Цели урока:
- познакомить учащихся с последовательным и параллельным соединениями проводников;
- познакомить учащихся с закономерностями, существующими в цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников;
- развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
- развивать умение решать задачи.
Наглядные пособия и оборудование:
- презентация (приложение);
- мультимедийный проектор;
- цепи с последовательно и параллельно соединёнными лампочками.
План урока:
- Вводная часть. Сообщение учителя.
- Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
- Последовательное и параллельное соединение проводников. Демонстрация, беседа, презентация, объяснение нового материала, работа с таблицей.
- Закрепление изученного материала. Работа с презентацией. Решение задач.
- Подведение итогов, домашнее задание. Сообщение учителя.
Ход урока
Актуализация знаний:
Вопросы для учащихся находятся на слайдах презентации:
- Что называется сопротивлением?
- В чём причина сопротивления?
- От каких параметров зависит сопротивление проводника?
- Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
- Силу тока в цепи увеличили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
- Напряжение в цепи уменьшили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
- Длину проводника уменьшили в три раза. Как изменилось сопротивление проводника?
- Проволоку согнули пополам. Как изменилось сопротивление проволоки?
- По графику сравните электрическое сопротивление проводников.
Последовательное и параллельное соединения проводников:
На слайде появляется таблица, учащиеся переносят её в тетрадь.
Последовательное соединение |
Параллельное соединение |
|
Схема | ||
Сила тока | ||
Напряжение | ||
Сопротивление |
Обсуждается последовательное соединение проводников.
Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.
Учитель демонстрирует опыты с цепью с последовательно соединёнными лампочками.
Учащиеся делают выводы:
- сила тока в цепи при последовательном соединении проводников в любых частях цепи одинакова: I = I1 = I2
- общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке: U = U1 + U2
Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников?
С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: R = R1 + R2.
Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n последовательно соединённых одинаковых проводников? R = nR1
Обсуждается параллельное соединение проводников.
Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.
Учитель демонстрирует опыты с цепью с параллельно соединёнными лампочками.
Учащиеся делают выводы:
- cила тока в неразветвлённой цепи равна сумме токов в разветвлениях: I = I1 + I2
- yапряжение на каждом из параллельно соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2
Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников?
С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: , .
Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n параллельно соединённых одинаковых проводников? R =
Преимущества и недостатки соединений.
Пример последовательного соединения: гирлянда.
Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.
Преимущества и недостатки соединений:
Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.
Параллельное – при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.
Учащиеся заполняют таблицу в тетради с помощью слайда презентации:
Закрепление изученного материала.
Решение задач на последовательное и параллельное соединения с использованием слайдов презентации.
Домашнее задание: § 48,49, упр. 22 (1), 23 (1).
Литература
- А.В. Пёрышкин “Физика. 8 класс”. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6-е издание. “Дрофа”, Москва. 2004 г.
- Л. А. Кирик “Физика 8. Методические материалы”, Москва, “ИЛЕКСА”, 2003 г.
- А. И. Сёмке “Занимательные материалы к урокам”, Москва, “Издательство НЦ ЭНАС”, 2006 г.