Социально-бытовая ориентировка. Конспект занятия для детей с нарушениями зрения

Разделы: Работа с дошкольниками


Человек должен жить среди людей, и ребенок с особыми образовательными потребностями – прежде всего человек. Жить в обществе – значит уметь взаимодействовать с ее членами, вести полноценный образ жизни, пользоваться всеми правами и выполнять определенные обязанности. Приобщение ребенка к миру взрослых, к их деятельности, ко всему тому, чем живет общество – задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче последующему поколению опыта предыдущего.

Психологами и педагогами доказано, что процесс становления личности сложен и многогранен. Чем раньше начнётся приобщение детей к социальной действительности, тем легче им будет ориентироваться в окружающем мире. Между тем, упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом.

Весь процесс обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в специальных (коррекционных) учреждениях IV вида направлен на то, чтобы обеспечить их социальную адаптацию в обществе. Однако направленное формирование социально-бытовой компетентности осуществляется на занятиях по социально-бытовой ориентировке.

Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учётом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушением зрения.

Содержание занятий включает в себя следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Наш детский сад», «Мой дом», «Правила дорожного движения», «Магазин», «Мы – разные», «Поведение в опасных ситуациях»

Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.

Воспитание у детей сознательного отношения к проблемам своего зрения – важное направление профилактической работы образовательного учреждения IV вида. Оно реализуется посредством приучения детей с раннего возраста к гигиеническому уходу за глазами, очками, бережному обращению с оптикой; побуждение желания вылечиться; формирование знаний у дошкольников о здоровом образе жизни, о рациональной организации зрительного труда; воспитания адекватного отношения к своим зрительным возможностям.

Представляем вниманию пример занятия по СБО.

Конспект занятия по социально-бытовой адаптациив группе для детей с нарушением зрения 4-5 лет

Тема: ОЧКИ.

Цели и задачи:

  1. Расширять и дополнять знания детей о значении очков в их жизни, правилах обращения с очками. Уточнять представления о работе врача окулиста и медсестры-ортоптистки.
  2. Развивать цветовосприятие, совершенствовать зрительный поиск в режиме дальнего зрения, прослеживающую функцию глаз.
  3. Обогащать словарь детей за счет включения существительных, обозначающих части очков, названий материалов и качественных прилагательных. Развивать грамматический строй речи: продолжать учить согласованию существительных с прилагательными по родам и числам.
  4. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, бережное отношение к очкам; умение сопереживать; повышать психологическую самозащиту в неблагоприятных, стрессовых ситуациях.

Словарная работа: линзы, оправа, дужки, перемычка, врач-окулист, магазин «Оптика».

Оборудование и материалы:

  • кукла в очках,
  • очки (корригирующие, солнцезащитные, для плавания, «слепые» (из плотной непрозрачной ткани, «волшебные» (с цветными стеклами)),
  • изображения очков разной формы (для игры «Магазин «Оптика»),
  • «сломанные очки» (изображения очков с недостающими деталями),
  • карточки «Правила пользования очками»,
  • предметные картинки (контурное изображение),
  • портреты знаменитых людей в очках (Чехов, Павлов, Леннон, Гейтс, Гарри Поттер (актер Дэниел Редклиф)),
  • лазерная указка,
  • подставки,
  • фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент:

кукла Женя приходит в гости, у нее очки.

– Ребята, посмотрите на куклу Женю, что-то в ней изменилось… Не могу понять что именно…

Предполагаемые ответы (П/О): Женя в очках!

– Кукла Женя говорит, что она не знает, почему врач сказал ей носить очки. А как вы думаете?

П/О: Потому что Женя плохо видит! Потому что ей нужно лечить глаза. У нее плохое зрение…

– Ребята, давайте поможем Жене узнать больше о том, какие бывают очки, как правильно носить очки и как нужно о них заботиться.

II. Основная часть.

1) Рассматривание очков разного вида.

– Посмотрите ребята, на столе много разных очков. Для чего они?

П/О: чтобы лучше видеть, от солнца, для плавания, для игры «Узнай наощупь».

– Снимите свои очки, рассмотрите их и назовите, какие части есть у очков?

П/О: оправа, стекла (линзы), дужки, перемычка.

– Скажите, из каких материалов сделаны ваши очки?

П/О: линзы из стекла, оправа из металла, пластмассы, винтики металлические (железные)

Д/у«Какие могут быть стекла в очках» (подбор прилагательных)

П/О: прозрачные, чистые, грязные, мутные, круглые, овальные, разбитые, темные…

2)Ребята, Женя спрашивает, кто проверяет зрение, а вы знаете? (медсестра)

– Как зовут медсестру, которая проверяет зрение и лечит глаза в нашем детском саду? (называют имя и отчество м/с)

А кто выписывает рецепт на очки? (Врач окулист)

Где продаются очки ( в специальном магазине «Оптика»)

Дидактическая игра «Магазин «Оптика»: выбери понравившиеся очки (описать форму и цвет оправы)

 

Д/у «Помоги отремонтировать очки» (что сломалось? (чего не хватает?), дорисуй недостающие детали) (Приложение 1)

3) Дидактическая игра с мячом «Хорошо-плохо» (правила пользования очками)

Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и говорить предложения, а вы скажете, правильно так делать или нет и бросать мяч мне.

  • Носить очки в кармане (неправильно)
  • Носить очки в футляре (правильно)
  • Протирать стекла специальной салфеткой (правильно)
  • Мыть очки водой, если они грязные (правильно)
  • Класть очки стеклами вниз (неправильно)
  • Снимать очки одной рукой (неправильно)
  • Хранить очки на специальной полочке (правильно)
  • Протирать очки пальцами (неправильно)
  • Снимать очки двумя руками (правильно)
  • Снимать и надевать очки, держась за дужки (правильно) и т.д.

Ребята, давайте эти правила повторим по карточкам, чтобы и мы и кукла Женя запомнили их. (дети выкладывают карточки на мольберте, комментируя выбор)

4) Дидактическое упражнение «Волшебные очки» (согласование прилагательных с существительными по родам). У детей на столах очки с цветными стеклами. Дети снимают свои очки и надевают «волшебные».

  

Педагог лазерной указкой показывает на контурные картинки, расположенные в пространстве кабинета на стенах, дети называют, что они видят и какого цвета. П/О: Я вижу 2 красных листочка, 3 зеленых лягушки, один синий цветок…

Зрительная гимнастика: «Проследите глазки за моей указкой» (перемещение лазерной указки в разных направлениях)

5) Беседа на тему «Когда меня называют очкарик».

– Ребята, кукла Женя сказала мне на ушко, что она боится, что ее будут дразнить «очкариком»… Что же делать? (Ответы детей)

– Чаще всего ребята дразнятся потому, что не понимают, почему ты ходишь в очках. Может быть, у них в семье никто не носит очки, может, они никогда не дружили с такими детьми. Никто не объяснял им, почему некоторые люди ездят на специальной коляске, или ходят на костылях, или нося очки. И эти люди точно такие же, как и он сам. Нужно постараться объяснить это дразнильщику. Если не помогает - самый лучший способ защиты от таких насмешек – не обращать на них внимания, не показывать свою обиду. Тогда и обзывальщику становится неинтересно.

Вы знаете, что много людей имеют не очень хорошее зрение, некоторые из них ходят в очках или линзах. Многие знаменитые люди носили очки и ничуть не стеснялись этого. (Демонстрация портретов) (Приложение 2)

Вот этот человек – русский писатель Антон Павлович Чехов, а это – известный на весь мир ученый Иван Петрович Павлов. Это – портрет известного английского музыканта Джона Леннона, здесь – портрет американца Билла Гейтса, самого богатого человека в мире. А кто это? Гарри Поттер, сказочный мальчик-волшебник.

И самое главное… Очкарик… Звучит-то как ласково, правда? Давайте ласково назовем так друг дружку? И Женю… Не будем обижаться на это слово?

III. Итог занятия.

– Ну, что, Женя, поняла теперь, что очки – это твои помощники? Ребята, как вы считаете, что Жене понравилось на занятии?

Ответы детей.

– Давайте попрощаемся с куклой Женей и пригласим ее приходить к нам еще.