Урок русского языка в 6-м классе на тему "Повторение по теме "Местоимение"

Разделы: Русский язык


Цель урока: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы “Местоимение”.

Оборудование: медиапроектор, презентация к уроку.

Предварительная работа: домашнее задание – разгадывание кроссворда по теме “Местоимение”.

Ход урока

- Здравствуйте, дорогие ребята. Рада всех вас видеть. Сегодня на уроке мы с вами должны привести в систему знания о местоимении как части речи. Проверить, как вы умеете употреблять местоимения в своей устной и письменной речи, т.е. пользоваться речевыми и орфографическими правилами. Откройте тетради, запишите (слайд 1 - Третье апреля. Классная работа. Повторение по теме “Местоимение”).

- Начнём приводить в систему ваши знания о местоимении с проверки домашнего задания.

1. Проверка домашнего задания. Разгадывание кроссворда по теме “Местоимение”. (Cлайд 2)

По горизонтали:

  • 4. Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, не называя их. (Местоимение)
  • 6. Одно из отрицательных местоимений. (Никто)
  • 7. Непостоянный грамматический признак местоимения. (Падеж)
  • 11. Разряд местоимения, которое указывает на принадлежность какому-либо лицу. (Притяжательное)
  • 12 Разряд местоимения, которое образуется с помощью суффикса -нибудь. (Неопределённое)
  • 15. Грамматическая особенность местоимения таков. (Несклоняемое)
  • 16. Разряд местоимения, которое может служить для связи простых предложений в составе сложного. (Относительное)
  • 17. Грамматическая особенность местоимения некто. (Неизменяемое)
  • 18. Разряд местоимений, который представлен одним словом. (Возвратное)
  • 19. Разряд местоимения, которое указывает на лицо. (Личное)

По вертикали:

  • 1. Разряд местоимения сам. (Определительное)
  • 2. Разряд местоимения, которое образовано с помощью приставки ни-. (Отрицательное)
  • 3. Грамматический признак личного местоимения. (Лицо)
  • 5. Разряд местоимения столько. (Указательное)
  • 8. Изменение местоимений по падежам. (Склонение)
  • 9. Синтаксическая роль члена предложения местоимений п. 1 по горизонтали. (Определение)
  • 10. Каким членом предложения является местоимение некто? (Подлежащее)
  • 13. Форма падежа, которая отсутствует у местоимений некого, нечего, себя. (Именительный)
  • 14. Разряд местоимения, которое употребляется в вопросительном предложении. (Вопросительное)

- Поднимите руки те, кто верно разгадали весь кроссворд. Молодцы, вы отлично справились с домашним заданием.

- А сейчас выполним цифровой диктант.

Учитель читает предложения, учащиеся на слух определяют местоимения и их разряд, обозначая их соответствующей разряду цифрой (цифры зафиксированы на слайде), диктант учащиеся выполняют на обратной стороне листов с кроссвордами.

2. Цифровой диктант. (Слайд 3)

1 – указательное
2 – относительное
3 – отрицательное
4 – неопределенное

  1. А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.
  2. Опять на то же место вышла.
  3. Если бы вы знали, сколько птиц прилетело в наши края!
  4. В такую ночь невозможно уснуть.
  5. Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.
  6. Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.
  7. Выдра направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег.
  8. Если за день ничему не научился, зря прожил день.

Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4, 2, 3 (слайд 4)

Сдаём листы с кроссвордами и цифровым диктантом на проверку (слайд 5).

3. Разминка (улыбнулись, потянулись).

4. Повторим  вопросы, связанные с правилами правописания неопределенных местоимений (кое-, то, либо, нибудь), правописания   отрицательных местоимений с приставками   не-/ни-, правописание местоимений с предлогами (кое с кем, ни за что, не за чем).

Какие местоимения пишутся с дефисом?

Ответы учащихся:

- Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.

Записываем в тетради и на доске:

В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

- Если ни и не отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.

Запишем:

Ни у кого. Не с кем

Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не , а когда ни? (Под ударением не, без ударения ни).

5. Выборочный диктант.

Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в две колонки, графически обозначая условия написания.

Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, не боялись никаких препятствий, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не вызывал восхищения, к кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не менялся ролями.

Обменяйтесь тетрадями.

Взаимопроверка диктанта учащимися (работаем парами).

(Слайд 6)

6. Употребление местоимений в речи.

- Ребята, скажите, пожалуйста, где чаще всего употребляются местоимения? (В художественных произведениях, в пословицах, в разговорной речи)

- Да, конечно, в разговорной речи мы употребляем местоимения чаще всего. И иногда неверно. Поэтому при устных ответах, в разговоре мы всегда должны следить за тем, как и что мы говорим, особенно, как мы употребляем местоимения.

- Перед вами предложения, в которых есть речевые недочёты. Ваша задача исправить эти недочёты и переписать предложения в исправленном виде.

(Слайд 7)

Девочка увидела свою собаку, которую долго искала. Она обрадовалась и завиляла хвостом.

Коля просил передать Вите, что он приглашён на день рождения.

Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

Из приведенных примеров следует, что неправильное использование местоимений приводит к двусмысленности или нелепостям в тексте. Следует избегать подобных ошибок.

(Слайд 8)

О правильном употреблении каких притяжательных местоимений мы должны с вами помнить? (Его, её, их)

Придумайте предложения с этими местоимениями.

- Местоимения очень работящие и разносторонние. Они употребляются в устной и письменной речи. Они могут заменять одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные. Местоимения есть в разных языках. Местоимения создают много удобств в речи, экономят время, разнообразят речь.

7. Обратимся к упражнению № 456, с 191 вашего учебника.

Прочитайте задание к упражнению.

Читаем текст.

Озаглавьте его.

Как доказывается выделенный тезис?

Как он связан с выводом?

Перечислите местоимения, встретившиеся в этом тексте.

Выполните морфологический разбор.

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание. (Слайд 9)