Цели:
- знакомство с причинами неправильного употребления слов подростками;
- обобщение данных исследовательского задания;
- воспитание интереса к предмету, желания говорить правильно, грамотно, красиво.
Оборудование: анкеты, таблица с итогами опроса учащихся 9–11-х классов, статьи журнала “Русский язык в школе и дома”: Крысин Л.П. “О лексике русского языка наших дней”, Русецкий В.Ф. “Как мы строим пространство своего общения”, Шанский Н.М. “ Лексика с точки зрения сферы употребления”, газета “Комсомольская правда” 2008 г. от 4-11 сентября.
I. Организационный момент.
Ребята, однажды мне пришлось добираться из посёлка Колышлей до Сум на рейсовом автобусе. Пассажиров было немного, и моё внимание сразу привлекли подростки, сидевшие напротив. Они что-то оживлённо обсуждали, размахивая руками. Из обрывков фраз я поняла, что речь идёт о каком-то фильме. По всей видимости, герои фильма так заинтересовали моих попутчиков, что они готовы были пересказать сюжет от начала до конца. Но, к великому моему сожалению, я не поняла из их рассказа ровным счётом ничего. Не потому, что мальчики говорили не по-русски, а потому, что язык их не был похож на язык моих знакомых. Как вы думаете, почему я не поняла этих мальчиков?
(Ответы учащихся)
II. Формулирование темы урока.
Заинтересовавшись услышанным, я дала исследовательское задание.
Мы с помощниками решили выяснить, какие слова чаще всего употребляют ваши сверстники, учащиеся старших классов нашей школы, и предложили нашим ребятам анкету с вопросами, затем сравнили и обобщили результаты.
На уроках русского языка мы часто говорим о лексике и её своеобразии, о словах общеупотребительных и словах ограниченного употребления, высказываем своё мнение, приводим доказательства.
Вопросы учителя:
О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Формулирование темы урока). Вести урок мне помогут ваши одноклассники, которые подготовили сообщения по теме.
Выступление 1-го учащегося “Формулы нашей речи”.
В культурной среде всякого общества вырабатываются определенные формулы, которые обслуживают общение людей в часто повторяющихся ситуациях: в магазине, в автобусе, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, при общении со случайным прохожим и т.п. Как показывают исследования современной русской разговорной речи, наборы этих формул сравнительно немногочисленны и устойчивы.
В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20–30-е гг. разговорную речь захлестывали волны уличной стихии – беспризорников, воров, – а также язык революционных матросов и солдат (от них – обращение “братишка”).
В 50-х годах словарь молодёжи состоял из того, что она “подбирала” у наиболее авторитетных представителей старшего поколения. Поэтому язык молодых не очень-то отличался от блатной речи (“квартира – малина”, “обувь – боты”).
60-е принесли англицизмы (“юноша – мэн”; “обувь – шузы”); в 70-х, с появлением хиппи, появляется и “свой” язык (“юноша – кекс”; “одежда – тряпки”); 80-е разрушили казённую лексику, а новых слов ещё не было – молодёжь общается на предельно простом языке (“родители – предки, родичи”; “квартира – точка”).
90-е вновь вернули в обиход блатной язык (“родители – шнурки”; “плохо – отстой”), а новое тысячелетие с компьютерами, мобильной связью переписали молодёжный жаргон начисто. Язык обновился настолько быстро, что люди более старшего поколения перестали понимать своих внуков (“юноша – крендель, чел”; “голова – крыша, табло”; “хорошо – гламурно, улётно.
Выступление 2-го учащегося “Слова – паразиты”.
В наше время язык общения в Сети всё сильнее проникает в обыденную речь. Интернет сегодня - бесспорный король ринга, и с каждым днём он только набирает силу.
Мы являемся свидетелями заметных изменений в активном словоупотреблении. Некоторые приводят даже к нарушению норм языка. Современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность, правильность.
Одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение её большим количеством слов-паразитов: “как бы, типа, типа того, как говорится, значит, понимаешь, вроде как, в смысле, такая история, а также ну-у-у и э-э-э” и т.п.
Слова-паразиты сигнализируют о бедном словарном запасе говорящих, а это в свою очередь приводит к упрощению языка, “междометизации речи”.
Некоторые лингвисты считают, что употребление просторечных и жаргонных средств в речи обусловлено сдвигами в представлении об эталоне хорошей речи. Значит, говоря словами любителей жаргона, сегодня:
Любить родной язык – клёво,
Знать и чувствовать его – классно,
Уметь выступать публично – супер,
Владеть разными стилями языка – круто,
А сохранять язык в чистоте и порядке для своих потомков – крутее крутого!
Слова ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы, арготизмы) характерны для людей, объединённых социальной или территориальной общностью. Внедрению таких слов в общее употребление способствуют средства массовой информации.
Арготизмы – слова социально ограниченного употребления, стилистически выразительные, эмоционально окрашенные. Быстро проникают в разговорную речь: обчистить (обокрасть), браслеты (наручники), стучать (доносить) – из воровского арго; пять (отлично), вызубрить (выучить), пара (двойка) – из арго учащихся.
По мнению Н.М.Шанского, “использование арготизмов должно быть строго ограничено и стилистически оправдано”.
III. Работа по теме урока.
Молодёжный сленг является авангардом языка. В нём обкатывается то, что завтра может попасть в общий словарь. Его одновременно сила и слабость в том, что он существенно зависит от сегодняшнего дня. Появились компьютеры – он воспринял, появился Интернет – он развернулся в эту сторону.
Наше исследование было направлено на выявление уровня жаргонизации речи учащихся 9,10,11-го классов сельской малокомплектной средней школы. Опрошено было 28 учеников. Нам необходимо было выяснить, что современные старшеклассники употребляют в своей речи и реакция на их речь взрослых. Для этого мы провели анкетирование.
Выступление 3-го учащегося. Итоги исследовательской работы “Речь подростков”.
Вопросы анкеты выглядели следующим образом:
1. Используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками?
а) Да. б) Нет.
2. Какой Ваш пол?
а) Мужской б) Женский
3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова?
а) Самоутвердиться.
б) Поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе.
в) Обмениваться информацией и узнавать новое.
г) Придать своей речи живость, юмор.
4. Какие жаргонные слова вы используете в своей повседневной речи?
а) Матерные.
б) Юмористические.
в) Иногда и те, и другие: все зависит от ситуации или компании.
5. Поправляют ли учителя Вашу речь?
а) Да.
б) Учителя не обращают внимания на мою речь.
в) Не всегда, но все же делают замечания.
6. Как относятся родители к Вашей речи?
а) Им не важно, как я говорю.
б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю.
в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.
7. Чья речь для Вас является эталоном?
а) Моих друзей.
б) Моих родителей.
в) Моих учителей.
г) То, как говорят на телевидении и радио.
8. Какие телевизионные каналы Вы смотрите?
а) Только музыкальные каналы.
б) Немузыкальные каналы.
в) Все каналы.
Мы представили в таблице полученные данные анкетирования.
Вопрос/ Вариант/ Кол-во ответов |
А | Б | В | Г |
1 | 10 | 18 | ||
2 | 13 | 15 | ||
3 | 2 | 2 | 4 | 2 |
4 | 3 | 4 | 3 | |
5 | 28 | |||
6 | 5 | 8 | 15 | |
7 | 15 | 7 | 5 | 1 |
8 | 7 | 6 | 15 |
Вот наиболее употребляемые подростками слова:
Бакланить - тупить, показывать отсутствие извилин, мозгов и т.п.
Ботанить - всегда делать уроки.
Гнуть пальцы (син. понты кидать) - строить из себя крутого, модного, продвинутого и т.д.
Грузить - говорить трудные для понимания вещи (грузят подростков обычно учителя и родители).
Дискач - сокр. от "дискотека".
Забить - перестать обращать внимание на что-либо, проявлять максимум равнодушия к чему-либо, не переживать, успокоиться по какому-либо поводу (забить можно буквально на все: на жизнь, на учебу, на друзей, на предков и т.д. и т.п.).
Зависать - останавливаться где-либо с целью развлечься (обычно зависают в клубах).
Запасть - влюбиться со страшной силой.
Заценить - оценить что-либо, выразить свое мнение по этому поводу.
Катит - подходит к чему-либо (в плане одежды).
Кул (COOL) - клевый, классный.
Лавэ - деньги (слово, из блатного языка).
Ломает - нет сил и желания делать что-то.
Мутить - встречаться с парнем (девчонкой).
Опускать - унижать, издеваться, подкалывать.
Отрываться - развлекаться на полную катушку.
Отстой - типичная отрицательная характеристика чего-либо (отстойным может быть все, что угодно).
Париться - переживать, беспокоиться по какому-либо поводу.
Переть - обычно говорят: "Меня прет!", т. е. мне нравится, очень-очень, что-либо (из этой же серии: "Меня втыкает", "Меня вставляет", "Я тащусь", "Я торчу" или "Я приторчал").
Перец (син. кекс) - парень.
Пиплы - люди.
Прогнать - рассказать, прочитать (также свои телеги (песни прогоняют рэперы).
Респект (RESPECT) - выражение симпатии, восхищения, уважения к кому-либо.
Ромашка (син. чикса) - современная девчонка.
Рубиться (син. колбаситься) - танцевать на дискотеке.
Табло (син. фэйс) - лицо.
Тормоз (син. каматоз) - человек, который долго соображает.
Фенька - браслет на руку (из бисера, деревянных бусинок-шариков, ниток-мулине).
Фишка (син. фенька) - что-то очень занимательное, интересное, необычное, важное, прикольное (может быть как неодушевленным также и одушевленным; дать точное и полное толкование этого слова невозможно: современный подросток может употребить его в любой момент).
Чел - парень (иногда другое значение: человек).
Чики-пуки - удачное стечение обстоятельств (обычно говорят: "Все будет чики-пуки!", т.е. все будет хорошо).
На вопрос “Поправляют ли вашу речь учителя?” все дружно ответили “да”. А как же иначе? А для 15-ти человек речь учителя стала эталоном. И это тоже закономерно!
IV. Итог урока. Слово учителя.
Целями данного урока, как уже упоминалось выше, является изучение речи современных школьников подросткового и раннего юношеского возраста, знакомство с причинами неправильного употребления слов и работа со словом;
обобщение данных исследовательского задания;
воспитание интереса к предмету, желания говорить правильно, грамотно, красиво.
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Все опрошенные учащиеся отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое.
2. При изучении уровня жаргонизации речи выявлено: первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек жаргон является прежде всего игрой слов, придание речи легкого юмористического характера. В нашем исследовании учащиеся отметили жаргонизацию речи ведущих в теле- и радиопередачах, в публикациях газет и журналов.
3. Сегодня засилие жаргонизации речи объясняется отчасти тем, что ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, повышенной жаргонизацией речи при общении школьников. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит, они должны разговаривать на “своем” (жаргонном) языке.
Таким образом, полученные данные в ходе исследования подтверждают мысль о том, что наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди подростков и учащихся старших классов.
Каковы же причины увеличения уровня жаргонизации речи современного подростка и старшеклассника. (Ответы учащихся и обобщение - вывод)
1. Значимость “своего” (жаргонного) языка для общения со сверстниками (желание подростка утвердиться как среди своих сверстников так и в собственных глазах).
2. Влияние СМИ (чтение газет и молодежных журналов, просмотр телепередач) на речь подростка.
А стихия, питающая этот молодежный язык, – это все новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов, музыкальное телевидение, в частности, MTV, компьютерный жаргон, и английский язык, и воровское арго. Каждая из этих составляющих имеет свою сферу, свой предмет и в то же время представляет широкое поле для заимствования (“не грузи меня” – из жаргона компьютерщиков). Заимствованные из литературного языка элементы переосмысляются в игровом, ироническом ключе: “мне это абсолютно параллельно, сугубо фиолетово, по барабану”. Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, которое балансирует на грани литературного языка и жаргона.
Язык современного подростка очень своеобразен. Но ведь счастье – это когда тебя понимают, как было сказано в одном старом-старом фильме. А чтобы понять – нужно знать.
Человек преобразует пространство, в котором живёт и действует. Люди строят дома и мосты, разбивают парки и сады. Но люди также разрушают города и устраивают свалки… Это в полной мере относится и к пространству человеческого общения.
Новое время, новые условия жизни обнажили проблемы организации такого пространства. При формировании пространства общения нужно помнить не только о собственном удобстве, но и о тех, кто рядом. Наши мысли должны быть доступны и понятны адресату. Нельзя уважать людей, если не уважаешь сам себя. Без осознания своей личности, без понимания своей самозначимости невозможно оценить и осознать личность другого человека. В речи проявляется личность. Интеллект, чувства, характер, цели и интересы человека явно или неявно отражаются в его речи. Характеристики речи, быстрой или медленной, лаконичной или многословной, логичной или сумбурной, плавной или прерывистой, правильной или с ошибками, часто более важны в понимании и раскрытии человека, чем информация, которую он передаёт в том или ином случае. Именно личность определяет, каким будет пространство человеческого общения, в котором мы живём.
В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. Ведь, как следует из Ветхого Завета, язык – это мостик из земного начала в духовное. В языке нашем заключены и жизнь, и смерть. Живая нация не может и не должна смириться перед лицом деградации своего языка.
Нужно пробуждать в вас, юных гражданах, чувство собственного достоинства и самоуважения. Поэтому, общаясь друг с другом, всегда помните о назначении человека: он несёт в этот мир добро, красоту. А ведь правильная и грамотная речь – это тоже красота и добро. Закончить наш урок мне хочется словами мастера красивой и правильной речи.
“По отношению каждого человека к своему языку, - писал К.Г.Паустовский, - можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”.
Любите русский язык!
V. Домашнее задание.
На выбор: конспект урока “Речь современного подростка” / сочинение “Речь моих сверстников: плюсы и минусы”.
Можно использовать дополнительную литературу:
- Крысин Л.П. О лексике русского языка наших дней.// Русский язык в школе и дома. - 2002 - № 1 – с.3-7.
- Русецкий В.Ф. Как мы строим пространство своего общения.// Русский язык в школе и дома. 2006 - № 1 – с.1-3.
- Шанский Н.М. Лексика с точки зрения сферы употребления.// Русский язык в школе и дома. 2004 - № 6 – с.1-4.
- Смирнов Д. Словарь поколений// Комсомольская правда. – 2008 - 4-11 сентября – с. 42-43.