Цель: Познакомить учащихся с биоценотическим уровнем жизни на Земле.
Задачи:
- Обучающая: сформировать у учащихся представление о биогеоценозе, его структуре и обязательных компонентах;
- Развивающая: развивать и закреплять навыки работы с книгой и другими источниками информации;
- Воспитательная: формирование бережного отношения к природе, понимания необходимости её охраны.
Оборудование: таблицы по общей биологии, информационные карты на каждую парту, фотоматериалы, оформленные в виде фотовыставки (представлены различные биоценозы: лес, степь, водоёмы).
При наличии мультимедийной установки можно использовать слайдовый материал.
Тип урока: изучение нового материала. Класс можно разделить на две группы, например «Теоретики» и «Практики».
Ход урока
Организационный момент:
мотивация учащихся на изучение нового материала, объяснение задач урока:
Сегодня на уроке мы продолжим изучение материала по основам экологии. Наша задача: пользуясь вашими знаниями об экологических факторах, выяснить, что такое биоценоз и биогеоценоз, в чём заключается отличие в этих понятиях, каковы их основные характеристики. Научиться оценивать качество биогеоценозов, прогнозировать их развитие. Выяснить, какие факторы могут повлиять на смену одного биогеоценоза другим, и таким образом, оказать негативное влияние на существование всей биосферы.
Изучение нового материала:
1) Актуализация знаний (10 мин.)
- Что называется экологическими факторами? (Условия, оказывающие влияние на существование и географическое распространение (расселение) живых существ).
- Посмотрите на таблицу и назовите две основных группы экологических факторов (абиотические и биотические факторы). Что обозначают эти названия? (факторы неживой и живой природы).
Экологические факторы (Таблица №1.)
Экологические факторы | |
Абиотические факторы | Биотические факторы |
1. Освещенность. 2. Температура. 3. Влажность. 4. Почва. 5. Горные породы и др. |
1. Животные, их влияние на окружающую природу. 2. Растения, их влияние на окружающую природу. |
3. Учитель: сейчас мы выполним небольшое тренировочное упражнение по определению экологических факторов. Я буду читать отрывок из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля», в котором речь пойдёт о тайге (Зелёной земле), а вам надо будет так же, в два столбика выписать все знакомые экологические факторы. (учащимся раздаётся текст на парты)
Зелёная земля (Тайга)
Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.
Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.
Пример заполнения таблицы учащимися, после прослушивания текста:
Экологические факторы Таблица №2
Абиотические факторы | Биотические факторы |
– «сумрак», т.е. недостаток света; – «сыро», т.е. повышенная влажность; – тишина; – заболоченность, деревья во влажной почве падают – «корни-выворотни»; – отсутствие ветра, плохая аэрация, т.к. «пахнет сыростью, прелью», «обомшелые стволы». |
– наличие зверей, в том числе хищных; – птицы; – густая хвойная растительность: сосны, кедры, пихты, ели; – осины (тоже растут во влажной почве); – моховая растительность говорит о заболоченности. |
2) Изучение новой темы (основные понятия: биоценоз, экосистема) – 10 мин.
Учитель: Первые понятия, с которыми мы сегодня познакомимся – это биоценоз (сообщество) и биогеоценоз (экосистема).
Термин «биоценоз» впервые ввёл в науку в 1877 году К. Мебиус.
Учащимся даётся задание:
- Прочитать текст в учебнике на стр. 245 «Понятие о сообществе и экосистеме»;
- Найти определение терминов: биоценоз (сообщество), биогеоценоз (экосистема);
- Найти эти термины в информационной карте (см. приложение).
Фронтальная беседа по упражнению «Разноцветная земля», таблица №2:
– Как вы считаете, представленная в рассказе природная зона является сообществом живых организмов или нет? Докажите свою точку зрения.
– Тайга, о которой говорится в рассказе, это биоценоз или биогеоценоз? Докажите свою точку зрения.
– В чем разница в понятиях «биоценоз» и «биогеоценоз»?
Вывод: (записывается в тетрадь)
Биоценоз – это биосистема, представляющая собой совокупность популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определённую территорию, а биогеоценоз – это биоценоз, находящийся в устойчивой связи с факторами неживой природы.
БИОЦЕНОЗ = РАСТЕНИЯ + МИКРООРГАНИЗМЫ + ЕДИНАЯ ТЕРРИТОРИЯ (БИОТОП) |
БИОГЕОЦЕНОЗ = БИОЦЕНОЗ + АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ |
3) Структура биогеоценоза. Основные характеристики биогеоценоза. – 5 мин.
Схема «Структура биогеоценоза» зарисовывается в тетрадь:
Учитель: Каждый биогеоценоз характеризуется целым рядом показаний, определяющих его качество (устойчивость). Познакомьтесь с основными характеристиками биогеоценоза по таблице №3 «Основные характеристики биогеоценоза»
Основные характеристики биогеоценоза Таблица №3
Название характеристики | Описание характеристики |
1. Видовое разнообразие. 2. Плотность видовых популяций организма. 3. Пространственная структура. 4. Биомасса. 5. Биологическая продуктивность |
1. Число видов растений и животных в данном биогеоценозе. 2. Количество особей данного вида на единице площади или объема. 3. Сложение растительной части (фитоценозов) по ярусам. 4. Масса организмов определённой группы или сообщества в целом. 5. Скорость образования биомассы в биогеоценозе. |
Вопрос: Какой биоценоз можно считать качественным (устойчивым)?
Биоценоз, в котором имеется достаточно большое разнообразие видов, имеются чётко сформировавшиеся фитоценозы, достаточная биологическая продуктивность и сохраняющий эти качества достаточно продолжительное время может считаться качественным (устойчивым).
4) Основные функциональные группы организмов в сообществе. Эдификаторы – 10 мин.
Учитель: Все сообщества состоят из совокупности организмов, которые связаны между собой в основном пищевыми связями. Многообразие типов питания приводит к возникновению теснейших взаимосвязей в сообществе. Существование различных групп организмов друг без друга становится невозможным. Для того, чтобы понять, как реализуются эти связи, необходимо иметь представление о типах питания организмов. Поэтому давайте рассмотрим схему «Типы питания организмов» и сопоставим её с текстом учебника на стр. 246 «Функциональные группы организмов в сообществе».
Работа учащихся со схемой.
Учитель (продолжает рассказ): Особое место в биоценозах занимают такие виды, которые способны влиять на условия жизни других, их называют эдификаторами, или видами-средообразователями. В еловом лесу, например, средообразователем служит ель, на верховом болоте – сфагновые мхи, в степи – травы: ковыль и типчак и т.д.Иногда в роли средообразователей выступают животные. Например, сурки и суслики, создавая систему подземных ходов и нор, изменяют состав степной флоры, влажность почвы, рельеф. Сойки-птицы, которые питаются желудями и орехами (в том числе кедровыми). Птица прячет на зиму запасы, но забывает о своих захоронках и весной прорастают молодые кедры, дубки, ореховые кустарники. Так же можно привести множество других примеров:термиты со своими постройками, саранча, колорадский жук, бобры, перегораживающие реки и т.д.
Фронтальная беседа:
– Почему куница не селится в берёзовом лесу? (Основной пищей куницы является белка. Белки селятся там, где есть орехи (шишки), например, в кедровом бору. В берёзовом лесу шишек нет, значит не будет и белки с куницей).
– На небольшом ручье, текущем из родника, в пихтовом лесу поселилось семейство бобров. Повлияет ли появление бобров на структуру биоценоза пихтового леса? Как? Что произойдёт с местностью через 3-5 лет?
– Попробуйте привести свои примеры растений или животных – эдификаторов
Вывод:
- Пищевые цепи являются основой любого биогеоценоза.
- Животные и растительные организмы могут выступать в роли эдификаторов (видообразователей).
5) Закрепление (5-7 мин.)
1. Решение проблемных задач по группам:
А) Сгорел участок хвойного леса, где эдификатором была пихта, но имелись сосна сибирская и лиственница. Причина пожара - молния. Условия: влажно, склон северный. Какой биоценоз займёт место сгоревшего через 10-15 лет? Какая порода деревьев может стать видообразующей? Ответ обоснуйте (правильный ответ – осина).
Б) Человек на склоне горы вырубил берёзовую рощу и построил горнолыжную трассу. Условия: сухо, южный склон. Какой биоценоз займёт место предыдущего через 1-2 года? Какое растение может стать видообразователем? Ответ обоснуйте (правильный ответ – злаки, подорожник)
2. Для слабых учащихся предлагается тестовое проверочное задание (см. приложение).
Домашнее задание:
Задание: заполните таблицу.
Развитие биогеоценоза
Название биогеоценоза | Факторы, влияющие на его развитие | Изменяемый экологический фактор | Вновь возникающий биогеоценоз |
Смешанный лес (осина-пихта) | Массовая вырубка деревьев на дрова |
Подведение итогов урока (1-2 мин.)
Краткие выводы о проделанной работе, перечень полученных на уроке оценок с краткими комментариями, краткая перспектива работы на следующий урок.