Цели урока:
- Познакомить обучающихся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века, а также с достижениями российской науки в это время.
- Развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал.
- Формировать у обучающихся целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века.
- Воспитывать любовь к Родине, интерес к учебе в целом и истории в частности.
Методические приемы организации урока: повторение, тестирование, опережающее задание, работа с документальным источником, подготовка сообщений.
Оборудование:
- Оборудование для презентации;
- Презентация (Приложение 1);
- Оборудование для физических опытов.
План урока.
- Развитие образования.
- Достижения отечественной науки и истории.
- Взаимосвязь науки и производства.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над изучением нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Начало XIX в. – время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию (сплочение). Произошло сближение с русским народом других народов России. В народном хозяйстве России всё более явственно назревают коренные изменения. Они порождались развивающимися буржуазными отношениями в различных областях экономики, оживилась деятельность внутреннего рынка, росли и крепли международные торговые отношения. В промышленности всё большее значение приобретала фабрика с вольно наёмными рабочими, постепенно вытеснявшая вотчинную и посессионную мануфактуры. Растущие города, привлекая всё новых и новых рабочих, ремесленников, торговцев увеличивали потребность внутреннего рынка. Развивающийся товарообмен между отдельными регионами страны требовал улучшения средств связи, транспорта, водных путей.
В связи с этим явлениям всё острее становится потребность не только в образованных специалистах, но и просто в грамотных работниках, способных обслуживать более сложные процессы промышленного и сельскохозяйственного производства. В этой ситуации одним из важнейших условий поступательного развития страны становилось народное образование. В тоже время по данным 1797 г. Процент грамотности сельского населения равнялся – 2,7; городского – 9,2. При этом, следует учитывать, что основную массу населения составляли крестьяне. Крое того, критерий грамотности в начале 19 в. Были чрезвычайно низкими. Грамотным считался человек, способный вместо креста обозначит свою подпись фамилией.
1. ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ в.
Согласно уставу 1804 г. создавалась стройная и последовательная система управления всеми учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени:
- Приходские училища.
- Уездные училища.
- Гимназии.
- Университеты.
Страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет.
2. Система образования в первой половине XIX века.
Работа со схемой | |
Система образования в начале XIX века | |
Общеобразовательная школа Гимназии (7 лет) |
Высшая школа Университеты, академии |
Вопрос: Подумайте, что обозначает вертикальное расположение учебных заведений? (Наличие преемственности, особенно между 2, 3 и 4 звеньями)
В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети “всякого сословия” без различия “полу и лет”. Они создавались как в городе, так и в сельской местности.
Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городского самоуправления, либо на инициативе
При Николае I в 20-е гг. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он, в частности, должен был определять перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы.
Работа с документом (у учеников на партах) (Приложение 2);
Рескрипт Николая I от 19 августа 1827 г.
“Предметы учения и самые способы преподавания” должны быть “соображаемы с будущим предназначением обучающихся”. Необходимо, чтобы в будущем учащийся “не стремился через меру возвыситься над тем состоянием.
Вопрос: Как вы понимаете слова документа?
В итоге преобразований Николая I по-прежнему сохранялись 3 ступени общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно-обособленной.
Работа со схемой.
“Сословность в общеобразовательной школе”
Общеобразовательные учреждения | ||
Приходские училища | Уездные училища | Гимназии |
Для детей “самых низших состояний”. | Для детей купцов, ремесленников и городских жителей. | Для детей дворян, купцов, чиновников. |
В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах.
В то же время Министерство народного просвещения заботилось об увеличении численности учебных заведений:
Рост количества учащихся низших и средних учебных заведений: начало XIX века – 120 тыч., 1830-е г. – 245 тыч., 1850-е г. – 450 тыч..
О чем говорят эти цифры? (Приложение 2)
3. Развитие наук в России.
Развитие науки в России в первой половине XIX в. имело свои особенности – оно состояло в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеологических теорий. В первой половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томная "История государства Российского", созданную в 1816-1829 гг. Н.М.Карамзиным. При этом большое влияние на научные открытия оказывала передовая общественность и философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материалистического мировоззрения.
Выступление о Карамзине (Приложение 3).
Работа с документом (у учеников на партах) (Приложение 2);
Вопрос: Вспомните, внедрение, каких технических изобретений происходит в первой половине XIX в. (паровоз, теплоход).
Развивалась не только наука история, но и другие науки, такие как математика, физика, астрономия.
Настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета И.И.Лобачевский.
1. Математика: Лобачевский – создание новой системы неевклидовой геометрии.
Выступление о Лобачевском (Приложение 3).
В физике основные исследования были связаны с электричеством.
2. Физика: Петров нашел новую форму перехода энергии постоянного тока в тепловую и световую энергию, открыл электрическую дугу (в металлургии для освещения).
Выступление о Петрове (Приложение 3).
Ленц – электромагнитные явления, закон сохранения и превращения тепловой, механической, химической и электромагнитной энергии.
Выступление о Ленце (Приложение 3).
- При перемещении магнита около или внутри катушки в ней возникает электрический ток, направление которого узнаем по правилу Ленца. Направление тока в катушке влияет на вращение ротора в электрических машинах. Если же через катушку пропускать электрический ток, то она сама становится электромагнитом.
- Электрическая машина состоит из двух частей: статора и ротора (магнита и катушки). Если вращать ротор, то на клеммах статора получим электрическое напряжение – это генератор электрического тока. Если же на клеммы статора подать электрическое напряжение, то ротор начнет крутиться – это электрический двигатель. Одна и та же конструкция может быть и генератором тока и двигателем. Эту обратимость электрических машин была открыта Э.Х.Ленцем. Например, электродвигатель троллейбуса.
- Выделение теплоты при прохождении тока через проводник (Закон Джоуля – ленца) также широко применяется в технике, например, нагрев утюга, электрообогревателя. Зная закон можно наоборот уменьшить нагрев электрической цепи, если он не желателен.
Открытия академика Э. X. Ленца (1804-1865) внесли большой вклад в изучение электромагнитных явлений. Широко известны правила Ленца и закон Джоуля-Ленца. Работы Петрова и Ленца проложили дорогу к открытию закона сохранения и взаимного превращения тепловой, механической, химической и электромагнитной энергии.
Якоби сконструировал электродвигатель, изобрел гальванопластику для техники, усовершенствовал телеграфный аппарат (первое записывающее устройство на подземной линии Петербург – Царское Село).
Выступление о Якоби (Приложение 3);
Многочисленные исследования и изобретения в области электричества осуществил академик Б. С. Якоби (1801-1874). В 1834 г. он сконструировал первую модель электродвигателя. Мировую славу принесло ему изобретение гальванопластики, нашедшей широкое применение в технике. Он продолжал после П. Л. Шиллинга работу над усовершенствованием телеграфного аппарата. Изобретенный им в 1839 г. аппарат стал практически первым телеграфным записывающим устройством и действовал на подземной линии Петербург - Царское Село.
3. Астрономия:
В 1839 г. с санкции Николая I была основана Пулковская обсерватория (она долго так и называлась - Николаевская Пулковская), она стала заметной вехой в развитии не только русской, но и мировой астрономической науки. Главным направлением ее работы было составление каталогов координат звезд. Эти каталоги расширили представление о строении Вселенной. Одним из создателей школы русских астрономов был академик В. Я. Струве (1793-1864). Его работы по астрономии, астрометрии, изучению мировых звезд получили мировую известность.
Основанная в 1839 году первая в России Пулковская обсерватория и ее создатель В. Я. Струве (1793—1864) навсегда вошли в историю астрономии. Струве прославился изучением двойных звезд, составил классический звездный каталог.
Итог: Мы рассмотрели малую часть научных исследований и изобретений. Все передовые научно-технические изобретения были внедрены в производство.
III. Закрепление и обобщение материала.
Беседа с учащимися.
Вопрос: Назовите основные тенденции в развитии образования и науки в первой половине XIX века.
- Сословность системы образования;
- У представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан почти не было возможности даже при желании расширить образование;
- Образование же помещичьих крестьян целиком и полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании;
- В связи с началом промышленного переворота возникает необходимость не просто в технических изобретениях, но в их внедрении в производство.
Задание.
Соотнесите имя ученого и сделанное им открытие:
1. Б. С. Якоби | А. Открытие новой геометрической системы - неевклидова геометрия. |
2. Н.М.Карамзин | Б. Демонстрация вольтовой дуги. |
3. В. В. Петров | В. Обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути. |
4. В. Я. Струве | Г. Сконструировал первую модель электродвигателя. |
5. Н. И. Лобачевский | Е. Труд “История государства российского” |
Ответы: 1-Г; 2-Е; 3-Б;4-В; 5-А;
IV. Подведение итогов.
Выставление оценок, комментарий учителя.
V. Задание на дом: параграф15, документы, вопросы.