Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
- повторить:
- признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;
- алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;
- правила проверки безударных гласных в разных частях слова;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
- воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Оборудование:
- таблицы: «Падежные окончания имен существительных», «Безударные окончания имён прилагательных»;
- карточки с заданиями, опорные схемы, ТПО;
- алгоритмы проверки безударных окончаний имён
- существительных и имён прилагательных
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарная работа.
(Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1)
Взаимопроверка.
Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, з. мл. ничное, кр. вать,м. рковные
– Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
III. Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.
– Как можно эти словарные слова разделить на две группы? (имена существительные, имена прилагательные)
– Чем похожи имя существительное и имя прилагательное? (часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)
– Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)
– Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Непроверяемая безударная гласная в корне)
– В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)
– А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)
– Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)
– В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)
– Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил.)
– О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных и имён прилагательных)
IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных и имён прилагательных.
– Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока? («Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных»)
– Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)
V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.
(Приложение 2)
– И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.
– Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.
- Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
- Определить падеж слова с безударным окончанием.
- Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
- Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
- Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
- Записать то же окончание в безударную позицию.
На доске опорная схема:
– Какие слова-подсказки вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)
– Для 2-го? (Слон, окно и т.д.)
– Для 3-го? (Степь и т.д.)
VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.
1. Комментированное письмо (Карточка – задание 2).
Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».
(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)
Имя сущ. | Нач. форма | Род | Склонение | Падеж | Пров. слово | Окончание |
на опушк. | ||||||
к кроват. | ||||||
по кроватк. | ||||||
в огород. | ||||||
перед мороз.м |
– Есть ли слова, стоящие в одном падеже? (Да. Это слова на опушке и в огороде, стоящие в предложном падеже, и слова к кровати и по кроватке, стоящие в дательном падеже.)
– Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы? (Нет)
– Чем это можно объяснить? (У слов разные склонения)
2. Работа по таблице «Падежные окончания имен существительных».
– Окончания каких падежей следует запомнить у существительных 1-го склонения? 2-го склонения? 3-го?
3. Повторение правила правописания о и е в окончаниях имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц. (Приложение 3)
– В каком падеже стоит последнее имя существительное? (В творительном)
– О какой особенности правописания окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц мы должны помнить? Приведите примеры.
В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е
Например: мячо'м, дуʹшем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4. Работа в ТПО: с. 73 упр. 292.
– А теперь проверьте себя. Найдите ошибки, которые допустили ученики 4-го класса в написании окончаний имён существительных.
VII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных.
1. Беседа по вопросам.
– А что такое имя прилагательное?
– Какие признаки у имён прилагательных мы можем определить? (число, род, падеж)
– Какими являются перечисленные вами признаки? (непостоянными)
– Что можно сказать об изменении имён прилагательных по родам? (только в ед. числе)
– Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
- Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Определить число, род и падеж существительного.
- По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного.
– Прилагательные какого рода склоняются одинаково? (Мужского и среднего рода)
– В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (Р., Д., Т., П. → какой? → -ой-, -ей-)
– Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.
- Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.
2. Выборочный диктант. Игра «Заказ».
(Работа по карточкам – задание 3).
– А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.
В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.
Требуется:
- имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);
- имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);
- имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);
- имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);
- имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);
- имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);
- имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);
VIII. Самостоятельная работа по карточкам (задание 4).
– Выполните самостоятельно задание 4. Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.
(После выполнения работы карточка сдаётся для проверки)
IX. Итог урока.
– Какие орфограммы мы сегодня повторяли?
– Как проверить безударное окончание в именах существительных? (Повторение действий по алгоритму)
– Какие слова – подсказки запомнили?
– Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?
Домашнее задание: ТПО: с. 73 упр. 292. (выполнить задание, выделить орфограммы).