Если бы это Былов моей власти,
Убедила бы всех я в одном –
В жизни, кроме несчастья, всё – счастье,
В каждом часе и миге земном.
В. Звягинцева.
Школьная жизнь всегда изобилует множеством конфликтных ситуаций, часто перерастающих в конфликты.
Любой конфликт, происходящий в классе, является комбинированным, многоочаговым.
Поэтому необходимо провести разъяснительную работу со всеми участниками конфликта. С родителями было проведено родительское собрание на тему: “Почему возникают конфликты” с целью объяснить им особенности поведения детей данного возраста, помочь родителям лучше понять ребенка и причины возникающих порой конфликтов в общении с ним.
Форма проведения собрания: беседа.
Цели:
- Помочь родителям понять причины конфликтного поведения подростка;
- Помочь родителям изменить свое отношение к подрастающему человеку и наладить межличностные отношения;
- Обратить внимание родителей на значении их роли в различного рода конфликтах.
Оборудование: магнитофон, компьютер, экран, проектор, телевизор, видеомагнитофон.
Вводное слово учителя:
Если взрослый продолжает относиться к подростку как к ребенку, то конфликтов избежать не удастся. Отношение “как к маленькому” не только тормозит развитие социальной взрослости, но и вступает в противоречие с представлением подростка о собственной взрослости и с его претензиями.
Если это противоречие не будет изжито, если оно будет углубляться, то конфликты неизбежны.
Очень важно, чтобы именно от взрослого исходила инициатива в изменении отношений — только в этом случае он сохранит контроль над ходом событий и будет иметь возможность руководить развитием отношений. Когда же инициатором перемен становится подросток, это значит, что глубокие противоречия в отношениях уже существуют.
Далее события могут развиваться по следующим сценариям.
Сценарий первый:
- Трудности нарастают, конфликт углубляется;
- Из-за упорства взрослого ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и принять форму хронического конфликта;
- Деспотизм взрослого может вызвать у подростка стремление отплатить ему за подавление личности, “отыграться” на других, на слабых;
- Длительный конфликт порождает у подростка желание уйти из дома;
- Подросток находит способы обойти запреты, начинает лгать, приспосабливаться, притворяться;
- Требования, советы, мнения родителей отвергаются сразу, в результате взрослый оказывается совершенно бессильным, утрачивает возможность влиять на ребенка.
Сценарий второй:
- Взрослый под напором подростка, но вопреки собственным взглядам, начинает сдавать свои позиции, разрешать то, что не разрешал раньше;
- Столкновений меньше, но их возможность все время витает в воздухе;
- Любое отступление родителей подросток использует в свою пользу; это становится средством
- Достижения желаемого.
Сценарий третий:
- Родители начинают видеть в подростке не ребенка, а более взрослого человека и соответственно этому перестраиваются;
- Трудности, проблемы во взаимоотношениях уменьшаются.
- В заключении беседы учитель может раздать родителям памятку “Некоторые причины нарушения поведения подростка”.
Памятка “Некоторые причины нарушения поведения подростка”:
- Борьба за самоутверждение против чрезмерной опеки родителей;
- Обделённость родительским вниманием;
- Обида на родителей. Причины могут быть самые разные: слишком большое внимание, уделяемое младшему брату, развод с отцом, строгий отчим, семейные ссоры, резкое замечание, невыполненное обещание;
- Потеря веры в себя, в свой успех в результате низкой самооценки.
Контрольная для родителей:
Проверьте себя, какие чувства вызывает у вас сопротивление подростка, его желание выйти из-под вашего контроля. Ведь ваша реакция на его поведение — зеркало скрытой эмоциональной проблемы' ребенка.
- Если ребенок борется за внимание, то у родителей возникает раздражение.
- Если ребенок противостоит воле родителей, то у них возникает гнев.
- Если скрытая причина конфликта — месть, то ответное чувство родителей — обида.
- Если ребенок переживает свое неблагополучие очень тяжело, родители находятся во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.
- Если вы отдаете отчет своему поведению, отслеживаете свои поступки, контролируете реакции, т. е. владеете собой, вы скорее всего сможете наладить отношения с ребенком.
Надеемся, что наши советы помогут вам установить хорошие отношения с подростком.
Советы воспитателя:
- Если подросток ведет борьбу за ваше внимание, перестаньте фиксировать внимание на непослушании, которым он и добивается вашего внимания; этим самым вы разорвете заколдованный круг.
- Находите любую возможность, чтобы продемонстрировать свою заинтересованность в подростке.
- Если ребенок ведет борьбу за самоутверждение, ослабьте контроль над ним, “отпускайте чуть вожжи”, помните, что своеволие ребенка — лишь мольба о том, чтобы ему дали жить своим умом.
- Если ребенок вам мстит, ищите причину. Может быть, все дело в том, что вы не решили свои собственные взрослые проблемы (развод и т. д.).
- Если ребенок разуверился в своих силах, перестаньте требовать от него адекватного поведения, принимайте его таким, каков он есть.
- Оставьте свои амбиции и ожидания, лучше организуйте совместную деятельность.
- Старайтесь поощрять даже самый небольшой его успех.
- Сделайте учителей своими союзниками.
Этапы выхода из конфликтных ситуаций.
I этап. Прояснение конфликтной ситуации.
- Сначала необходимо выслушать ребенка.
- Уточнить, в чем проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно.
- Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.
- Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании.
- Понять, какая же именно потребность ребенка ущемлена.
- Попытаться доступно объяснить ваш запрет.
II этап. Сбор предложений.
- Желательно начать с вопроса: “Как же нам быть?”, “Как поступить?”
- Надо дать ребенку первому высказать свое решение, затем предложить свои варианты.
- Не отвергать никаких, даже абсурдных, предложений.
- Если предложений много, их можно записать на бумаге.
III этап. Оценка и выбор наиболее приемлемого предложения.
- Провести совместное обсуждение предложений.
- При обсуждении создать атмосферу доверительного уважения, учитывая взаимные интересы.
- Определить и осознать истинные желания друг друга.
- Сделать акцент на том, что как хорошо вместе решать “трудные” вопросы.
IV этап. Контроль над выполнением решения
- Если ребенок потерпит неудачу, лучше, если он об этом скажет сам.
- Разобраться, проанализировать вместе с ним, в чем была причина неудачи.
- Приободрить и вселить уверенность в том, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.
Правила общения с ребенком:
- Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, для этого есть основания.
- Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.
- Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
- Выражение недовольства действиями ребенка не может быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.
- Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
- Позволяйте ребенку ощутить отрицательные последствия своих действий или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
Мудрые советы:
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым
- Если ребенка часто упрекают, он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
- Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Заповеди педагогики сотрудничества:
- Не унижайте достоинства подростка.
- Не угрожайте ему.
- Не требуйте того, что не соответствует его возрасту.
- Не допускайте непоследовательности в требованиях.
- Не требуйте от подростка немедленного повиновения.
- Не морализируйте, не допускайте назойливых назиданий.
- Не потакайте подростку.
- Не опекайте его излишне.
- Не вымогайте у него обещаний.
- Не лишайте его права оставаться подростком.