Цель урока: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы “Местоимение”.
Оборудование: медиапроектор, презентация к уроку.
Предварительная работа: домашнее задание – разгадывание кроссворда по теме “Местоимение”.
Ход урока
- Здравствуйте, дорогие ребята. Рада всех вас видеть. Сегодня на уроке мы с вами должны привести в систему знания о местоимении как части речи. Проверить, как вы умеете употреблять местоимения в своей устной и письменной речи, т.е. пользоваться речевыми и орфографическими правилами. Откройте тетради, запишите (слайд 1 - Третье апреля. Классная работа. Повторение по теме “Местоимение”).
- Начнём приводить в систему ваши знания о местоимении с проверки домашнего задания.
1. Проверка домашнего задания. Разгадывание кроссворда по теме “Местоимение”. (Cлайд 2)
По горизонтали:
- 4. Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, не называя их. (Местоимение)
- 6 . Одно из отрицательных местоимений. (Никто)
- 7 . Непостоянный грамматический признак местоимения. (Падеж)
- 11. Разряд местоимения, которое указывает на принадлежность какому-либо лицу. (Притяжательное)
- 12 Разряд местоимения, которое образуется с помощью суффикса -нибудь. (Неопределённое)
- 15. Грамматическая особенность местоимения таков. (Несклоняемое)
- 16. Разряд местоимения, которое может служить для связи простых предложений в составе сложного. (Относительное)
- 17. Грамматическая особенность местоимения некто. (Неизменяемое)
- 18. Разряд местоимений, который представлен одним словом. (Возвратное)
- 19. Разряд местоимения, которое указывает на лицо. (Личное)
По вертикали:
- 1. Разряд местоимения сам. (Определительное)
- 2 . Разряд местоимения, которое образовано с помощью приставки ни-. (Отрицательное)
- 3. Грамматический признак личного местоимения. (Лицо)
- 5. Разряд местоимения столько. (Указательное)
- 8 . Изменение местоимений по падежам. (Склонение)
- 9. Синтаксическая роль члена предложения местоимений п. 1 по горизонтали. (Определение)
- 10 . Каким членом предложения является местоимение некто? (Подлежащее)
- 13 . Форма падежа, которая отсутствует у местоимений некого, нечего, себя. (Именительный)
- 14 . Разряд местоимения, которое употребляется в вопросительном предложении. (Вопросительное)
- Поднимите руки те, кто верно разгадали весь кроссворд. Молодцы, вы отлично справились с домашним заданием.
- А сейчас выполним цифровой диктант.
Учитель читает предложения, учащиеся на слух определяют местоимения и их разряд, обозначая их соответствующей разряду цифрой (цифры зафиксированы на слайде), диктант учащиеся выполняют на обратной стороне листов с кроссвордами.
2. Цифровой диктант. (Слайд 3)
1 – указательное
2 – относительное
3 – отрицательное
4 – неопределенное
- А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.
- Опять на то же место вышла.
- Если бы вы знали, сколько птиц прилетело в наши края!
- В такую ночь невозможно уснуть.
- Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.
- Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.
- Выдра направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег.
- Если за день ничему не научился, зря прожил день.
Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4, 2, 3 (слайд 4)
Сдаём листы с кроссвордами и цифровым диктантом на проверку (слайд 5).
3. Разминка (улыбнулись, потянулись).
4. Повторим вопросы, связанные с правилами правописания неопределенных местоимений (кое-, то, либо, нибудь), правописания отрицательных местоимений с приставками не-/ни-, правописание местоимений с предлогами (кое с кем, ни за что, не за чем).
Какие местоимения пишутся с дефисом?
Ответы учащихся:
- Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.
Записываем в тетради и на доске:
В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?
- Если ни и не отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.
Запишем:
Ни у кого. Не с кем
Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не , а когда ни? (Под ударением не, без ударения ни).
5. Выборочный диктант.
Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в две колонки, графически обозначая условия написания.
Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, не боялись никаких препятствий, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не вызывал восхищения, к кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не менялся ролями.
Обменяйтесь тетрадями.
Взаимопроверка диктанта учащимися (работаем парами).
(Слайд 6)
6. Употребление местоимений в речи.
- Ребята, скажите, пожалуйста, где чаще всего употребляются местоимения? (В художественных произведениях, в пословицах, в разговорной речи)
- Да, конечно, в разговорной речи мы употребляем местоимения чаще всего. И иногда неверно. Поэтому при устных ответах, в разговоре мы всегда должны следить за тем, как и что мы говорим, особенно, как мы употребляем местоимения.
- Перед вами предложения, в которых есть речевые недочёты. Ваша задача исправить эти недочёты и переписать предложения в исправленном виде.
(Слайд 7)
Девочка увидела свою собаку, которую долго искала. Она обрадовалась и завиляла хвостом.
Коля просил передать Вите, что он приглашён на день рождения.
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.
Из приведенных примеров следует, что неправильное использование местоимений приводит к двусмысленности или нелепостям в тексте. Следует избегать подобных ошибок.
(Слайд 8)
О правильном употреблении каких притяжательных местоимений мы должны с вами помнить? (Его, её, их)
Придумайте предложения с этими местоимениями.
- Местоимения очень работящие и разносторонние. Они употребляются в устной и письменной речи. Они могут заменять одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные. Местоимения есть в разных языках. Местоимения создают много удобств в речи, экономят время, разнообразят речь.
7. Обратимся к упражнению № 456, с 191 вашего учебника.
Прочитайте задание к упражнению.
Читаем текст.
Озаглавьте его.
Как доказывается выделенный тезис?
Как он связан с выводом?
Перечислите местоимения, встретившиеся в этом тексте.
Выполните морфологический разбор.
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание. (Слайд 9)