1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль) и составлена на основе следующих документов:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень) (утвержден Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.
- Примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
- Учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения Верейской средней общеобразовательной школы №1
- Рабочей программы по географии для 10-11 классов (профильный уровень) (Рабочие программы по географии. 10-11 классы (линии учебников издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост.Н.В.Болотникова.- 2-е изд., испр., доп. –М.: Издательтво «Глобус». 2009. – 110 с.- (Образовательный стандарт).
Специфика географии – ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство – окружающая среда».
Школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.
Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.
Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:
- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;
- умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;
- умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.
Изучение географии на профильном уровне (социально-экономический профиль) направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем;
- овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
- развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
- приобретение компетентности в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Учебное содержание разделов рабочей программы соответствует Примерной программе по географии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Но в виду того, что Примерная программа составлена без учета направления профиля, в рабочей программе было перераспределено время на изучение разделов. Для класса социально-экономического профиля целесообразно увеличено время на изучение Раздела 3. Введение в социальную экономическую географию 68 часов до 93 часов. Это позволяет расширить и углубить знания по одному из ключевых понятий экономической географии – мировое хозяйство – изучить его отраслевую и территориальную структуру, а также географию таких важных основ мирового хозяйства, как природные и трудовые ресурсы. В рамках данного раздела старшеклассники изучают основы геополитики и политической географии, страноведения и регионалистики.
2. Содержание
Раздел 1. География как наука (2 часа)
История формирования географических идей.География в системе наук о Земле. Объект, предмет и методы общей географии. Естественно-общественная сущность географии. Потенциал отечественной географии. Ключевые вопросы географии.
Структура географической науки. Природный блок географии. Физическая география. Отраслевые физико-географические науки. Общественный блок географии. Социально-экономическая география. Отраслевые социально-экономические географические науки. Пути к интеграции географии.
Традиционные и новые методы географической науки – картографический, статистический, описательный, полевой, сравнительно-географический, математический, моделирования, аэрокосмический, геоинформационный. Географические прогнозы.
Практические работы.
Составление простейших географических прогнозов.
Раздел 2. Введение в физическую географию (7 часов).
Важнейшие географические особенности Земли как планеты.
Географическая оболочка. Этапы развития географической оболочки, ее составляющих и представлений о ней. Закономерности эволюции географической оболочки, ее вертикальная и горизонтальная дифференциация. Цикличность и ритмичность процессов в географической оболочке.
Рельеф земной поверхности как результат действия эндогенных и экзогенных процессов, современное рельефообразование.
Учение о геосистемах. Природные комплексы как геосистемы, их компоненты, свойства и типы связей: вещественные, энергетические, информационные. Иерархия природных геосистем. Биосфера – планетарный природный комплекс.
Ландшафтная сфера Земли. Учения о ландшафтной оболочке, территориальном комплексе, ландшафте. Природный ландшафт. Ландшафтный синтез зональных геосистем. Планетарные, региональные, локальные геосистемы. Ландшафты, их классификация. Культурный ландшафт, его характерные черты и свойства.
Практические работы.
Решение ландшафтно-экологических задач. Изучение изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятельности человека. Составление географических характеристик природных и природно-антропогенных комплексов разного ранга.
Раздел 3. Введение в экономическую и социальную географию (93 часа).
Экономическая и социальная география как наука: ее сущность, структура, методы, источники информации. Система социально-экономико-географических научных дисциплин. Экономико-географическое положение, его виды, основные компоненты, методы оценки.
Экономико-географическое изучение природных ресурсов, их классификация, обеспеченность ими различных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономической оценке. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Комплексное освоение ресурсов.
География населения. Географические аспекты происхождения и расселения современного человека. Динамика численности населения Земли, концепция демографического перехода. Демографическая политика. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы. Половозрастной состав населения, его занятость, уровень и качество жизни. Миграция. Геоурбанистика. Этногеография и география религий.
Оценка трудовых ресурсов и уровня обеспеченности ими населения. баланс трудовых ресурсов. Влияние этнических, исторических, географических особенностей на формирование трудовых навыков населения и развитие производства. Проблемы занятости и безработицы в странах мира. Управление процессом формирования и использования трудовых ресурсов.
География хозяйства. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их изменения под воздействием научно-технической революции. Факторы размещения производства. географическое разделение труда, факторы его развития. Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Специальные экономические зоны как элементы глобальной территориальной структуры хозяйства. Транснациональные корпорации и их роль в глобализации мировой экономики.
Политическая география и геополитика. Основные идеи и концепции формирования мирового геополитического пространства; территориально-политическая организация общества.
Страноведение и регионалистика. Функции, методы и тенденции развития. Цивилизационные регионы мира. География объектов природного и культурного наследия.
Практические работы.
Учебное моделирование и проектирование развития и размещения населения и хозяйства России в будущем; республики, края, области, города, своей местности.
Экономико-географическая оценка природных ресурсов, их территориальных сочетаний, основных типов природопользования.
Составление простейших прогнозов роста и расселения населения мира, отдельных регионов и стран.
Определение специализации отдельных стран и районов. Составление экономико-географической характеристики основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры.
Составление комплексных географических характеристик разных территорий: городов и населенных пунктов; районов; стран и крупных регионов.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии в 10 классе на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать:
- особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
- смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, географическое разделение труда;
уметь:
- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества.
Данная рабочая программа рассчитана на 1 год (в объеме 102 годовых часов (3 часа в неделю)).
В настоящее время еще не изданы учебники географии для каждого конкретного профиля, поэтому планируется использовать имеющиеся учебники для 10-11 классов, соответствующие Федеральному компоненту государственного стандарта образования по географии (профильный уровень), рекомендованные (допущенные) Министерство образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год.
Основной учебник: География: Экономическая и социальная география мира (профильный уровень): В 2 ч.: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ – М.: Русское слово, 2009
Дополнительная литература:
- Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Максаковский В.П. -М.: Просвещение, 2008.
- Холина В.Н. География (профильный уровень). 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 кн. Кн. 1 – М.:Дрофа, 2009.
Оценочные практические работы:
- На основе статистических данных и карт атласа составить прогноз экономического развития региона на ближайшие 10 лет
- Выявление стран со сходным уровнем социально-экономического развития по методике многопризнако-вой классификации
- На основе графика составить прогноз динамики численности населения в отдельных странах мира
- Оценка обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных стран мира.
- Составить прогноз об обеспеченности некоторыми видами минеральных ресурсов отдельных стран мира.
- Характеристика нефтяной промышленности мира.
- Сравнение промышленных регионов развитой и развивающейся страны.
- Сравнение транспортных систем развитой и развивающейся страны на примере Японии и Аргентины.
3. Учебно-тематический план
4. Литература
- Гладкий Ю.Н. Чистобаев А.И. Регионоведение. М., 2003.
- Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира.- М.: Дрофа, 2007.
- Кузнецов А.П.Экономическая география мира: за страницами учебника. М.: Просвещение, 2000.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира. В –х томах. – М.: Дрофа, 2004.
- Холина В.Н. География человеческой деятельности.- СПб.:Спец-Лит. 2004.
5. Сайты в Интернете
- Всемирная география wgeo.ru
- Географическая энциклопедия geoman.ru
- География.ру. Страноведческая литература. geografia.ru
- Все о географии geosite.com.ru