Интегрированный урок (технология + окружающий мир) в 1-м классе по теме "Работа с бросовым материалом. Изготовление поздравительной открытки"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с применением вторичных материалов.
  2. Расширить знания о травянистых растениях;
  3. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе.
  4. Развивать фантазию и творческие способности.

Оборудование: бросовый материал (чаинки), бумага, образец, картина “Лесная полянка”, цветы: одуванчик, ромашка, колокольчик, Муравьишка, Мудрая Черепаха с ножницами, письмо с карточками, на которых записаны загадки, а на обратной стороне отгадки, после отгадывания карточки появляются на доске, карточки со словами: ремесло, сокровища, растительные, животные; картинка “Как выращивают и убирают чай.

Пословица: труд человека кормит, труд одевает.

Слова Пришвина (написанные на доске) на доске и стихотворение о природе.

План работы.

1. Оргмомент.

2. Вступительная беседа.

3. Загадки к уроку.

3. Знакомство с растительными и животными сокровищами.

4. Инсценировка цветов ромашки, одуванчика, колокольчика.

5. Знакомство с травянистым растением: чайным кустом.

6 Значение чая в применении.

7. Сообщение темы и объяснение порядка выполнения работы.

8. Выполнение работы учащимися.

9. Показ лучших работ.

10. Подведение итогов.

11. Пословицы: Только в труде можно стать настоящим человеком.

Кто любит труд, того люди чтут.

Добрый день наши уважаемые гости! Сегодня у нас опять с вами необычный урок технологии и окружающего мира.

Если день мы начинаем с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.

Давайте же все улыбнемся друг другу и проведем урок с улыбкой. Наша с вами задача, ребята, показать, как мы с вами учимся познавать науки.

Мир вокруг нас огромный, таинственный, многоцветный. Каждый человек совершает свои открытия в этом мире, удивляется его чудесам.

Любовь к природе и родному краю неразрывны.

М.М. Пришвин писал: “Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни”.

Что это за сокровища? Муравьишка просит вас отгадать вас загадки:

1. Дерева одежда хранит
ствол надежно (кора).

2. В земле скрывается,
В руках преображается.
Огнем закаляется,
В посуду превращается. (Глина)

3. Что с земли легко поднимешь,
Но далеко не закинешь. (Перья)

4. В сенокос горька
А в мороз сладка,
Что за ягодка. (Рябина)

5. Мягок, а не пух
Зелен, а не трава. (Мох)

6. Весной травкой шелковистой,
Летом нивой золотистой,
Ну а зимнею порою
Аппликацией играю
Сухая, ломкая
Зовут ее …соломка.

7. Яичко в чашечке
С дерева свалилось
Но не разбилось. (Желудь)

8. Золотое решето черных
Зернышек полно. (Семена подсолнуха)

Кора, глина, перья, мох, желуди, семена подсолнечника, соломка, рябина, как их можно назвать по - другому? (Это природный материал)

Какой природный материал вы еще знаете? (Листья, семена растений, шерсть, кожа)

Молодцы!

Эти сокровища бывают растительного и животного происхождения.

Как вы думаете: какие из них будут растительными, а какие будут животными? (Ответы детей и появляется схема:

СОКРОВИЩА

РАСТИТЕЛЬНЫЕ

Кора, глина, мох, желуди, семена подсолнечника, соломка, рябина, листья, семена растений

ЖИВОТНЫЕ

Перья, пух, шерсть, кожа.

В руках умельца с душой материалы из хранилища превращаются в великолепные поделки. Ведь природа была добрым другом человека, а природный материал - огромная кладовая для развития творчества и фантазии.

Еще в древности люди умели делать нужные вещи своими руками, а украшали их аппликацией, сделанных из различных материалов.

Ручное приготовление различных изделий называется РЕМЕСЛОМ.

(Вывесить слово РЕМЕСЛО на доску). Ремеслу учились с детства. У родителей, бабушек и дедушек. Так дошли до нашего времени некоторые секреты народного мастерства. А вам хотелось бы стать хорошими мастерами?

Работа с пословицами: Только в труде можно стать настоящим человеком.

Кто любит труд, того люди чтут.
Труд человека кормит, труд одевает.

Посмотрите на доску. У нас с вами здесь лесная полянка и на ней черепаха. У нее сегодня ножницы. Ой, что, это у неё тут?

Письмо. (Вскрываю письмо). Она хочет проверить вас, как вы знаете цветы:

Рос шар бел,
Ветер дунул - шар улетел. (Одуванчик)

Вышли темно-голубые
В поле на бугорчики,
Это цветики степные
Это… (колокольчики).

Стоит в саду кудряшка
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)

Какие это растения? (Травянистые)

4. Инсценировка цветов ромашки, одуванчика, колокольчика.

1. Мы из цветов составляем букеты,
Подбирая цветок за цветком,
И душистое свежее лето.
Вместе с нами приходит в наш дом.

2. Мы - цветы.
И наша доля -
Расти, цвести в окружении поля,
Все подробности о нас,
Мы расскажем вам сейчас.

Одуванчик.

Я одуванчик,
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь в полях
Белеют чудо - шарики
На тонких стебельках
Сквозные, серебристые
Они, как пух легки,
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки.

Колокольчик.

Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон,
Легкий, легкий. Тонкий, тонкий.
Будто серебристый звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты?
И так звенишь, и так трепещешь
Там, где травы и цветы.

Ромашка.

Знакомые с детства, родные ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки.
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша поляна одета,
Качает цветы ветерок на бегу.
Ромашка, ромашка!
Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.

1. Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.

2. Давайте пройдемся медленно по лугу
И здравствуй, скажем, каждому цветку.
Я должен над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать
А чтоб увидеть что-то доброе
И доброе свое лицо им показать. (Появляется куст чая)

Это кому свое лицо показать? Это мне. Какую такую тайну хотите вы разгадать? А Вы знаете, кто я?

Я люблю путешествовать, господа!

Живу на Цейлоне, Кавказе, в Китае и в солнечной Индии.

(С места.) Нескромный вопрос, позвольте, о возрасте вашем я хочу узнать.

Чайный куст. В расцвете своем я сейчас нахожусь. Я полон энергии. Этим я горжусь!

- А все-таки, возраст скажите?

Чайный куст. Ну, скажем так - 17 веков мне и родина моя – Китай.

Ча – называют меня по-разному. Где то-то “ЦХА” “Тья” Чаще всего называют ЧА, а в переводе на русский просто ЧА означает – листок молодости. А в Россия я появился примерно 360 лет назад. (Чай). Правильно.

Учитель: Ребята посмотрите на картинку. Как растет чай. Целая плантация, а убирают чай чаеуборочные машины. Листочки чая зеленые, когда высохнут, то мы с вами знаем что они черные. Цвет чая зависит от сорта.

Послушайте стихи о чае (читают дети):

1.Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.

2. Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.

3. Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет,
Если хворь с кем приключится
Чаем можете лечиться.

4. Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.

5. И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг
Чай здоровью - лучший друг.

6. Чай вам дарит и веселье
И безудерженный задор,
А еще, в том нет сомненья,
Задушевный разговор.
Хорошо за чашкой чая вечером,
Посидеть вместе всей семьей.

Чайный куст. Ученые давно установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца. Повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям, воспалительным процессам.

При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настоя теплого чая. Только вот, что делать со мною не знают многие. А вы случайно не знаете? (Ответы детей)

Ребята. Мои сухие листочки чайного куста можно использовать на уроках технологии.

Обращаясь к чайному кусту, вот сегодня мы научим ребят и гостей использовать сухие чайные листочки- молодости или просто чаинки будем превращать в забавные веселые картинки.

П. Рассматривание образца и объяснение как выполнять работу.

Физкультминутка.

Мы немножко потрудились и устали,
А теперь мы дружно встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево,
А потом направо и опять налево
Тихо сели, вновь за дело.

III. Выполнение работы детьми.

Сообщение Мудрой Черепахи: “Труд человека не только кормит, но и душу согревает”.

IV. Показ работ учащихся.

(Альбомный лист сложен пополам.

1 - лицевая сторона, 2 - внутренняя сторона - это работа ребенка)

V. Чтение сочинений учащихся предыдущего выпуска.

Вот одно из них:

Колокольчики. С первыми утренними лучами солнца просыпается все вокруг. Оживает природа.

На лесной полянке растут забавные колокольчики. Их лиловые головки очень склонились и позванивают на ветру. Светлые шарики – росинки, точно алмазы, осыпали листья блеском. Колокольчики встречают новый день.

А еще ребята участвовали в различных выставках и вот всем классом мы сочиняли стихотворения (читают 2 ученика стихи).

1. Природа вокруг нас
То предельно проста,
то одета в цветастые платья.
Улыбкою ясною она
Встречает каждого из нас.
Удивляет нас ее красота
Удивляет её терпенье.
Мы сорвали цветок -
А он завял
Поймали мотылька -
Он умер на ладони.
И тогда мы поняли,
Что прикоснуться к ее красоте
Можно только сердцем.

2. А у вон той дорожки
Что идет к нам прямо
Рос цветок на длинной ножке
Белый с желтеньким глазком.
Я его сорвать хотела.
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: Не тронь!

VI. Цветы нам продлевают радость встреч.

Откладывают время расставанья.
Мы душу и цветы должны беречь
От зла и от хищных рук.
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Цветочек или кустик посадит
В школьном или свом дворе.
И увидим тогда мы красоту родной природы.

Послушайте.

Наши колокольчики зазвенели. Они о чем-то хотят сказать.

Наверное, наши волшебные колокольчики хотят попросить вас и гостей, чтобы вы рассказали о том, как можно применять чаинки- сухие чайные листочки молодости.

А вас, ребята, они просят рассказать об этом родителям, и можете вместе с родителями сделать другую поделку.

Итог урока. Вернемся к пословице. Действительно, “труд человека кормит, труд одевает”, а сегодня он согрел вам души?

(Кому он согрел души – положите красный кружочек, перед собой, кому не совсем – зеленый)

Ребята! А еще есть пословица “Труд на ум наставляет”.

Молодцы ребята. Спасибо Вам за урок.