Открытый урок по математике на тему "Прибавление 5, 6, 7, 8, 9" в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока: закрепить знание таблицы сложения в пределах 10 и состава чисел из двух слагаемых; продолжить работу по обучению детей решению текстовых задач, учить читать задачи; закреплять умение решать простые примеры на сложение и вычитание; развивать познавательную активность, вычислительные навыки; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему.

Тип: закрепление знаний.

Метод: частично-поисковый, экологизированная, проблемная беседа.

Оборудование: плакаты, линейка, счетный материал.

I. Актуализация знаний

На поляне на лесной,
Под высокой сосной
Колокольчик-звонок
Всех зовет на урок.
Учитель Совушка-Сова,
Умнейшая голова.
Всем дала заранее
Трудное знание.

Устный счет: 1 ученик - у доски. Запись ответов.

1. Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели.
И на белкины качели
Собрались лесные звери:
Заяц, куница,
Рыжая лисица,
Еж и шестеро зайчат -
На качели все спешат.
Вы, ребята, не зевайте,
Всех зверей пересчитайте. (10)

2. Я нашел в дупле у белки
Пять лесных орешков мелких.
Вот еще один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка! (6)

3. Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели,
Пять румяных наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их? (8)

4. Дружно муравьи живут
И без дела не снуют,
Три несут травинку,
Три несут былинку,
Три несут иголки,
Сколько их под елкой? (9)

5. Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, косой.
Волк с плутовкою лисой,
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел,
Он считать ведь не умел.
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей. (7)

Беседа

- О каких животных я прочитала задачи? (Ответы детей.) (О зверях.)

- А муравьи - кто? (Насекомые.)

- Муравьи - большие трудяги. Они единственные насекомые, которые опыляют какао. Благодаря муравьям мы едим шоколад. Поэтому мы должны беречь муравейники. Сегодня на уроке мы будем трудиться также как и они.

Тема и цели урока:

- Закрепить знания таблицы + в пределах 10 и состав чисел 6, 7, 8, 9, 10.

- Решить задачи на увеличение, на уменьшение.

- Закрепить умение решать задачи.

- Развивать вычислительные навыки, логику, внимание.

На доске запись ученика: 1 0 6 8 9 7

Игра "Исключи лишнее".

10, 6, 8, 9, 7 Почему это число "лишнее"? (Двузначное.)

Запись числа 10. 3 ученика у доски - состав чисел 6, 8, 9. Состав числа 10 - коллективная работа.

Проверка:

- Вспомните, как легче прибавлять? (К большему числу прибавить меньшее.)

Плакат:

1 + 9

9 + 1

- Какой прием применяем? (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)

- А какой сказочный герой живет в этом доме?

- Давайте, ребята, вместе вспомним эту сказку.

- Жили-были дед и баба. Испекла однажды бабушка Колобок. Положила она его на лавку остужаться, а он прыг на окно, с кона на завалинку, с завалинки - на травку, да и покатился. А навстречу ему Заяц:

- Колобок, Колобок, я тебя съем.

- Не ешь меня, я тебе помогу.

- Тогда реши задачу.

Задача:

В огороде 8 грядок с луком, а с морковью на 4 грядки меньше. Сколько в огороде грядок с морковью?

А Колобок в школе не учился и считать не умеет. Ребята, давайте поможем ему решить задачу.

- Что известно? (Условие задачи.)

- Что нужно узнать? (Вопрос задачи.)

- Какая задача? (На уменьшение на несколько единиц.)

- Как решаем? (Решение задачи.)

1 ученик - у доски. Запись решения и ответ.

Покатился Колобок дальше. Тут его чуть с ног не сбили. Отгадайте кто?

- Реши задачу или я тебя съем.

Задача:

Чтобы поужинать волку достаточно 2 кг мяса, но если он голоден, то может съесть на 8 кг больше. Сколько кг мяса может съесть голодный волк?

- Определите тип задачи. Как решим? Решение, ответ. (Условие, вопрос, решение задачи.)

- Побегу искать пищу.

Дополнительный материал: Волки - санитары леса. Они съедают обычно слабых, больных животных.

Катится Колобок дальше, песни поет, цветами любуется. Выкатился Колобок на поляну, а там медведь сидит и что-то считает.

- Что ты считаешь, медведь?

- Хочу узнать, сколько лет дереву? А для этого нужно посчитать, сколько грибов и ягод. Помогите, ребята.

Беседа

- Как нужно собирать ягоды и грибы? (Плакат о грибах.) (Рассказы детей.)

Игра "Кто быстрее?"

2 ученика - у доски. Остальные работают по учебнику.

Работа по учебнику (с. 49, № 5).

1-й вариант - верхняя строка.

2-й вариант - нижняя строка. Взаимопроверка.

Проверка ответов учеников, работавших у доски.

- Кому легче было считать? Почему?

- Какой прием мог использовать 2-й ученик?

- Сколько лет дереву? (7)

- Как еще можно было узнать возраст дерева? (По кольцам - сколько колец, столько и лет.)

Богат наш Югорский край лесами, больше всего хвойных. Но деревья растут очень долго, поэтому мы должны беречь их. Вместо одного срубленного дерева посадить 2 молодых.

Физминутка

У медведя дом большой,
А у зайки маленький.
Вот идет медведь домой,
А за ним и заинька.
- Тук, тук! Дверь открой!
- Там в лесу охотник злой!
- Зайка, зайка, забегай!
- Лапу мне подай!

Пока мы играли, Колобок соскучился и решил вернуться к бабушке и дедушке. Катится по тропинке, вдруг из-за ели - лиса. В руках держит книжку по математике.

- Слушай, Колобок, если ты мне не решишь задачу на смекалку, я тебя съем. А задача такая.

Задача на смекалку

Стоит дуб в поле. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?

- Ух, еле убежал, - вздохнул Колобок. Прикатился Колобок домой, а войти не может.

Перед нами дом большой
И красивый-то какой.
Кто же в доме там живет?
Кто нам двери отопрет?

Логическая разминка

Переложите 2 палочки так, чтобы избушка повернулась к нам передом. А к лесу задом.

Зашел Колобок домой, а бабушка хоть и обрадовалась, но спросила:

- Где ты был, Колобок? Что делал?

- Я был в лесу и узнал, что:

  • нельзя разрушать муравейники,

  • нельзя сбивать грибы, ягоды,

  • нужно охранять лес.

Итог урока

А ребята помогали мне... Ну, ребята, расскажите, что мы делали? (Ответы детей.)

- Решали задачи - на уменьшение, на увеличение, на смекалку.

- Повторяли состав чисел 6, 7, 8, 9, 10.

- Закрепили умение решать простые примеры на +, -. Спасибо вам, ребята! Поднимите руки, кто помогал мне. (У кого жетоны.)

Домашнее задание. Но все же бабушка решила немного проучить Колобка и дала ему задание для самостоятельной работы: с. 49, № 4.

Ребята, давайте поможем Колобку и решим эти выражения дома.