Урок физики в 8-м классе по теме "Последовательное и параллельное соединение проводников"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • познакомить учащихся с последовательным и параллельным соединениями проводников;
  • познакомить учащихся с закономерностями, существующими в цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников;
  • развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • развивать умение решать задачи.

Наглядные пособия и оборудование:

  • презентация (приложение);
  • мультимедийный проектор;
  • цепи с последовательно и параллельно соединёнными лампочками.

План урока:

  1. Вводная часть. Сообщение учителя.
  2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
  3. Последовательное и параллельное соединение проводников. Демонстрация, беседа, презентация,   объяснение нового материала,  работа с таблицей.
  4. Закрепление изученного материала.  Работа с презентацией. Решение задач.
  5. Подведение итогов, домашнее задание. Сообщение учителя.

Ход урока

Актуализация знаний:

Вопросы для учащихся находятся на слайдах презентации:

  1. Что называется сопротивлением?
  2. В чём причина сопротивления?
  3. От каких параметров зависит сопротивление проводника?
  4. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
  5. Силу тока в цепи увеличили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
  6. Напряжение в цепи уменьшили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
  7. Длину проводника уменьшили в три раза. Как изменилось сопротивление проводника?
  8. Проволоку согнули пополам. Как изменилось сопротивление проволоки?
  9. По графику сравните электрическое сопротивление проводников.

Последовательное и параллельное соединения проводников:

На слайде появляется таблица, учащиеся переносят её в тетрадь.

Последовательное
соединение
Параллельное
соединение
Схема
Сила тока
Напряжение
Сопротивление

Обсуждается последовательное соединение проводников.

Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.

Учитель демонстрирует опыты с цепью с последовательно соединёнными лампочками.

Учащиеся делают выводы:

  • сила тока в цепи при последовательном соединении проводников в любых частях цепи одинакова: I = I1 = I2
  • общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке: U = U1 + U2

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: R = R1 + R2.

Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n последовательно соединённых одинаковых проводников? R = nR1

Обсуждается параллельное соединение проводников.

Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.

Учитель демонстрирует опыты с цепью с параллельно соединёнными лампочками.

Учащиеся делают выводы:

  • cила тока в неразветвлённой цепи равна сумме токов в разветвлениях: I = I1 + I2
  • yапряжение на каждом из параллельно соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: , .

Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n параллельно соединённых одинаковых проводников? R =

Преимущества и недостатки соединений.

Пример последовательного соединения: гирлянда.

Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.

Преимущества и недостатки соединений:

Последовательноезащита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.

Параллельное – при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради с помощью слайда презентации:

Закрепление изученного материала.

Решение задач на последовательное и параллельное соединения с использованием слайдов презентации.

Домашнее задание: § 48,49, упр. 22 (1), 23 (1).

Приложение

Литература

  1. А.В. Пёрышкин “Физика. 8 класс”. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6-е издание. “Дрофа”, Москва. 2004 г.
  2. Л. А. Кирик “Физика 8. Методические материалы”, Москва, “ИЛЕКСА”, 2003 г.
  3. А. И. Сёмке “Занимательные материалы к урокам”, Москва, “Издательство НЦ ЭНАС”, 2006 г.