явлений; иконологический метод; структурный метод) позволяют сделать определённые выводы, используя лишь само произведение искусства. Социологические методы (наблюдение над восприятием или созданием явления культуры; анкетирование; интервьюирование; метод экспертной оценки; социологический эксперимент) исследуют воздействие искусства на аудиторию, механизмы и средства их распространения. Таким образом, учащийся демонстрирует владение поисковыми, аналитическими методами, умение пользоваться искусствоведческой методологией, используя сравнительно-исторический, иконографический, формальный, иконологический и типологический анализ. Результатом исследования должно стать новое знание в виде подтверждённой или опровергнутой гипотезы [5].

Следует отметить, что важно формировать интерес у учащихся к исследовательской работе. Обычную тему необходимо превратить в проблему, для того, чтобы ученику интересно было ею заниматься. Часто можно получить интересную тему, сопоставив различные произведения искусства. (Например, «Троица» А. Рублёва и «Чёрный квадрат» К.Малевича). С большим интересом учащиеся физико-математического профиля работают над темами, интегрирующими несколько предметных областей. (Например, «Пропорции в архитектуре Древнего Египта», «Конструктивизм в архитектуре XX века). Проблема должна быть личностно значимой для школьника. Результаты её исследования могут выходить за рамки школьного образования. Приведём темы искусствоведческих исследований представленных к защите учащимися выпускных классов на различных конкурсах («Портфолио», заседания ШНОУ, ГНОУ, «Малые демидовские чтения»), а так же в ходе итоговой аттестации (Приложение № 4).
Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность, формирует творческую активность, систематизирует имеющиеся знания в области искусства, помогает проследить эволюцию развития русской и западно-европейской художественной культуры и сориентироваться не только в изобразительном искусстве, театре, музыке, экранных видах искусства, но и в литературе, философии, психологии, культурологии, эстетике.

Заключение

Китайская пословица гласит: “Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда.” Обдумывая вопрос о развитии исследования в сфере образования, необходимо отметить, что его применение в качестве основы при построении образовательных технологий дает толчок к развитию у обучающихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности – возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества. Так же актуальной необходимостью для каждого человека зрелого возраста должно оставаться умение осваивать принципиально новые специальности, инструменты деятельности и т.д. Это позволяет говорить о том, что исследование в ближайшее время способно занять в образовании центральную роль, оно может и уже начинает переходить в сферу образования, главную сферу своего воплощения и культурного существования.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996
  1. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. – М: «Мысль», 1985.
  1. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. – Журнал “Завуч”, №1, 2001г.
  1. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательских работ. – Журнал “Завуч”, №1, 2001г.
  1. Медкова Е.С. Искусствоведческие методики в преподавании МХК. Лекции 1-4.:учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”,2006.
  1. Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. – М. , Генезис, 2005, с. 94
  1. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. С-П.: Каро, 2005.

Приложение