Цель:
- Закреплять понятие «большая буква» в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных и географических названиях.
- Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность детей.
- Воспитывать любовь к животным.
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Оборудование: изображения животных (коровы, собаки, кошки и т.д.), 2 карты, стихотворение Измайлова на каждую парту.
Ход урока
Какое сейчас время года? Зима, а это холода, морозы. И чтобы вы не заболели, ваши мамы стараются давать вам больше витаминов, но не все витамины вкусные и сладкие. Представьте, что мама просит вас съесть целый лимон. Какое у вас будет лицо? Надеюсь, вы не с таким кислым выражением лица пришли на урок. А теперь представьте, что кушаете что-то вкусное. Вот такое выражение лица, я надеюсь, будет у вас до конца урока.
1. Мобилизующий этап.
У. Начнем наш урок русского языка с такого задания. Две девочки Оля и Маша имеют разные фамилии – Петрова и Сидорова. У Оли фамилия Сидорова. Какая фамилия у Маши?
Д. У Маши фамилия Петрова.
У. Что вы можете сказать о словах в этом задании?
Д. Слова Маша и Петрова пишутся с заглавной буквы.
У. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
2. Постановка задачи
У. Сегодня класс отправляется в Страну больших букв, вспомните, когда вы впервые познакомились с большой буквой и что о ней узнали?
3. Минутка чистописания
На доске слова: яблоко, каток, Костя, океан, ракита.
У. Найдите лишнее слово. Почему?
У. Букву, которую вы будете писать на минутке чистописания, вы угадаете сами. Для этого найдите общее в этих словах.
Д. В каждом слове имеется буква К.
У. Охарактеризуйте звук, который обозначает буква К в данных словах.
Д. Согласный, глухой, парный; в словах яблоко, Костя и каток – твёрдый, а в словах океан и ракита – мягкий.
У. Определите порядок следования букв в данном ряду: Кка Ккя Кке Кк…
Д. Заглавная К, строчная к, гласная буква с начала алфавита чередуется с заглавной К, строчной к и гласной с конца алфавита.
У. Продолжите эту запись, ориентируясь на алфавит.
У. Посмотрите на доску. Здесь какая то карта с непонятным названием. Скажите, что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза? (2 карты)
Д. Разделить на слова. Их здесь три.
У. Запишите. О чём надо помнить?
Д. Начало пишу с большой буквы. В конце ставлю точку. (под этой картой – карта Барабинского района)
У. Почему Барабинск пишется с заглавной буквы?
У. Что ещё пишется с заглавной буквы? (название улицы К.Маркса, название озера Новочёрновское)
4. Зрительно-слуховой диктант.
У. Прочитайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд, заключена главная мысль.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Д.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
У. Вот сегодня на уроке и подведём итог тому, что же пишется с большой буквы и почему. Давайте по порядку. Найдите и прочитайте ещё раз то, что мы обязаны замечать всегда
Задание 1. Найдите начало своего предложения и запишите его. (1 ряд пишет 1 предложение, второй – 2, третий – 3)
Очень любит Галочка быструю скакалочку серый волк в густом лесу встретил рыжую лису волки там по лесу рыщут, пищу ищут
Задание 2. Образуйте от имени фамилию и запишите её. Работа по парам. (каждой паре карточка с именем)
Михаил, Денис, Сергей
5. Физкультминутка.
У. Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка,
Поросёнок Гришка,
Красивая синичка.
Как напишешь клички?
6. Словарно-орфографическая работа.
Составьте слова, используя буквы игрового поля и ориентируясь на шифр.
А | Б | В | Г | |
1 | Ю | К | В | М |
2 | О | П | Л | А |
3 | Н | Р | К | Д |
4 | О | О | И | Е |
ШИФР:
Б1 А2 Б3 А4 В1 Г2
Г1 А2 В3 Б4 В3 А4
Д. Корова и молоко.
У. Что обозначает слово корова? Что обозначает слово молоко. Что общего в словах молоко и корова?
Д. Корова даёт молоко. Буквы, которые нужно запомнить – две буквы о.
У. Давайте дадим кличку корове. А молоко мы можем как-нибудь назвать?
7. Закрепление
У. А теперь выполним упражнение, в котором есть одно из этих слов.
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка.
А ещё была у них
Курица Бурёнка,
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё – два козла –
Сивка да Бурка.
– Что заставило вас улыбаться?
Д. Как смешно назывались животные. Поэт перепутал все клички.
У. Давайте наведём порядок и напишем правильно.
Дети выполняют задание.
Вопросы к заданию:
- Почему только кошке можно дать кличку Мурка?
- Кого называют Бурёнкой?
- Любую ли корову можно назвать так?
А теперь сыграем в игру «Угадай-ка». Я буду называть имя и отчество ученика нашего класса, а вы угадаете фамилию, и мы все вместе её запишем.
- Кристина Андреевна …
- Дарья Павловна ….
- Анастасия Алексеевна …
У. Как вы думаете, почему фамилия пишется с заглавной буквы?
Д. Это имя семьи, а его мы должны произносить с гордостью, и писать с большой буквы
Задание 3. Образуйте от имени Николай отчество и фамилию и запишите.
– Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество?
Свободные высказывания детей.
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьему приближается…
Как же звать героя по имени-отчеству? Запишите.
Д. Илья Иванович Муромец.
8. Комментированное письмо.
Все вы читали произведение Э.Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот". В какой деревне они жили? Как вы думаете, почему деревня так называлась? (Дядя Фёдор и кот Матроскин жили в деревне Простоквашино.)
У. Имена, отчества, фамилии, клички животных – всё это пишется с заглавной буквы, но мне кажется, мы про что-то забыли.
Д. С большой буквы пишутся ещё географические названия.
У. Приведите примеры слов – географических названий.
Диктовка
Кот Мурзик, город Барабинск, Петя Иванов (взаимопроверка)
9. Итог урока.
(по картам, картинкам и своим ФИО)
Дети рассказывают, где и почему встречается большая буква, приводя в доказательство примеры.
А теперь покажите, какое у вас настроение. Давайте возьмёмся за руки, закроем глазки и постараемся передать хорошее настроение друг другу.
10. Домашнее задание
Придумать сказку о большой букве.