Обучение игре на синтезаторе

Разделы: Музыка


Пояснительная записка.

Новые информационные технологии твердо вошли в нашу жизнь, в том числе и клавишный синтезатор, представляющий собой, в сущности, специализированный музыкальный компьютер. Его широкое распространение в профессиональной музыке и музыкальном быту – проявление современной тенденции компьютеризации различных видов деятельности.

Игра на синтезаторе позволяет значительно обогатить творчество учащихся, наряду с традиционной исполнительской деятельностью включаются элементы звукорежиссерской и композиторской деятельности, благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на программные заготовки каждый из видов деятельности приобретает более простые формы. Творчество детей, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но и простым, и продуктивным.

Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность данной деятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее детей и подростков.

Главной целью является - помочь ученику сделать шаг на пути к самостоятельному созданию и исполнению электронной аранжировки музыкальных произведений.

Обучение игре на синтезаторе связано с решением трех ключевых задач:

  • получение базовых знаний по музыкальной теории
  • освоение художественных возможностей синтезатора
  • освоение исполнительской техники

Все эти учебные задачи решаются в ходе творческой практики учащихся

  • электронной аранжировки и разучивания музыкальных произведений.

Главными критериями отбора произведений, помимо охвата наиболее значимых для расширения кругозора детей жанров и направлений, послужили яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития мышления учащихся младших и средних классов, соответствие с возможностями электронной аппаратуры. Предлагаемые для учащихся произведения сгруппированы в три раздела: академическая, музыка массовых жанров, народная.

Занятия на синтезаторе являются дополнительной частью урока.

Знакомство с инструментом и его освоение, как правило, начинается с третьего года обучения игре на фортепиано, синтезатор является дополнительным инструментом, который учащиеся осваивают по желанию, музыкально одаренные дети могут начать осваивать инструмент гораздо раньше, применяется индивидуальный подход.

Если занятия по общему фортепиано помогают учащимся-исполнителям развивать гармонический слух, способность воспринимать многоэлементную полифонизированную музыкальную фактуру, то синтезатор, обладая помимо многоголосия массой других выразительных возможностей, способствует значительному расширению представлений учащихся о музыке в целом.

Ориентация на разнообразие форм деятельности на уроке, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству ученика, индивидуальный подход- все это способствует результативной творческой работе. Синтезатор, с его широкими возможностями и упрощенной техникой игры, является волшебным средством для введения детей и подростков в мир музыки.

Задачи первого года обучения

  1. Ознакомление с инструментом и освоение методов игры на синтезаторе.
  2. Освоение исполнительской техники: постановка рук, навыки позиционной игры.
  3. Освоение различных приемов управления фактурного звучания.
  4. Изучение теоретического материала необходимого игры на синтезаторе.
  5. Формирование творческих способностей.
  6. Расширение кругозора учащихся.

Задачи второго года обучения

  1. Освоение различных форм и приемов игры на синтезаторе, наложение ритма и тембра.
  2. Изучение художественных возможностей синтезатора: тембров, ритмов, различных эффектов.
  3. Изучение основ гармонизации.
  4. Расширение музыкального кругозора учащихся.
  5. Воспитание музыкального вкуса.
  6. Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи третьего года обучения

  1. Освоение различных форм игры на синтезаторе, обучение переключению режимов во время игры.
  2. Обучение самостоятельной гармонизации.
  3. Обучение самостоятельной аранжировке музыкальных произведений, подбор ритма, инструментов.
  4. Расширение музыкального кругозора учащихся.
  5. Развитие творческих способностей учащихся.
  6. Воспитание музыкального вкуса.

Задачи четвертого года обучения

  1. Освоение различных форм игры на синтезаторе, свободному владению выразительными средствами.
  2. Обучение подбора мелодии, ее гармонизации и аранжировки.
  3. Обучение записи мелодии и аккомпанемента в «память».
  4. Приобретение теоретических музыкальных знаний.
  5. Расширение музыкального кругозора учащихся.
  6. Развитие творческих способностей учащихся.
  7. Воспитание музыкального вкуса.

Задачи пятого года обучения.

  1. Свободное владение различными формами игры на синтезаторе.
  2. Обучение гармонизации и аранжировке музыкальных произведений на синтезаторе.
  3. Обучение записи фонограмм.
  4. Приобретение теоретических музыкальных знаний.
  5. Расширение музыкального кругозора учащихся.
  6. Развитие творческих способностей учащихся.
  7. Воспитание музыкального вкуса.

Содержание изучаемого материала

Первый год обучения

Тема: Музыкально- выразительные средства:

Определение понятий: мелодия, аккомпанемент, ритм, тембр.

Ознакомление с синтезатором: изучение возможностей инструмента, знакомство с основными функциями синтезатора: разделение клавиатуры, режим включения автоаккомпанемента, режимы взятия аккордов, установка темпа, использование шаблона вступления и окончания, ритмического отыгрыша.

Тема: Начальные сведения о гармонии:

Определение понятия гармония. Мажор и минор, игра на синтезаторе мажорных и минорных аккордов. Основные виды аккордов: тоника, доминанта и субдоминанта. Определение аккордов в разучиваемых произведениях.

Тема: Изучение тембров на синтезаторе:

Режим включения тембров. Прослушивание тембров, определение инструментов. Инструментовка мелодий произведений различных жанров.

Тема: Изучение ритмов на синтезаторе:

Режим включения ритмов. Прослушивание различных ритмов. Деление ритмов по стилю. Выбор ритмов для произведений различных жанров.

Тема: Освоение различных приемов управления фактурой музыкального звучания в режиме обычной и разделенной клавиатуры:

Разучивание произведений различного характера, используя различные приемы игры на синтезаторе, как с ритмической поддержкой, так и без нее.

Постановка рук, приобретение навыков позиционной игры.

Тема: Начинаем наш концерт:

Работа над музыкальными произведениями и показ разученных произведений на зачете, классном концерте и на конкурсах.

Второй год обучения

Тема: Художественные возможности синтезатора:

Получение представлений о функциональном взаимодействии различных музыкально-выразительных средств: мелодии и гармонии; фактуры, тембра, гармонии, норм голосоведения, формы (каденции). Ознакомление со звуковым материалом: набор тембров и шумов, глиссандо, тремоло, эффекты. Использование знаний на практике при разучивании музыкальных произведений.

Тема: Формы игры, использование ритм-машины, автоаккомпанемента:

Освоение различных приемов управления фактурой музыкального звучания в режимах обычной и разделенной клавиатуры, использование ритм машины и автоаккомпанемента. Приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков.

Тема: Интервалы, лад, аккорды, буквенные обозначения аккордов:

Изучение интервалов, мажорный и минорный лад, буквенные обозначения в мажоре и миноре. Практическое использование при разучивании произведений.

Тема: Форма произведения - куплетная:

определение формы в разучиваемых произведениях, переход из одного вида паттерна

в варьированный или его смена. Определение стиля, темпа и особенностей ритмического и фактурного рисунка. Исполнение произведений в данной форме.

Тема: Гармонизация пьесы на основе тоники, доминанты и субдоминанты:

Гармонизация части музыкального произведения.

Творческие задания на основе, разучиваемых, произведений.

Тема: Начинаем наш концерт:

Работа над музыкальными произведениями и показ разученных произведений на зачете, классном концерте и на конкурсах.

Третий год обучения

Тема: Функциональное взаимодействие различных музыкально-выразительных средств:

Освоение различных приемов управления фактурой музыкального звучания (в режимах обычной и разделенной клавиатуры), использование ритм -машины, автоаккомпанемента и знакомство с интерактивными фактурными заготовками наличного цифрового инструмента (паттернами, «звуковыми подушечками», ритмо-гармоническими последовательностями в режиме свободного сеанса). Творческие задания на основе разучиваемых произведений.

Тема: Переключение режимов во время игры:

Выбор режимов игры , обучение переключениям режимов во время игры. Использование полученных навыков на практике. Творческие задания на основе данных учащемуся произведений. Исполнение произведений с переключением режимов.

Тема: Формы музыкальных произведений - вариации, рондо:

Изучение новых форм музыкальных произведений: вариация, рондо. Определение форм в разучиваемых произведениях. Исполнение произведений в данных формах.

Тема: Самостоятельная гармонизация произведений на основе тоники, доминанты и субдоминанты:

Самостоятельная гармонизация части произведения на основе TDS

Творческие задания по гармонизации простейших песен. Воспроизведение в режиме упрощенного взятия аккордов.

Тема: Самостоятельная инструментовка произведений:

Самостоятельная инструментовка мелодии в соответствии с характером произведения, подбор тембров, фактуры, использование, когда это необходимо, шумовых эффектов.

Тема: Начинаем наш концерт:

Работа над музыкальными произведениями и показ разученных произведений на зачете, классном концерте и на конкурсах.

Четвертый год обучения.

Тема: Функциональное взаимодействие различных музыкально-выразительных средств:

Освоение различных приемов управления фактурой музыкального звучания, использование ритм -машины, автоаккомпанемента, освоение художественных возможностей, открываемых с помощью применения секвенстера, объединения звуковых ресурсов нескольких MIDI-устройств. Применение возможностей на практике при разучивании произведений.

Тема: Запись в память ритма и мелодии:

Изучение и использование записи в память мелодии и ритма на музыкальных произведениях, находящихся в работе. Творческие задания.

Тема: Формы музыкальных произведений: двухчастная и трехчастная:

Изучение двухчастной и трехчастной формы. Определение формы, стиля, темпа и особенностей ритмического и фактурного рисунка, выбор интерактивного режима. Исполнение произведений в данной форме.

Тема: Самостоятельная гармонизация произведений на основе тоники, доминанты и субдоминанты, аккорды с добавленными тонами:

Изучение септаккорда, взятие его на клавиатуре, гармонизация заданного произведения с помощью септаккордов, тонического, доминантового и субдоминантового аккордов. Применение аккордов на практике в заданных музыкальных произведениях в режиме автоаккомпанемента.

Тема: Аранжировка произведения:

Аранжировка и исполнение произведения в режимах с использованием автоаккомпанемента и без него. Инструментовка произведения, наложение одного тембра на другой. Использование шумовых эффектов. Различная динамика исполнения.

Тема: Начинаем наш концерт:

Работа над музыкальными произведениями и показ разученных произведений на зачете, классном концерте и на конкурсах.

Пятый год обучения

Тема: Функциональное взаимодействие различных музыкально-выразительных средств:

Освоение различных приемов управления фактурой музыкального звучания, использование ритм - машины, автоаккомпанемента, освоение художественных возможностей, открываемых с помощью применения секвенстера, объединения звуковых ресурсов нескольких MIDI-устройств.

Применение возможностей на практике при разучивании произведений.

Тема: Запись фонограмм:

Определение формы, стиля, темпа и особенностей ритмического и фактурного рисунка, выбор интерактивного режима. Запись ритма и мелодии с использованием трех дорожек. Запись сделанной фонограммы на дискету. Запись разученных произведений, создание личной фонотеки.

Тема: Самостоятельная гармонизация произведений на основе тоники, доминанты и субдоминанты, аккорды с добавленными тонами:

Гармонизация заданного произведения с помощью септаккордов, тонического, доминантового и субдоминантового аккордов. Применение аккордов на практике в заданных музыкальных произведениях в режиме автоаккомпанемента. Творческие задания.

Тема: Аранжировка произведения:

Аранжировка и исполнение произведения в режимах с использованием автоаккомпанемента и без него. Инструментовка произведения, наложение одного тембра на другой. Шумовые эффекты. Различная динамика исполнения. Смена ансамблевого тембра на сольный. Творческие задания.

Тема: Начинаем наш концерт:

Работа над музыкальными произведениями и показ разученных произведений на зачете, классном концерте и на конкурсах.