Цели урока:
1. Образовательные.
- закрепить знания по предыдущим темам,
- показать зависимость периода свободных колебаний пружинного маятника от характеристик колебательной системы.
- показать зависимость периода свободных колебаний математического маятника от характеристик колебательной системы.
- научить практически применять знания, полученные на уроках физики.
2. Воспитательные.
- формировать интерес к предмету,
- воспитывать у учащихся умение самостоятельной работы, познавательный интерес.
3. Развивающие.
- развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы,
- расширить познавательный интерес.
- развивать речевые навыки.
Оборудование к уроку: штативы, секундомеры, пружины разной жесткости, разновесы. Лаборатория L-микро, компьютерно-измерительный блок, компьютер, мультимедийный проектор. Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
- приветствие учащихся;
- отметить отсутствующих;
- постановка целей и задач урока.
II. Повторение раннее изученного материала
- Колебательное движение это вид какого движения?
- Чем характеризуются колебания?
- Что является отличительной особенностью колебания?
- Какие системы тел называются колебательными?
- Назовите основное свойство колебательных систем.
- Назовите типы маятников известные вам.
- Назовите величины, характеризующие колебательное движение.
III. Изучение нового материала
При объяснении нового материала используем презентацию (Приложение 1)
Учитель предлагает ученикам начертить в тетрадях таблицу (Слайд14)
Учащиеся отвечают на вопрос: Какие тела входят в колебательную систему называемую математическим маятником?
Используя лабораторию L-микро, ученики исследуют зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити и массы тела, строят графики.
Ученики делают выводы:
- период колебаний возрастает с увеличением длины нити маятника (Слайд 17);
- период колебаний не зависит от массы тела.
Учащиеся отвечают на вопрос: Какие тела входят в колебательную систему называемую пружинным маятником?
Исследование зависимости периода свободных колебаний пружинного маятника от характеристик колебательной системы учащимся предлагается начать с эксперимента. При этом настоятельно рекомендуется работать самостоятельно.
На столы заранее разложен алгоритм хода эксперимента.
Учитель предлагает определить периода свободных колебаний пружинного маятника в случаях:
- имеются два маятника с пружинами разной жесткости и телами одинаковой массы;
- имеются два маятника с пружинами одинаковой жесткости и телами разной массы.
На основе опытов делается вывод и записывается в таблицу.
Ученики записывают формулы (Слайд 24), (Слайд 25).
Учитель предлагает проверить заполнение таблицы (Слайд 26)
IV. Закрепление
Учащиеся выполняют тест (Приложение 2)
Выполнив тест, выставляют себе отметку.
V. Домашнее задание
I уровень: § 17, вопросы к параграфу.
II уровень: § 17, вопросы к параграфу, задачи 92, 94.
III уровень: § 17, вопросы к параграфу, задачи 92, 94;
Экспериментальное задание: «Определить рост человека с помощью часов»
Приборы:
- Секундомер
- Металлический шарик с отверстием
- Длинная нить.