Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по теме «Космическое путешествие»

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Знакомство с планетами Солнечной системы.
  2. Учить детей анализировать разные качества структурных элементов геометрических фигур, закрепить прямой (до 10) и обратный счет от 10, порядковый счет;
  3. Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику;
  4. Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.

Предварительная работа:

  1. Просмотр фильма «Другие миры» из документального сериала «Планеты»;
  2. Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки»;
  3. Беседа на тему «Луна – спутник Земли».

Оборудование:

  • Тканное полотно с изображением космоса (планеты, солнце, звёзды)
  • Наборы геометрических фигур (для каждого ребенка)
  • Эмблемы, зеркальца, картинки одежды (куртка, комбинезон, скафандр, пальто).

Ход занятия

Воспитатель: С древних времен у человека, когда он смотрел на небо, возникало много вопросов о звездах, и конечно, человек мечтал полететь в космос. А что если нам совершить межпланетное путешествие, в воображении, конечно? Погрузим всё необходимое в самый быстрый самолет и в полет… (Объяснение детей, почему нельзя лететь в космос на самолёте). Правильно, самолет летит, опираясь на воздух, а в космосе нет воздуха, поэтому на самолете нам туда не долететь. Мы полетим туда на ракете.

Воспитатель: Значит нам надо сконструировать ракету. Перед вами лежат фигуры, скажите, как можно назвать их одним словом?Они какие?(ответы детей). Правильно, геометрические. Для построения ракеты у нас есть следующие фигуры – круг, прямоугольники, треугольники (Дети берут фигуры разного размера и цвета и конструируют ракету).

Воспитатель: Сколько конструкций ракет. Целый космодром! Теперь нам надо выбрать одежду для космонавтов (На столе разложены картинки с изображением куртки, комбинезона, пальто, скафандра. Дети делают выбор). Вы правильно выбрали скафандр. Расскажите мне, почему именно скафандр вы выбрали? Почему вы решили, что именно в скафандре можно лететь в космос? (Дети отвечают). В космос космонавт летит в скафандре, который состоит из нескольких слоев и защищает его от вредных воздействий. В таком скафандре космонавт может летать в космос 15 лет подряд и ничего ему не сделается.

В космосе невесомость и мы с вами будем как пушинки, и все предметы будут разлетаться. Поэтому все предметы в нашем космическом корабле мы закрепим.

Воспитатель: А теперь мы готовы отправиться в космос. Внимание, внимание!!! Наш экипаж отправляется в полет. Руки положите на пульт управления ракетой, ноги на педали. Начинаем обратный отсчет: (10, 9, 8 ... 1, 0, пуск – дети считают. Включается космическая музыка, открывается панно с изображением космоса.)

Вот мы и в космосе! В иллюминаторы мы видим много разных планет. Все они вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью которая называется Солнечная система. Глава этой семьи – Солнце! Среди планет есть большие и маленькие. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие – дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает Солнечной системы. Давайте посчитаем, сколько же всего планет в этой дружной семье.

-– Первая, самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. На этой планете очень жарко, как вы думаете почему? (ответы детей – потому что она находится рядом с Солнцем). Меркурий торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год Меркурий успевает обежать вокруг Солнца 4 раза. Древние греки говорили:»Кому надо спешить куда-нибудь, пусть учатся у Меркурия».

Меркурий
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит:»Меня догоните!»

– Вторая от Солнца планета – Венера. Её называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то утром, то вечером. Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому и назвали ее в честь богини красоты Венеры.

ВЕНЕРА
В честь богини красоты названа,Венера, ты!
В тёмных небесах сияешь, красотой нас одаряешь.

– Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней есть все условия для жизни животных и людей. Земля средняя по размеру планета, она находится не слишком далеко и не слишком близко от Солнца. Мы с вами помним, что нашу планету называют голубой планетой, а это потому, что она окутана голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает Землю от перегрева, от охлаждения, от ударов метеорита и, кроме того большую часть нашей планеты занимает вода, которая необходима всем живым организмам.

ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЖИЗНИ
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше звезды,
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.

– Марс – четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли. Посмотрите на эту планету, она отличается от других планет красноватым свечением, поэтому ее часто называют «красной планетой». Марс получил свое название в честь бога войны.

МАРС
Марс – таинственная планета.
Она по размеру чуть больше Луны,
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.

Самые близкие к Солнцу планеты – это Меркурий, Венера, Земля и Марс. Все эти планеты твёрдые и каменистые. Меркурий очень похож на Луну. Венера самая горячая планета и покрыта ядовитыми облаками. Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Под космическую музыку дети двигаются так, как будто они в невесомости. Ловят предметы, среди них космический фотоаппарат. Воспитатель предлагает сфотографировать планеты.

(Раздается звонок в дверь).

Воспитатель: Извините, ребята, звонят из лаборатории. (Уходит и приносит конверт). Ну вот, фотографии уже готовы. Посмотрим, что у нас получилось. Ага, получилось очень даже неплохо! Вот вам снимки, мы продолжаем знакомится с планетами Солнечной системы.

– Пятая планета от Солнца – Юпитер. Это громадный шар, который в 11 раз больше Земли. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы.

ЮПИТЕР
Юпитер – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год!

– Шестая планета от Солнца – Сатурн. Он расположен далеко от Солнца и поэтому на планете очень холодно. Эта планета окрашена в желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.

САТУРН
Сатурн – красивая планета
Желто-оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.

– Уран расположен за Сатурном. Скажите, ребята, какая по счету эта планета? (ответы детей). Правильно седьмая. Это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу Обращен то один его бок, то другой. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь. И на планете царит туман.

УРАН
Уран-лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сороколетие длится там день
И сороколетие – ночь.

– Нептун – восьмая от Солнца планета, она кажется голубой, потому, что ее окружает газ метан.

НЕПТУН
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть её в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.

Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Эта очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы.

ПЛУТОН
Несётся в пространстве далёкий Плутон,
Он Солнца лучами едва освещен.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названьем Харон.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на все планеты и вспомним, как они называются и какие по счету они стоят. Например Уран, Земля... (Ответы детей). Сколько всего планет в Солнечной системе? Какая планета вам понравилась больше всего и почему? Какая планета самая маленькая? А самая большая? Какую планету называют красной? Назовите планету-лежебоку.

Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы (Ответы детей). Верно! Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

Но все равно наша планета Земля самая главная, самая красивая планета Солнечной системы, потому что мы живем на ней. Так давайте же беречь ее! И кто знает, может среди вас сейчас находится будущий космонавт, который полетит в космос, посмотрит на нашу планету сверху и скажет: «Какая же она красивая!!!».

Использованная литература:

  1. Шорыгина Т.А. О космосе. - М.:Книголюб, 2005.
  2. ВВС, Документальный сериал. Планеты, 2005.
  3. OXFORD. Астрономия. - М.:Росмэн,1995.
  4. Хизер Купер, Найджел Хенбест. Атлас космоса. - М.: Дорлинг Киндерсли.1998.
  5. Шилина В.В. Цикл занятий для детей подготовительной к школе группы «Олимпиада знаек». 2005.
  6. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-синтез, 2006.
  7. Дыбина О.В.Ребенок и окружающий мир. - М.:Мозаика-синтез, 2005.