Занятие по познавательной деятельности в старшей группе «Наша Родина - Россия»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Закрепить знания детей о нашей Родине – России, ее природе, русском национальном костюме. Закреплять умение пользоваться в речи простыми и сложными видами предложений. Продолжать вводить в пассивный словарь и активизировать в речи существительные: журналист, интервью, кокошник, компас. Упражнять в использовании в речи прилагательных, обозначающих качество, глаголов. Развивать логическое мышление. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Предварительная работа: рассматривание картин, знакомство с картой, дидактическая игра «Четвертый лишний», выкладывание самолета, поезда из геометрических фигур, русская народная игра «Гуси вы, гуси».

Ход: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей стране. Скажите, как называют людей, которые отправляются путешествовать с рюкзаками? (Туристы, путешественники). Давайте мы с вами тоже наденем рюкзаки, кепки, возьмем фотоаппараты и отправимся в путешествие. А для чего нужны туристам рюкзаки? Что же нам нужно взять с собой в дорогу, что может пригодиться нам в пути?

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Молодцы! Все правильно сложили свой рюкзак!

Воспитатель достает компас. Компас показывает направление, но на пути – болото.

Игра «Перейди болото по кочкам» (на кочках цифры от 1 до 5).

Переход через ручей по узкому мостику.

Интересно, а куда мы с вами попали? (В лес). Как вы догадались, что это лес? (Здесь растет много разных деревьев). Названия каких деревьев вы знаете?

Посмотрите, как красиво в лесу!

Давайте на мгновенье представим, что мы стали журналистами. Журналистам необходимо взять интервью в лесу. Что такое интервью? (Ответы детей). А у кого можно взять интервью в осеннем лесу? (У березки, у белочки).

Воспитатель предлагает детям по желанию распределить, кто будет журналистом, а кто – обитателем осеннего леса. Журналисты задают вопросы, обитатели леса рассказывают о своих весенних заботах, например:

Журналист: - Здравствуй, березка! Как ты себя чувствуешь в этот осенний день?

Березка: - Мне очень нравится прохладный воздух в лесу.

Журналист: - Березка, у тебя новое платье?

Березка: - Да, я уже поменяла свой зеленый сарафан на желтое платье.

Журналист: - Березка, с кем ты дружишь в осеннем лесу?

Березка: - Ветерок прилетает со мною поиграть. Недавно прилетел сильный ветер, оборвал с веток мои листья, закружил их в пестром хороводе и оставил мои ветки голыми.

Журналист: - Тебе не жалко своих листьев?

Березка: - Сначала было жалко. А потом я почувствовала, что веточкам стало легко и свободно. В моих почках уже осенью прячутся маленькие листики.

 А это что? (Воспитатель показывает картину с изображением реки). Посмотрите, какая река? (Длинная, даже не видно конца). А как красиво по берегам реки! Кто из вас был на речке? Расскажите, что вы там делали. (Купались, загорали, ловили рыбу, любовались красотой).

А вот здесь вряд ли кто-нибудь из вас был. Что это? (Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением гор). Какие горы, что вы можете о них сказать? Что лежит на вершинах гор? (Снег). А почему на вершинах гор лежит снег? Правда, очень красиво?

Посмотрите, как красивы и лес, и река, и горы. Все это наша с вами страна, наша Родина. Как она называется? (Россия).

Давайте пройдем к карте и посмотрим, какая она, наша Россия. Кто знает, как называется столица нашей Родины? ( Воспитатель предлагает показать на карте).

Посмотрите и скажите, что интересного и красивого есть в городе Москве? (Рассматривание фотографий с изображениями достопримечательностей Москвы). Как мы можем назвать Москву, какой это город? (Красивый, большой, огромный).

А теперь расскажите мне о России. Какая она? (Любимая, богатая, красивая, могучая, огромная, многонациональная).

Ребята, а какой символ есть у нашей Родины России? (Флаг).Сколько цветов на нашем флаге? А вы знаете, что они означают?

 Давайте посмотрим на карте, где находится наш город - Прокопьевск.

Как вы думаете, на чем можно добраться от нашего города до столицы? (Дети выкладывают из геометрических фигур изображения самолета и поезда).

Народная игра «Гуси вы, гуси» (Физминутка).

Почему игру назвали народной? ( Русский народ придумал ее очень давно, но играют в нее дети до сих пор).

Пока мы с вами играли, к нам пришла в гости Аленушка. Как одета кукла Аленушка? (На ней надет сарафан). Какого он цвета? Как украшен? А что у куклы Аленушки на голове? Кто помнит, как называется этот головной убор? (Кокошник). Ребята, вы заметили: у Аленушки в руке платочек (рассматриваем). Из чего он изготовлен? ( Из ткани).

А с собой Аленушка принесла много лоскутов ткани , они лежат у вас на столах. Хотите, мы с вами украсим эти платочки?

Украшение платочков (рисование по ткани).

Вы славно потрудились, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Вставайте в хоровод!

Игра-хоровод «Галя по садочку ходила».

Подводится итог занятия.