Пояснительная записка
Учебный курс общеэстетического отделения школы искусств по лепке рассчитан на пятигодичное отделение детей 1-5 классов средней образовательной школы.
Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в лепке глиной.
Основная задача занятий – развить интерес к предмету и дать навыки работы в лепке. Это дает импульс для творческой инициативы, развивает эстетическое и образное мышление, наблюдательность, зрительную память, понимание скульптурных материалов.
Определяет возможные пути для дальнейшего обучения в школе искусств.
В вопросе освоения предмета по лепке дети младших классов на разных возрастных этапах реализуют себя по разному, согласно психофизиологическим особенностям возраста и индивидуального развития. Изобразительная деятельность протекает преимущественно на эмоционально-чувственной основе. Но уже в 4 классе начинается постепенный переход к пространственно-объемному изображению. Весь первый год обучения посвящен введению в общие способы создания и восприятия целостности – основы художественной формы всех видов искусств. Со второго по пятый класс формируется способность к обобщенному восприятию целостности.
Начинаем лепку с простых объемных геометрических тел - шар, куб, плавно переходящих к простейших объемным предметам яблока, груши. Они же затем трансформируются в плоское декоративное яблоко и грушу, с последующей после обжига в печи, росписью.
На занятиях использую два вида учебной работы: лепка с натуры (куб, шар, орнамент, листик и др.), второй – лепка по представлению и на основах фантазии, но большее предпочтение в начальных классах отдается урокам лепки по представлению. Урок это общение с учащимися в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности. Каждый ребенок должен быть уверен, что его мнение обязательно будет услышано и его маленькие творческие победы не останутся без внимания. На каждом занятии перед практической работой, когда дети переминают глину, провожу небольшую вступительную беседу с разъяснением заданием и последовательностью этапов выполнения изделия. Детям предлагаю зрительный ряд, включающий репродукции профессиональных художников и скульпторов, работы самих детей. Такая организация становится стимулом к художественной творческой активности учащихся. Кабинет лепки и выставочные стенды оформляются лучшими детскими работами по лепке.
В дальнейшем даю общие понятия о скульптуре, что она имеет объемную трехмерную форму и существует в пространстве, а не на плоскости, это дает возможность обойти ее со всех сторон. Лепка животных, птиц, яблоко, груша и т.д. знакомлю детей с рельефом (вид скульптуры). Рельеф – объемное изображение на плоскости, в переводе с латинского означает “поднимаю”. Важнейшим свойством рельефа является развертывание объемной композиции на плоскости, возможности перспективного построения пространственных планов, создание иллюзии полного объема.
Последовательность изготовления рельефа:
- Начинаем работу с плинта – пласта.
- Наносим на пласт стеком рисунок четкими неглубокими линиями.
- После хорошо выполненного рисунка приступаем к работе объемом:
- первая стадия – черновой набор объема. Наложим на пласт слой глины общей высоты изделия.
- вторая стадия – проработка деталей, при которой необходимо учитывать сокращения или трансформацию объема в условном пространстве рельефа. Учить соблюдению единства рельефа его пластической цельности, соблюдения соотношения высот отдельных деталей.
- третья стадия – обобщение рельефа, подчинение деталей большим формам. Завершение работы.
Таким образом последовательность работы проходит в три этапа: 1 – работа на целым, 2 – от общего к частному, 3 – от частного к целому. Данная последовательность ведения работы в лепке является общей для всех заданий.
Особого внимания заслуживает лепка местного народного промысла – Чернышенская игрушка, упоминание о которой относится к 16 веку. Игрушка создана для общения старшего и младшего поколения. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушки. Обобщенный образ игрушки дает возможность домысливать игрушку по своему. Народная игрушка была плодом коллективного творчества женщин-мастериц. Она учит любить родину и знать свои корни. В народной игрушке отразились представления наших древних предков о мире магическом и обрядовом. Со временем они утратили свою обрядовую функцию и затем бытовали как предметы игры. Только свистульки наиболее долго сохраняли свою обережную функцию. В чернышенской игрушке много свистулек: кукушки, коньки, всадники, всадницы. Светлые, пластичные, податливые к вытягиванию и заглаживанию глины давали возможность лепить разнообразную чернышенскую игрушку. Лепилась игрушка быстро, споро, умелыми отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике нет ничего лишнего. Светло-розовые чернышенские игрушки не грунтовались. Их сразу после обжига в печи расписывали по черепку полосатыми орнаментами в 3-4 цвета. Роспись лаконична, условна, подчинена росписи кукушке. Каждое изображение, каждый элемент орнамента заключает в себе определенный смысл и связан с мировоззрением наших далеких предков. Игрушка связана с обрядовостью. Связь человека с землей. Похороны и крещение кукушки. Для полного понимания лепки и росписи чернышенской используют дидактические пособия. Это таблицы с возможными вариантами народной символики, образцы работ. Лепка чернышенской игрушки вытекает из народных начал. А народная педагогика – это обучение без лишних слов и назиданий, но терпелива, последовательна, неторопливо взрослые передавали то что сами умели, хранили, берегли как память. Начинаем лепить чернышенскую игрушку в 1 классе с кукушечки и заканчиваем в 5 классе чернышенской барыней.
В начальных классах очень важно как можно чаще показывать детям, чего они достигли, чему научились. Поэтому в конце урока в течении 5 минут подвожу итоги проделанной работы, даю общую характеристику достижения всего класса и демонстрирую удачные изделия.
Таким образом, методические основы программы определяют следующие задачи образовательного процесса:
- Знакомство с местным народным промыслом Чернышенской игрушкой.
- Обучение детей разнообразным художественным техникам в работе с глиной, лепка изделия из одного куска, лепка при помощи пласта и др., роспись изделия ангобами, акварелью, гуашью, роспись по объемному изделию и плоскому и т.д.
В занятия внесены игровые элементы. Программа предполагает использовать на занятиях музыкальное сопровождение, что побуждает к творчеству.
Курс предполагает освоение учащимися следующих знаний, умений, навыков:
- Формирование представлений о лепке из глины.
- Овладение разнообразными приемами лепки.
- Умение использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
- Умение обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
- Ознакомление с местным народным промыслом Чернышенской игрушкой а также узнать о других ведущих промыслах России.
- Умение трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.
- Умение анализировать свою работу, исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу, умело используя приемы и изобразительные формы.
1 класс
№ п/п | Наименование темы | Цель. Задачи | Оборудование материалы | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Беседа. Охрана труда. Материалы инструменты. | Беседа о глине, ее свойствах, инструменты необходимые для лепки, элементы техники безопасности. | Глина, стеки, бумага, иллюстративный материал | 1 |
2 | Лепка шара | Организация объемной. Формы. Понятие симметрии. Развитие пространственного мышления. | Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ. | 1 |
3 | Лепка куба | Развитие наблюдательности, чувство объема, пропорции. | Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ. | 1 |
4 | Лепка яблока | Освоение приема лепки из целого куска глины. | Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, мулежи. | 1 |
5 | Лепка груши | Понятие о построении объемного предмета в пространстве | Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, мулежи. | 1 |
6 | Лепка медальона “Цветок” | Освоение приема работы с пластом, с использованием приема прилепов капельками, листиками при помощи глиняного клея “жижеля”. | Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ. | 1 |
7 | Лепка чернышенской игрушки. Кукушечки. | Знакомство с народным промыслом Чернышенская игрушка. Лепка из одного куска. Умение соблюдать пропорции при лепки кукушечки. | Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ. Народная музыка | 2 |
8 | Лепка орнамента в полосе. | Знакомство с системой построения орнамента в полосе. Повторение предыдущей темы, прилепы в лепке орнамента. Понятие симметрии, равновесия, баланса. | Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ. | 1 |
9 | Лепка чернышенской игрушки. Конек. | Беседа-рассказ о игрушке. Характерные особенности в лепке Чернышенского конька. Конек прост, но многозначен. | Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ. Народная музыка | 2 |
10 | После обжига в печи. Роспись яблока | Первый этап – грунтовка изделия
водоэмульсионной краской. Второй этап – роспись акварелью или гуашью. |
Изделие обожженное, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи. | 1 |
11 | Роспись груши | Концентрация внимания на качество исполнения. Законченность, воспитание чувства цвета. | Изделие, кисть, акварель, палитра, образцы работ. | 1 |
12 | Роспись медальона “Цветок” | Навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме. | Изделие обожженное, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи. | 1 |
13 | Роспись кукушечки | Продолжение знакомства с чернышенской игрушкой и ее росписью. Полосатость, праздничность, близость к родной природе. | Изделие, кисть, акварель, палитра, образцы работ. | 1 |
14 | Роспись конька | Используя навыки работы с красками по выбору: акварель, гуашь, ПВА, выкрасить полосатую кукушечную роспись чернышенского конька. | Изделие, кисть, акварель, палитра, образцы работ. | 1 |
15 | Подведение итогов, выставка-просмотр | Итоговая, годовая выставка детских работ. | 1 |
2 класс
№ п/п | Наименование темы | Цель. Задачи | Оборудование материалы. | Кол-во часов |
1 | Ввод урок. Беседа. Вводное занятие. | Беседа о глине, народной игрушки. | Иллюстративный материал, образцы работ. | 1 |
2 | Лепка птички | Лепка из куска глины. Организация цельного гармоничного, законченного изделия. Внимание на деталировку, декоративность изделия. Тщательное заглаживание изделия. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. | 1 |
3 | Лепка чернышенской игрушки. Кукушечка | Сравнительная характеристика между фантазийной птичкой слепленной на прошлом уроке и чернышенской игрушкой. У кукушечки – обобщенность формы по законам народной эстетики, система приемов работы с материалом, которым свойственна предельная простота, наивность. Все это близко и понятно детям. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Народная музыка. | 1 |
4 | Лепка чернышенской игрушки. Конек. | Умение повторить с образца чернышенского конька. Показать детям главные качества игрушки, торжественность, простоту до эмбриональности по Глаголеву, далекий от натуры. Обобщенность по законам народной эстетики. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Народная музыка. | 2 |
5 | Лепка на свободную тему | Обобщить полученные знания и использовать их в свободной теме. Правильно поставить композиционную задачу. Выделить главное. Решить мысль в материале. Уметь декорировать, загладить изделие. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал. | 1 |
6 | Лепка плоского декоративного яблока | Дать понятие различий между объемным изделием и трансформации его в плоско-декорированную композицию. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал. | 1 |
7 | Лепка плоской декоративной груши. | Освоение приемов лепки пластом и приемом прилепа, при помощи глиняного клея “жижеля”. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. | 1 |
8 | Лепка куклы на конусе. | Умение использовать различные приемы в лепке куклы. Лепка пластом, лепка на конусе. Прием прилепов, форма куклы предельно проста, тщательно обработана и заглажена. | Конус гипсовый, глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. | 2 |
9 | Роспись куклы после обжига в печи. | Научить последовательности
росписи куклы.
|
Краски, ПВА, водоэмульсионка,кисти, палитра,вода, тряпочка,образцы работ. Иллюстративный материал. | 4 |
10 | Роспись декоративного яблока | Воспитание чувства цвета в ходе самостоятельной работы над декоративной композицией. | Краски, ПВА, водоэмульсионка,кисти, палитра,вода, тряпочка,образцы работ. Иллюстративный материал. | 1 |
11 | Роспись декоративного груши | Овладение навыков работы с акварелью, гуашью в декоративной композиции, цветовым решением фактуры. | Краски, ПВА, водоэмульсионка,кисти, палитра,вода, тряпочка,образцы работ. Иллюстративный материал. | 1 |
12 | Обобщающая лепка на свободную тему | Развитие фантазии, умение анализировать, зрительная память. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал. | 1 |
3 класс
№ п/п | Наименование темы | Цель. Задачи | Оборудование материалы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | Беседа “Основы народного искусства” | Глина, образцы работ. Иллюстративный материал. | |
2 | Анималический жанр. Лепка зверей и птиц. | Развитие наблюдательности. От простой геометрической формы (цилиндр, шар) к фигуре животного или птицы. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал. | 1 |
3 | Изразцы. История возникновения. “Фантастическая птичка”. | Выполнение декоративной пластины. Невысокий рельеф. Выполнение эскиза композиции, создание несложной орнаментальной композиции “плоскость, линия”, условность объема, использование музыки. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ,дощечка. Иллюстративный материал. Музыка. | 1 |
4 | Роспись ангобами плитки, “Фантастическая птичка” | Знакомство с красками из глины.использование музыки. | Карандаши, кисти, ангобы. | 3 |
5 | Лепка чернышенской игрушки. Кукушечка. | Приобретение навыков в лепке Чернышенской игрушки. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. | 1 |
6 | Лепка пряничных птиц. Петух | Понимание выразительности силуэта, вписанного в заданную форму (круг, квадрат). | Глина, стеки, тряпочка, вода, дощечки, образцы работ. Иллюстративный материал. | 1 |
7 | Лепка пряничных животных. Кот. | Выполнение эскиза пряника по мотивам резьбы по дереву. (Пряничные доски). | Глина, стеки, тряпочка, вода, дощечки, образцы работ. Иллюстративный материал. | 1 |
8 | Роспись ангобами. | Приобретение навыков в работе с ангобами. | Карандаши, кисти, ангобы. | 1 |
9 | Ветка рябины в круге. Рельеф. | Умение обобщать и работать с мелкими деталями. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. | 2 |
10 | Лепка чернышенской игрушки. Всадник. | Развитие зрительной памяти. Освоение лепки чернышенской игрушки. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. | 1 |
11 | Лепка украшений. Бусы. Кулон. | Развитие фантазии. Освоение понятия ритма. | Глина, стеки, тряпочка, вода. | 1 |
12 | Роспись кукушечки после обжига в печи. | Освоение росписи Чернышенской игрушки. | Карандаши, кисти, краски, акварель, гуашь, акрил. | 1 |
13 | Роспись петуха | Умение работать красками по рельефу. | Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти. | 1 |
14 | Роспись ветки рябины в круге. | Развитие фантазии, выразительности, цветового решения. | Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти. | 1 |
15 | Роспись украшений | Воспитание чувства цвета в ходе самостоятельной творческой работы. | Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти. | 1 |
4 класс
№ п/п | Наименование темы | Цель. Задачи | Оборудование материалы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | Ознакомление с задачами лепки в четвертом классе. | Иллюстративный материал. | 1 |
2 | Лепка чернышенской игрушки. Кукушечка с крылышками. | Освоение лепки чернышенской игрушки. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. | 1 |
3 | Лепка изразца. Имитация, рельеф. “Фантастический лев”. | Умение фантазировать, стилизовать, искать выразительные средства для решения данной темы. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ,дощечка. Иллюстративный материал. Музыка. | 2 |
4 | Роспись рельефа. | Навыки работы цветными глинами. | Карандаши, кисти, краски. | 1 |
5 | Знакомство с игрушкой Плешковской. | Беседа. История. Особенности и технология изготовления Плешковской игрушки. Зарисовки Плешковской и Чернышенской игрушки. | Бумага, карандаши, краски, кисти. | 1 |
6 | Лепка шкатулки. | Передать основные пропорции. Понимание кругового обзора. | Глина, стеки, тряпочка, вода, | 2 |
7 | Лепка листика (береза, дуб, клен, на свой выбор) | Умение использовать все приемы и навыки в лепке листика. | Глина, стеки, тряпочка, вода, дощечки, бумага, образцы работ. Иллюстративный материал. | 1 |
8 | Лепка чернышенской игрушки. Всадница. | Освоение лепки чернышенской игрушки. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Музыка. | 2 |
9 | Роспись чернышенской игрушки после обжига. Кукушечка, всадница. | Освоение росписи чернышенской игрушки. | Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти, вода, палитра, ПВА. | 2 |
10 | Роспись шкатулки после обжига. | Передача выразительности решения орнамента композиции в цвете. | Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти, вода, палитра, ПВА. | 3 |
11 | Роспись листика. | Поиск цветовой гармонии. | Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти, вода, палитра, ПВА, Иллюстративный материал. | 1 |
5 класс
№ п/п | Наименование темы | Цель. Задачи | Оборудование материалы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | Ознакомление с задачами лепки в пятом классе. | Иллюстративный материал. | 1 |
2 | Лепка насекомых (Бабочка, божья коровка, пчела, паук). | Передача характерных особенностей насекомых. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. | 1 |
3 | Лепка сосуда “Рыбка”. | Развитие образной памяти. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ, дощечка. Иллюстративный материал. Музыка. | 1 |
4 | Лепка чернышенской игрушки. Барыня. | Поэтапное освоение лепки “Барыни”. Пропорции. Декорирование. | Конус гипсовый, Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. | 2 |
5 | Народная сказка. Лепка героев сказки. | Развитие фантазии. Добиться остроты персонажа. Лепка человека, животных, птиц. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ, дощечка. Иллюстративный материал. Музыка. | 1 |
6 | Лепка медальона “Ящерица, хозяйка медной горы”. | Развитие фантазии. | Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ, дощечка. Иллюстративный материал. Музыка. | 1 |
7 | Лепка блюдца. | Умение работать пластом глины на гипсовой форме. | Глина, стеки, тряпочка, вода, дощечки, бумага, образцы работ. Иллюстративный материал. | 1 |
8 | Роспись насекомого после обжига в печи. | Передача цветовых особенностей насекомых. | Краски, кисти, Иллюстративный материал. | 1 |
9 | Роспись чернышенской игрушки. Барыня. | Освоение росписи чернышенской игрушки. Барыня. | Краски, кисти, вода. | 2 |
10 | Роспись блюдца ангобами. | Особенности работы цветными глинами на блюдце. | Ангобы, кисти, образцы работ. | 2 |
11 | Роспись медальона “Ящерица, хозяйка медной горы”. | Навык работы с гуашью. | Краски, кисти, Иллюстративный материал. | 2 |
12 | Роспись сосуда “Рыбка”. | Использовать прием выполнения различных фактур. | Карандаши, кисти, краски, фломастеры, иллюстрации. | 2 |