Цели урока:
- Познакомить с применением вторичных материалов.
- Расширить знания о травянистых растениях;
- Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе.
- Развивать фантазию и творческие способности.
Оборудование: бросовый материал (чаинки), бумага, образец, картина “Лесная полянка”, цветы: одуванчик, ромашка, колокольчик, Муравьишка, Мудрая Черепаха с ножницами, письмо с карточками, на которых записаны загадки, а на обратной стороне отгадки, после отгадывания карточки появляются на доске, карточки со словами: ремесло, сокровища, растительные, животные; картинка “Как выращивают и убирают чай.
Пословица: труд человека кормит, труд одевает.
Слова Пришвина (написанные на доске) на доске и стихотворение о природе.
План работы.
1. Оргмомент.
2. Вступительная беседа.
3. Загадки к уроку.
3. Знакомство с растительными и животными сокровищами.
4. Инсценировка цветов ромашки, одуванчика, колокольчика.
5. Знакомство с травянистым растением: чайным кустом.
6 Значение чая в применении.
7. Сообщение темы и объяснение порядка выполнения работы.
8. Выполнение работы учащимися.
9. Показ лучших работ.
10. Подведение итогов.
11. Пословицы: Только в труде можно стать настоящим человеком.
Кто любит труд, того люди чтут.
Добрый день наши уважаемые гости! Сегодня у нас опять с вами необычный урок технологии и окружающего мира.
Если день мы начинаем с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.
Давайте же все улыбнемся друг другу и проведем урок с улыбкой. Наша с вами задача, ребята, показать, как мы с вами учимся познавать науки.
Мир вокруг нас огромный, таинственный, многоцветный. Каждый человек совершает свои открытия в этом мире, удивляется его чудесам.
Любовь к природе и родному краю неразрывны.
М.М. Пришвин писал: “Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни”.
Что это за сокровища? Муравьишка просит вас отгадать вас загадки:
1. Дерева одежда хранит
ствол надежно (кора).
2. В земле скрывается,
В руках преображается.
Огнем закаляется,
В посуду превращается. (Глина)
3. Что с земли легко поднимешь,
Но далеко не закинешь. (Перья)
4. В сенокос горька
А в мороз сладка,
Что за ягодка. (Рябина)
5. Мягок, а не пух
Зелен, а не трава. (Мох)
6. Весной травкой шелковистой,
Летом нивой золотистой,
Ну а зимнею порою
Аппликацией играю
Сухая, ломкая
Зовут ее …соломка.
7. Яичко в чашечке
С дерева свалилось
Но не разбилось. (Желудь)
8. Золотое решето черных
Зернышек полно. (Семена подсолнуха)
Кора, глина, перья, мох, желуди, семена подсолнечника, соломка, рябина, как их можно назвать по - другому? (Это природный материал)
Какой природный материал вы еще знаете? (Листья, семена растений, шерсть, кожа)
Молодцы!
Эти сокровища бывают растительного и животного происхождения.
Как вы думаете: какие из них будут растительными, а какие будут животными? (Ответы детей и появляется схема:
СОКРОВИЩА
РАСТИТЕЛЬНЫЕ
Кора, глина, мох, желуди, семена подсолнечника, соломка, рябина, листья, семена растений
ЖИВОТНЫЕ
Перья, пух, шерсть, кожа.
В руках умельца с душой материалы из хранилища превращаются в великолепные поделки. Ведь природа была добрым другом человека, а природный материал - огромная кладовая для развития творчества и фантазии.
Еще в древности люди умели делать нужные вещи своими руками, а украшали их аппликацией, сделанных из различных материалов.
Ручное приготовление различных изделий называется РЕМЕСЛОМ.
(Вывесить слово РЕМЕСЛО на доску). Ремеслу учились с детства. У родителей, бабушек и дедушек. Так дошли до нашего времени некоторые секреты народного мастерства. А вам хотелось бы стать хорошими мастерами?
Работа с пословицами: Только в труде можно стать настоящим человеком.
Кто любит труд, того люди чтут.
Труд человека кормит, труд одевает.
Посмотрите на доску. У нас с вами здесь лесная полянка и на ней черепаха. У нее сегодня ножницы. Ой, что, это у неё тут?
Письмо. (Вскрываю письмо). Она хочет проверить вас, как вы знаете цветы:
Рос шар бел,
Ветер дунул - шар улетел. (Одуванчик)
Вышли темно-голубые
В поле на бугорчики,
Это цветики степные
Это… (колокольчики).
Стоит в саду кудряшка
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
Какие это растения? (Травянистые)
4. Инсценировка цветов ромашки, одуванчика, колокольчика.
1. Мы из цветов составляем букеты,
Подбирая цветок за цветком,
И душистое свежее лето.
Вместе с нами приходит в наш дом.
2. Мы - цветы.
И наша доля -
Расти, цвести в окружении поля,
Все подробности о нас,
Мы расскажем вам сейчас.
Одуванчик.
Я одуванчик,
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь в полях
Белеют чудо - шарики
На тонких стебельках
Сквозные, серебристые
Они, как пух легки,
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки.
Колокольчик.
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон,
Легкий, легкий. Тонкий, тонкий.
Будто серебристый звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты?
И так звенишь, и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
Ромашка.
Знакомые с детства, родные ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки.
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша поляна одета,
Качает цветы ветерок на бегу.
Ромашка, ромашка!
Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.
1. Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.
2. Давайте пройдемся медленно по лугу
И здравствуй, скажем, каждому цветку.
Я должен над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать
А чтоб увидеть что-то доброе
И доброе свое лицо им показать. (Появляется куст
чая)
Это кому свое лицо показать? Это мне. Какую такую тайну хотите вы разгадать? А Вы знаете, кто я?
Я люблю путешествовать, господа!
Живу на Цейлоне, Кавказе, в Китае и в солнечной Индии.
(С места.) Нескромный вопрос, позвольте, о возрасте вашем я хочу узнать.
Чайный куст. В расцвете своем я сейчас нахожусь. Я полон энергии. Этим я горжусь!
- А все-таки, возраст скажите?
Чайный куст. Ну, скажем так - 17 веков мне и родина моя – Китай.
Ча – называют меня по-разному. Где то-то “ЦХА” “Тья” Чаще всего называют ЧА, а в переводе на русский просто ЧА означает – листок молодости. А в Россия я появился примерно 360 лет назад. (Чай). Правильно.
Учитель: Ребята посмотрите на картинку. Как растет чай. Целая плантация, а убирают чай чаеуборочные машины. Листочки чая зеленые, когда высохнут, то мы с вами знаем что они черные. Цвет чая зависит от сорта.
Послушайте стихи о чае (читают дети):
1.Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
2. Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.
3. Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет,
Если хворь с кем приключится
Чаем можете лечиться.
4. Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
5. И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг
Чай здоровью - лучший друг.
6. Чай вам дарит и веселье
И безудерженный задор,
А еще, в том нет сомненья,
Задушевный разговор.
Хорошо за чашкой чая вечером,
Посидеть вместе всей семьей.
Чайный куст. Ученые давно установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца. Повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям, воспалительным процессам.
При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настоя теплого чая. Только вот, что делать со мною не знают многие. А вы случайно не знаете? (Ответы детей)
Ребята. Мои сухие листочки чайного куста можно использовать на уроках технологии.
Обращаясь к чайному кусту, вот сегодня мы научим ребят и гостей использовать сухие чайные листочки- молодости или просто чаинки будем превращать в забавные веселые картинки.
П. Рассматривание образца и объяснение как выполнять работу.
Физкультминутка.
Мы немножко потрудились и устали,
А теперь мы дружно встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево,
А потом направо и опять налево
Тихо сели, вновь за дело.
III. Выполнение работы детьми.
Сообщение Мудрой Черепахи: “Труд человека не только кормит, но и душу согревает”.
IV. Показ работ учащихся.
(Альбомный лист сложен пополам.
1 - лицевая сторона, 2 - внутренняя сторона - это работа ребенка)
V. Чтение сочинений учащихся предыдущего выпуска.
Вот одно из них:
Колокольчики. С первыми утренними лучами солнца просыпается все вокруг. Оживает природа.
На лесной полянке растут забавные колокольчики. Их лиловые головки очень склонились и позванивают на ветру. Светлые шарики – росинки, точно алмазы, осыпали листья блеском. Колокольчики встречают новый день.
А еще ребята участвовали в различных выставках и вот всем классом мы сочиняли стихотворения (читают 2 ученика стихи).
1. Природа вокруг нас
То предельно проста,
то одета в цветастые платья.
Улыбкою ясною она
Встречает каждого из нас.
Удивляет нас ее красота
Удивляет её терпенье.
Мы сорвали цветок -
А он завял
Поймали мотылька -
Он умер на ладони.
И тогда мы поняли,
Что прикоснуться к ее красоте
Можно только сердцем.
2. А у вон той дорожки
Что идет к нам прямо
Рос цветок на длинной ножке
Белый с желтеньким глазком.
Я его сорвать хотела.
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: Не тронь!
VI. Цветы нам продлевают радость встреч.
Откладывают время расставанья.
Мы душу и цветы должны беречь
От зла и от хищных рук.
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Цветочек или кустик посадит
В школьном или свом дворе.
И увидим тогда мы красоту родной природы.
Послушайте.
Наши колокольчики зазвенели. Они о чем-то хотят сказать.
Наверное, наши волшебные колокольчики хотят попросить вас и гостей, чтобы вы рассказали о том, как можно применять чаинки- сухие чайные листочки молодости.
А вас, ребята, они просят рассказать об этом родителям, и можете вместе с родителями сделать другую поделку.
Итог урока. Вернемся к пословице. Действительно, “труд человека кормит, труд одевает”, а сегодня он согрел вам души?
(Кому он согрел души – положите красный кружочек, перед собой, кому не совсем – зеленый)
Ребята! А еще есть пословица “Труд на ум наставляет”.
Молодцы ребята. Спасибо Вам за урок.