Цели:
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
2. Сообщение темы и целей урока.
Наш урок обучения грамоте проходит под девизом: Грамоте учиться – всегда пригодится. Как понимаете смысл пословицы?
Для успешной работы приготовьте внимательные глазки, приподнятое настроение и точные ответы. Порадуйте своей работой гостей.
Тема урока зашифрована в столбиках слов:
Догадайтесь, какой общей буквой связаны слова каждого столбика?
3. Характеристика звуков.
Прочтём слова по “цепочке”. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами;
- Охарактеризуйте каждый. (Согласный, мягкий, шипящий, непарный, глухой)
- В чем сходство?
- В чем различие? (Произношение, обозначаются разными буквами)
- Каких сказочных героев можно было бы пригласить на урок? (Чебурашка, Чиполлино, Змей Горыныч, Щелкунчик, Кащей Бессмертный, Почтальон Печкин, Иванушка-Дурачок, Лев Чандр, Курочка Ряба, Чудо-Юдо, Черт, Чудище…)
Отгадайте загадку. О каком литературном герое идет речь?
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Эту милую мордашку
Называют. (Чебурашка)
Где живет этот герой? Как его найти? /Эдуард Успенский “Крокодил Гена и его друзья”/ Взгляните на портрет писателя. Именно такой добрый и весёлый человек мог написать эту сказку: юмористическую и интересную.
Чебурашка – подберите родственные слова к данному. Какие слова называют родственными? Какие слова получились? (Чебурахнулся, Чебурашечка). Объясните образование имени героя.
4. Артикуляционная гимнастика
Чебурашка проводит артикуляционную гимнастику.
“Улыбка-трубочка” (работают губы)
“Лошадки” (щелкают язычком)
“Мяч в воротах” (язык во рту переносят от одной внутренней стороны щеки до другой)
“Маятник” (язык между зубов двигается от левого уголка рта к правому)
5. Дифференциация звуков [ч,] [ш,]. (Дети сигналят карточками букв Ч или Щ из кассы)
чёлка – щёлка
плащ – плач
учитель – каменщик
плечи – клещи
чистый – щит
речь – вещь
6. Игра “Наоборот” (переставь звуки местами)
Учитель: -ич,
Дети: -чи, уч-чу, щу-ущ, ща-ащ, ча-ач, ащ-ща.
7. Замени [ч,] на [ш,] и наоборот.
чу – щу, ач – ащ, ич –ищ, ща –ча, оч-ощ, еч-ещ, ущ-уч.
8. Работаем над силой голоса.
Чем выше слог, чем громче читаем. Команда мальчиков читает первой, затем команда девочек.
Ча – ща – Ёч – Щу – чи – ще – Чу – еч – ыч
На какие слоги следует обратить внимание? Почему? (Ча-ща, чу-щу)
9. Договори до слова.
пи (ща)
кри (чу)
кру (чу)
ку (ча)
ча (ща)
ро (ща)
Физкультминутка “Песня Чебурашки”.
10. Звуко-буквенный анализ слова.
Задание от старухи Шапокляк: Прочитай слова. Что “лишнее”?
речка
туча /по количеству букв/
чайка /звук [ч,] в начале слова/
дочки /множественное число/
плачу /глагол/
На наборном полотне схема. СКЗЗК
Сколько слогов?
Сколько звуков в каждом слоге?
Охарактеризуйте каждый.
Какое из этих слов соответствует схеме? /Дочки/
11. Игра “Живые звуки”.
Выходят участвовать в игре те, у кого на парте сюрприз от Чебурашки. (Пять человек)
Первый звук [д], он согласный, потому что воздух проходит с преградой, он звонкий, потому что слышен голос и шум, он твердый, парный.
Второй звук [о], он гласный, потому что воздух проходит свободно.
Третий звук [ч'], он согласный, потому что воздух проходит с преградой, он глухой, потому что слышен шум, шипящий, всегда мягкий, непарный.
Четвертый звук [к'], он согласный, потому что воздух проходит с преградой, звонкий, потому что слышен голос и шум, парный, мягкий.
Пятый звук [и], он гласный, потому что воздух проходит свободно без преград.
Физкультминутка “Тренажер для глаз”
12. Работа с текстом. (с. 96) “Азбука”.
Хотите узнать, какое время года Чебурашка любит больше всего?
Тогда выполните задание:
Прочитайте загадки. Отгадки запишем в кроссворд, приготовленный крокодилом Геной.
- Зима
- Весна
- Лето
- Осень
Прочитайте 1 и 3 загадки с таким чувством:
радость
веселье
счастье
2 загадку:
удивление
Из 4 загадки найдите слова, обозначающие предметы (листья, поля, птицы), действия (пожелтели, опустели, улетают, бывает?)
Время года, которое любит Чебурашка, зашифровано в ребусах:
13. Итог урока.
Что было самым главным на уроке?
Что запомнилось?
Что можете сказать о героях, которые помогали на уроке?
14. Домашнее задание.
Перед вами тексты из сказки Э. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”. О каком из героев сказки идет речь в каждом из этих отрывков?
Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая, он забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах улегся спать.
Когда кончался рабочий день, он тщательно одевался и шагал домой, в свою маленькую квартиру. Дома он читал газеты, курил трубку и весь вечер играл сам с собой в крестики-нолики. Однажды, когда он проиграл сам себе сорок партий подряд, ему стало очень и очень грустно.
“А почему я все время один? – подумал он – Мне надо обязательно завести себе друзей”.
Тогда хозяйка, недолго думая, выставила его за дверь. Не могла же она держать двух животных сразу. И её сердце в пять минут не разбилось от жалости. Не разбилось оно и в шесть минут, и даже в девяносто восемь. Наверное, оно вообще никогда не разобьётся.
Вот уже не две, а три связки шаров поднимали её вверх. Медленно-медленно она оторвалась от земли и поплыла к облакам.
- Но я не хочу на небо! – кричала она.
Однако было уже поздно. Ветер подхватил её и уносил дальше и дальше.
Пусть книги друзьями приходят в дома.
Читайте, ребята, набирайтесь ума!