Урок русского языка в 6-м классе на тему "Притяжательные местоимения"

Разделы: Русский язык


Триединая цель урока: воспитание чувства товарищества, взаимопонимания в процессе формирования знаний, умений о притяжательных местоимениях

Дифференцированная цель для ученика:

Определить характеристики притяжательных местоимений:

  • Основное значение;
  • Морфологические признаки;
  • Синтаксическую роль.

Что должен знать ученик к концу изучения темы:

  • Понятие и термин “притяжательные местоимения”.

Что должен уметь ученик к концу изучения темы:

  • Находить притяжательные местоимения и обосновывать свой выбор;
  • Определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Формируемая область понимания:

  • Осознанное лингвистическое умение находить в тексте и характеризовать местоимения.

Отработка и развитие ОУУН:

  • Проводить лингвистические наблюдения;
  • Анализировать текст;
  • Выступать перед аудиторией.

Эстетическое и нравственное воспитание учащихся на тексте художественной литературы

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Основные методы обучения:

  • Частично-поисковый;
  • Исследовательский.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

  • Групповая (фронтальная), индивидуальная.

Средства обучения:

Педагогическая технология традиционного обучения, элементы ИКТ.

Содержание занятия

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент:

- Создание психологического настроя на работу;

- Организация обучения.

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

Сейчас посмотрите друг на друга, пожмите друг другу руки и скажите: “Спасибо, что ты рядом!”

Открыли тетради, оформили работу: дата, классная работа. Оставили строку для темы урока.

 

Выполняют просьбу учителя.

 

 

Оформление работы.

Этап актуализации знаний Ребята, мы продолжаем путешествие по замечательной стране под названием “Местоимение”. Сегодня на уроке мы попытаемся открыть волшебную шкатулку, в которой лежат настоящие драгоценности. Чтобы заглянуть внутрь шкатулки, необходимо подобрать ключи. Вы сможете открыть её, если правильно ответите на мои вопросы (слайд №2).

- Что такое местоимение?
- Какие разряды местоимений вы знаете?
- Чем вопросительные местоимения отличаются от относительных?
- Как образуются неопределённые местоимения?
- Какие местоимения не имеют именительного падежа?

 

 

 

 

 

Отвечая на вопросы, повторяют изученное о местоимении

Этап возникновения УПЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование темы урока.

Молодцы, ребята. Итак, наша шкатулка открывается. Что же там лежит?

(Слайд №3) (карточка №1).

Крепкая дружба, лучший друг, сделать своими руками, исключительное взаимопонимание, чудесная картина, от нашего рукопожатия, птичье пение.

- Найдите словосочетания, зависимым словом в которых являются притяжательные прилагательные.

- Докажите, что они притяжательные.
- Найдите слова, отвечающие на такие же вопросы (слайд №4)
- Почему их нельзя назвать прилагательным? (УПЗ)
- Как вы думаете, к какой части речи они принадлежат?
- На что указывают эти местоимения?
- Как будет называться этот разряд местоимений?

Запишите тему нашего урока: “ Притяжательные местоимения”.

- Так почему местоимения называются притяжательными?

 

 

Работа над словосочетаниями (определение главного и зависимого слова).

Птичье (чьё?)

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность.

Своими (чьими?), нашего (чьего?).

Не обозначают признака, только указывают на него.

К местоимению.

На принадлежность предмета лицу.

Притяжательные.

Запись темы урока в тетрадь.

Указывают на принадлежность, отвечают на вопрос чей?

Этап целеполагания. - Какие задачи мы будем решать на уроке?
- Какую из этих задач мы практически решили?
Определять характеристики притяжательных местоимений:
  • Основное значение;
  • Морфологические признаки;
  • Синтаксическую роль.
Этап решения УПЗ и первичного закрепления. Посмотрим, что же ещё лежит в нашем сундуке?

(Слайд №5)

Я МЫ

- Какое из этих местоимений вам нравится больше? Почему?
- Представьте, что слово МЫ – магнит. Какие слова оно притянет к себе? (Слайд №6)

Молодцы, эти слова приведут нас к следующей драгоценности (слайд №7) (карточка №2)

Притча.

Два друга много дней шли по пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но н...чего не сказал.

Молча он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".

Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в к...тором решили искупаться. Тот, к...торый получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".

Первый спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил:

- Когда кто(нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н...какой ветер не смог бы стереть это.

- Определите стиль и тип речи.
- Выпишите слова с пропусками и скобками, графически обозначьте орфограмму.
- Какие известные вам разряды местоимений встретились?

(Слайд №8)

- Выпишите притяжательные местоимения вместе с определяемым существительным, определите морфологические признаки и синтаксическую роль.

- Откройте учебник на стр.180 и посмотрите, какие ещё местоимения относятся к разряду притяжательных.

- Прочитаем теоретический материал на стр.181

- Какие местоимения мы еще не выписали? Есть ли среди них личное в значении притяжательного?

- В чем особенность текста?

Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.

- Как называется краткий поучительный рассказ?
- Перед нами притча.
- Чему учит?
- С кем из путников вам бы хотелось дружить и почему?
- Найдите предложения, в которых заключена основная мысль текста.
- Сформулируйте основную мысль текста
- Да, настоящий друг всегда поможет, выручит из беды.

(Слайд №9)

 

 

 

Я предлагаю вам поразмышлять на эту тему. Итак, творческое задание: (слайд №10)

  1. Ответить на вопрос: “Почему легко и светло, когда рядом настоящий друг?”
  2. Продолжите фразу: “Настоящий друг – это...”
  3. Напишите миниатюру по личным впечатлениям “Легко ли быть другом?”.

Проверка. Зачитываются несколько вариантов.

Личные местоимения.

 

 

 

Единство, сила, дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, товарищество, преданность, верность, помощь, умение прощать, забота, доверие и т.д.

Выразительное чтение вслух учеником

Задание слушания: определить тип и стиль речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественный, повествование.

Личные, возвратное, неопределённые, отрицательные.

Мой, свой, вашу.

Морфологические, синтаксические признаки.

Твой, наш.

Личные местоимения в значении притяжательных.

Его друг (чей?)

Действующие лица не названы по именам. Напоминает басню, содержит мораль. Неопределённые местоимения позволяют сделать вывод, что автор обращается к любому лицу, как в пословицах.

Индивидуальное задание: работа со словарём

Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ (Ожегов).

Нравоучение, поучение (Даль)

Как должен поступать настоящий друг.

Когда кто(нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н...какой ветер не смог бы стереть это.

Если ты настоящий друг, научись писать обиды на песке (ведь очень важно уметь прощать обиды, тем более лучшему другу) и высекать радости на камне. И пусть тебе будет легко и светло...

 

Выполнение творческого задания.

Этап подведения итогов урока.

Рефлексия.

 

 

Определение УПЗ на следующие уроки.

 

 

 

Этап комментированного домашнего задания

Итак, урок подошел к завершению.

Обратимся к задачам урока:

Удалось ли нам их решить?

Поднимите руки, кто испытал на уроке какие-либо трудности?
Поднимите руку, кто получил удовлетворение от работы?
Как бы вы оценили свою работу?

(Слайд №11)

Спасибо за Вашу искренность и работу на уроке.

Спасибо за вашу искренность и работу на уроке.

- Какую разницу в этих предложениях вы заметили?
- О секретах Заглавной буквы мы будем говорить на следующем уроке. (Отметки)

Параграф 75, упражнение 432. Заменить выделенные существительные местоимениями. В своих творческих работах подчеркнуть притяжательные местоимения как члены предложения.

Обозначают принадлежность.

Изменяются по родам, числам, падежам.

В предложении являются определением.

 

 

 

 

 

 

Написание притяжательного местоимения с заглавной и строчной буквы.